ТЕТ-А-ТЕТ
В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ:
ОТ ЗЕРКАЛА ДО ДНЕВНИКА
Не мир меняется — я в нем меняюсь.
Лишь именем одним я называюсь.
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много. Я живой.
Н. Заболоцкий
Методики (техники) психологической
помощи, с которыми я хочу познакомить читателей
сегодня, ориентированы на помощь
старшеклассникам, переживающим период жизни,
который можно обозначить словом «между».
Подростки и юноши находятся между двумя
берегами: привычным бытием в родительской семье
и взрослой самостоятельной жизнью. Поэтому
основная психологическая задача этого возраста
— создать новую идентичность (Э. Эриксон),
или, говоря по-русски, самоопределиться — стать
автором, режиссером и главным действующим лицом
в пьесе под названием «Моя жизнь».
ОБРАЗ МИРА ЛИЧНОСТИ
Юношеский период принято связывать с
кризисом идентичности.
В школе к слову кризис, как правило, относятся
настороженно и считают, что это нечто «плохое».
Хотя на самом деле кризис — важный и совершенно
необходимый период в жизни каждого
подрастающего человека. Не случайно мудрые
китайцы пишут это слово при помощи двух
иероглифов: один обозначает опасность, а второй
— возможность. Если человек не переживает этого
периода, значит он не взрослеет...
Помня о том, что слово «кризис» пугает наших
соотечественников, я предпочитаю называть этот
период в жизни человека переходом,
расширением жизненного пространства. В это время
происходят неизбежные изменения в субъективном
образе мира человека.
Наше понимание образа мира личности близко к
мифическому в том культурологическом смысле,
который приобрел этот термин («миф»,
«мифическое») сегодня (А. Лосев,
Э. Кассирер, С. Криппер, Дж. Кэмпбелл,
А. Лобок и др.). Мы определяем образ мира как индивидуальный
миф человека о себе, о других людях, о мире и
своей судьбе.
Образ мира как целостное психическое
образование существует на когнитивном и
образно-эмоциональном уровне, организует
психологический опыт человека, создает для него
точку опоры в мире, регулирует его поведение и
бытие. Хорошо сказал один думающий юноша, с
которым мне довелось работать: «Какой миф —
такой и мир, а значит, и судьба такая».
Центральный компонент образа мира — «образ Я»,
то есть миф человека о себе самом, система
представлений о себе и отношений к себе (и ко
всему, что человек считает своим) во времени
жизни и историческом времени.
В качестве других структурных звеньев образа
мира выступают образ другого человека (близкого
и дальнего) и образ мира в целом, который на
глубинном уровне проявляется в чувстве
уверенности или неуверенности человека в мире.
ИЗ КАКОГО СОРА?
Откуда же берется содержание
индивидуального мифа, которое человек присвоил
(то есть сделал своим) и теперь воспроизводит
в соответствующих своему мифу способах
взаимодействия с собой, другими, миром? Этот
вопрос можно перефразировать с помощью
ахматовской строки: «Когда б вы знали, из какого
сора растет индивидуальный миф...»
Несомненно, основы мифа (нормы, представления,
отношения) закладываются в группе первичной
принадлежности — семье, которая становится
матрицей культурной идентичности человека (Фулкс).
Именно здесь создается субъективный образ мира и
себя в нем как само собой разумеющегося.
Подрастая, человек входит в иные группы
принадлежности, окунается в социализирующие
потоки. Теперь «формой для отливки»
индивидуального мифа становится все:
почерпнутые из книжек и фильмов образы всех
времен и народов, удачливый сосед, крутой
сверстник, гости телеэкранов — от успешного
банкира и «ментов» до персонажей мультика...
Каждый выбирает не только для себя, но и по себе —
по степени своей зрелости, по своему разумению
или его отсутствию. А в голове — каша... И способы
«варки» этой каши неведомы.
«И ПРОЩАЮСЬ С СОБОЮ ДО МОЗГА КОСТЕЙ...»
Где-то лет в шестнадцать сложившийся в
детстве индивидуальный миф устаревает. Встает
задача его реконструкции. И прежде всего вместо
образа хорошего/плохого мальчика или
хорошей/плохой девочки человеку нужно создать
образ себя выросшего — самоопределиться. Нужно
переосмыслить старый миф и создать заново
целостный и упорядоченный образ мира и себя в
нем.
Американская журналистка Гейл Шиихи в книге
«Переходы: предсказуемые кризисы в жизни
взрослого человека» называет этот процесс
удивительно точно и емко — «пересадка корней».
Она считает, что основная задача этого возраста
— перебрать корни, которые взрастили в сознании
подростка родители, и пересадить эти корни на
свою почву.
Старшекласснику для решения этой основной
задачи нужно обладать развитой рефлексией, то
есть способностью мысленно выйти из
непосредственного потока жизни и обратить свое
сознание на самое себя. Ему нужно ответить на
вечные вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?» — осознать
свои особенности, принять себя и определить
основания своего бытия в мире.
Наиболее точное описание процесса рефлексии в
переходные периоды жизни я встретила в стихах
Арсения Тарковского.
Начинается новая жизнь для меня,
И прощаюсь я с кожей вчерашнего дня.
Больше я от себя не желаю вестей
И прощаюсь с собою до мозга костей,
И уже, наконец, над собою стою,
Отделяю постылую душу мою...
Да, это он — процесс перехода...
Необходимо проститься с собой прежним, чтобы
встретиться с собой новым, подлинным.
Рефлексивное раздвоение на Я-наблюдателя
(исследователя) и Я-наблюдаемое (исследуемое) в
этот период — условие обретения цельности Я.
Причем цельности не младенчески наивной, а
выстраданной, прорефлексированной, успевшей
расстаться с «кожей вчерашнего дня», пережить
второе рождение, пересоздать себя и стать
личностью.
Задача психолога, которого старшеклассник
допустил в свой миф и разрешил сопровождать себя
в период перехода, — создать условия,
позволяющие человеку совершить эту непростую
работу.
ЗЕРКАЛО И ЗАЗЕРКАЛЬЕ
Хочу у зеркала,
где муть и сон дурманящий,
Я выяснить,
куда мне путь и где пристанище...
М. Цветаева
Начну со сказки, подаренной мне
девушкой, которой я помогала преодолеть кризис
идентичности.
...Ясным солнечным утром маленький
пушистый зверек выбежал из дома. Красотища! По
голубому небу плывут мягкие легкие облака, на
которые хочется прыгнуть и лететь, лететь,
лететь... Распускаются листья на деревьях,
начинают цвести растения, и у каждого — свое
название. Вот — ромашка, вот — незабудка, вот —
красавица роза. «А кто же я? — подумал зверек. —
Кто?»
— Роза, кто я? — подбежал он к цветку.
— Ты? Наверное, тоже роза. Посмотри, какие у тебя
на лапках шипы.
— Нет, мама что-то другое про меня говорила.
Побежал зверек дальше.
— Ромашка, ромашка, кто я?
— Наверное, ты и есть ромашка. Смотри, какой ты
беленький, как я, и глазки у тебя такие же, как у
меня, желтенькие. А может, ты облако — такой же
пушистый...
— Нет, мама не то говорила...
«Кто же я, кто же я? — терялся в догадках зверек. —
Незабудка не знает, деревья не знают... А может,
нет меня?»
— Как же нет тебя? — вышла из дома мама. — Подойди
к пруду. Видишь, кто там?
— Ах, да это же котенок... И это — я? Как я рад, как я
счастлив, что нашел себя. Я похож на розу, облако,
ромашку, но я все-таки — котенок. Я — котенок.
В этой сказке, написанной на одной из
первых консультаций, предельно четко выражена
основная проблема девушки. Обозначено даже
потребное душе средство — зеркало. В сказке —
это зеркало пруда. В него всматривается котенок,
с которым идентифицирует себя автор сказки.
Действительно, возможность разглядеть себя со
стороны связана с образом зеркала, в котором
человек может увидеть себя вблизи. Если же нужно,
он может и отдалиться, отстраниться.
Мифологическая подоснова культурного мотива
зеркала так крепка, что не нуждается в
специальных сопоставлениях и напоминаниях. Если
же захочется сопоставить, в голову вразброс
придет разное: Нарцисс, умерший в муках из-за
невозможности овладеть собственным обликом;
андерсеновский Гадкий Утенок, увидевший свое
отражение и понявший, кто он; Венера с зеркалом в
руках; Светлана из поэмы Жуковского; пушкинская
царевна из «Сказки о мертвой царевне...»; Алиса из
страны чудес и т.д.
ЧУДО РОЖДЕНИЯ
Архетипически мифологема зеркала
связана с душой-Психеей, с переносами во времени
и пространстве, а образ зеркала в истории
культуры несет пограничный преобразующий смысл.
Если же обратиться к психологической литературе,
то образы и метафоры, связанные с зеркалами,
занимают здесь почетное место
(Ж. Лакан, Я. Морено, Дж. Гриндер, Р. Бэндлер, М.
Бахтин, В. Мухина и др.).
Жан Лакан выделил в развитии ребенка особую стадию
зеркала. Ее ключевое событие — хорошо
известное каждому, кому посчастливилось стать
свидетелем развития ребенка от девяти до
восемнадцати месяцев, явление озарения,
когда ребенок впервые узнает себя в зеркале. При
виде своего тела, вновь собранного воедино и
введенного в правильные рамки, он ощущает
«интенсивное ликование». Он прыгает от радости и
улыбается своей матери, которая своим
присутствием гарантирует правильность
исполненного. Впервые он осознает свое
существование. Близко к матери, но отдельно от
нее, он еще неявно, неотчетливо подтверждает свое
право быть иным. Первая встреча с самим собой для
ребенка является новым рождением (Лексенер, 83,
с. 170).
Остановимся в благоговении. Перед нами — чудо
рождения самосознания, момент почти
импритингового запечатления ребенком целостного
образа Я. Лакан настойчиво подчеркивал:
«Важно... понять происходящее на стадии зеркала
как идентификацию... то есть как трансформацию,
происходящую с субъектом при ассимиляции им
своего образа».
«Поверим алгеброй гармонию» — осмыслим это чудо
психотехнически. Какие условия необходимы для
того, чтобы зеркало из обыденного бытового
предмета превратилось в средство,
позволяющее ребенку собрать разрозненные
части себя воедино?
Во-первых, необходимо наличие самого зеркала.
Во-вторых, нужно, чтобы ребенок был готов
«собрать» разрозненные частицы опыта о себе.
В-третьих, нужно, чтобы мать была рядом: ее
принимающие глаза, ее радостная улыбка, ее
готовность поддержать и подтвердить: «Да, это —
ты. И ты мне очень нравишься».
Я так старательно выделяю эти условия, чтобы
читатель-психолог увидел возможность
символически реконструировать подобную
трансформацию (конечно же, на ином, более высоком
уровне) в период «второго рождения». Ведь для
того чтобы оно состоялось, старшекласснику
необходимы зеркала, позволяющие встретиться с
различными аспектами своего телесного,
психологического, социального образа и шаг за
шагом ассимилировать его.
Две техники, дающие возможность создать такие
зеркала, мы рассмотрим в следующей статье.
Наталья ОСУХОВА,
кандидат педагогических наук,
ГосНИИ семьи и воспитания РАО
и Минтруда РФ, г. Москва
В оформлении использован фрагмент
картины Жоржа де Латура «Кающаяся Магдалина», 1630
г.