РЕПОРТАЖ
В ПОИСКАХ ПОЗИТИВНОГО ОПЫТА
5 июля в Москве состоялось совещание
президиума совета по воспитанию и обучению детей
с ограниченными возможностями Всероссийского
общества инвалидов.
Проблема детей-инвалидов достаточно часто
обсуждается на различных совещаниях, причем
самого высокого уровня. Министерство
образования РФ, Министерство здравоохранения РФ
и Министерство труда и социальной защиты РФ
постоянно проводят различные семинары и
конференции, на которых говорится об образовании
этих детей, их реабилитации и адаптации к
нормальной жизни. Но на практике получается так,
что дети-инвалиды продолжают жить в своем
замкнутом мире, часто не имея возможности для
продолжения образования, нормального общения и
досуга. Поэтому было создано новое общественное
объединение — совет по воспитанию и обучению
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инвалиды должны жить полноценной жизнью, считают
члены этого Совета. К сожалению, все благие
пожелания в этом направлении остаются только
словами. Главным препятствием для многих
начинаний сейчас являются межведомственные
барьеры. Особенно сложная ситуация сложилось в
ряде регионов.
Межведомственная разобщенность проявилась даже
на совещании президиума, поскольку его членами
являются представители самых различных
организаций.
Совещание вели сопредседатели совета
С.И. Агеев и Е.Д. Худенко.
Им пришлось приложить немало усилий,
чтобы представители разных ведомств смогли
выслушать друг друга
ДОЛОЙ ППМС-ЦЕНТРЫ!
Взгляд врачей на проблему обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья высказал Е.Т. Лильин (генеральный
директор Республиканского объединения
восстановительного лечения и реабилитации
детей-инвалидов). В своем выступлении он много
внимания уделил проблеме реабилитации этих
детей. По его мнению, она должна быть комплексной
(а не отдельно психологической, педагогической
или медицинской) и включать в себя лечение,
психолого-педагогическую коррекцию жизни
ребенка в семье и социальную адаптацию.
Представитель медицины Е.Т. Лильин
твердо убежден
в правильности своего мнения
Осталось, правда, непонятным, где такую
реабилитацию проводить. Для этой цели
предназначены ППМС-центры, но они были
отвергнуты выступающим по причине присутствия
там специалистов непонятной классификации и
специализации. Такие центры, по мнению Евгения
Теодоровича, должны быть реабилитационными.
Особенно негативно он воспринял появление
центров ранней реабилитации детей. Он считает,
что любая мать, заметив проблемы у ребенка,
пойдет непосредственно к врачу, а не в центр. В
медицине уже создана четкая схема работы с
детьми-инвалидами, которая не нуждается в
изменениях и улучшениях.
Реабилитационные центры должны стать
своеобразной школой для детей и родителей. Там
обязательно должен быть дневной стационар и
центр социальной адаптации. необходимо
присутствие врачей, юристов, педагогов и
инвалидов, которые стали успешными в тех или иных
делах. Они могут стать положительным примером
для детей.
(Психологи почему-то из этого перечня исчезли.
Хотя в современных детских учреждениях для детей
с ограниченными возможностями отсутствуют
именно квалифицированные психологи.)
Такие реабилитационные центры, по мнению
выступающего, должны существовать на разных
уровнях, начиная с федерального и кончая
областным. Все центры (вне зависимости от их
подчинения) призваны заниматься информационной
поддержкой семьи и проводить мониторинг
детского здоровья. Региональные центры должны
внедрять новые технологии и заниматься
подготовкой кадров.
Е.Т. Лильин поставил немало вопросов. Поставим
свой вопрос и мы: если в медицине существует
хорошо разработанная система реабилитационных
центров, то почему она не работает?
ПЕДАГОГИ НЕ СДАЮТСЯ!
Достаточно благостной оказалась
картина, которую нарисовал Б.В. Белявский
(начальник отдела Минобразования РФ).
Оказывается, что и в образовании для
детей-инвалидов все делается именно так, как
нужно.
Начиная с 1997 года Управление специального
образования работает с родительскими
общественными организациями и обществами
инвалидов.
Занимаются в Министерстве образования и
проблемой интеграции детей-инвалидов. Проблема
эта решается отдельно для различных возрастных
групп.
Будет проводиться обучение педагогов по
программе работы с детьми-инвалидами в условиях
интегрированного обучения. Такое обучение
планируется проводить в регионах поэтапно.
ЮНИСЕФ уже готова финансировать эту программу.
Кстати, психологи и педагоги «на местах»
заинтересованы в расширении работы с
детьми-инвалидами.
Предполагается открыть специальные курсы для
руководителей учреждений, работающих с детьми с
ограниченными возможностями обучения.
Будут также проводиться различные обучающие
конференции для педагогов. На них будут
обсуждаться формы и методы работы с больными
детьми. Правда, по мнению Б.В. Белявского,
например, аутизм (заболевание, которое, без
сомнения, требует психолого-педагогической, а не
медицинской реабилитации) стойко игнорируется
органами управления образованием на местах. В
частности, во время проведения опроса в
Московской области выяснилось, что здесь нет ни
одного ребенка с ранним детским аутизмом. И это
на территории, где проживает более 6,5 миллионов
человек! По статистике же, один аутист приходится
на 26 тысяч человек.
Б.В. Белявский выразил озабоченность
межведомственной разобщенностью. Проблема
обучения детей-инвалидов напрямую касается их
профессионального образования. Куда дальше
пойдет такой ученик? Будет ли он востребован
обществом? В России сейчас существует только
один институт-интернат для детей с нарушениями
опорно-двигательной системы.
ЗАКОН НА СТРАЖЕ
О том, как организована работа с
детьми-инвалидами в Москве, рассказала
представитель Московского комитета образования,
начальник юридического управления Л.А.
Дорофеева.
На федеральном уровне разработана
законодательная база, обеспечивающая
образование детей-инвалидов, но, к сожалению, она
не всегда устраивает регионы.
Москва пошла «своим путем» и не стала
переписывать федеральный базовый закон о
специальном образовании, а занялась разработкой
специальных программ. Сейчас уже принят закон
«Столичное образование-4», где учтены права детей
с ограниченными возможностями на получение ими
образовательных услуг. Существуют и
межведомственные программы, созданные совместно
с ведомствами по здравоохранению, делам семьи и
молодежи.
Впервые в нашей стране Московским департаментом
образования был разработан проект школы
надомного обучения.
Людмила Алексеевна с сожалением констатировала,
что в правовой сфере сегодня существует
информационный вакуум. Нет таких информационных
изданий, где юристы, врачи, педагоги и психологи
давали бы родителям консультации и разъясняли бы
права детей-инвалидов. Оптимальным стало бы
создание информационного сборника с подборкой
всех существующих материалов для тех, кто
работает и общается с детьми-инвалидами.
НЕ СОЗДАВАТЬ ИЛЛЮЗИЙ
Оригинальную точку зрения высказала
И.А. Тушевская (декан вечернего факультета
Московского государственного университета
культуры). На этом факультете готовят социальных
педагогов для реабилитационных центров и
домашних гувернеров. Ирина Александровна,
являясь мамой ребенка-инвалида, лучше многих
знает и понимает проблемы этих детей и их
родителей.
Она с большой осторожностью отнеслась к тому, что
родители детей-инвалидов будут иметь
возможность получать всю информацию о своих
правах. Дело в том, что правовое поле для
детей-инвалидов существует, но оно не работает!
Причем не только в регионах, но даже в Москве. А
знание о законах, которые не работают, приведет к
острой конфронтации между представителями
властей и родителями детей-инвалидов.
И.А. Тушевская говорила
о правах детей-инвалидов и их родителей
Даже если конкретный чиновник или
представитель власти искренне готов помочь
ребенку, часто он просто не может сделать этого
из-за отсутствия материальных возможностей для
такой помощи.
Информационная база должна быть, но она должна
содержать работающие документы и позитивные
материалы о реабилитационной работе с детьми.
Нельзя воспитывать иждивенческую позицию у
родителей, надо настраивать их на то, чтобы они
сами умели многого добиваться.
Ирина Александровна высказала ряд претензий к
врачам. По ее мнению, они стали очень жестко
специализироваться. При этом каждый из
специалистов отстаивает собственную точку
зрения. Поэтому часто родители детей-инвалидов
становятся заложниками профессиональной
рассогласованности.
Все это приводит к еще одному негативному
явлению. Сами родители начали активно заниматься
специальной психологией. Многие из них, не имея
нужной подготовки и ориентируясь прежде всего на
проблемы собственного ребенка, стали работать в
реабилитационных центрах.
При желании можно было бы давать родителям
специальные знания, делая из них помощников
педагогов. Многие родители идут работать в центр,
потому что не знают, как им взаимодействовать с
собственным ребенком. Они сами нуждаются в
психологической помощи и поддержке. Необходима
профессиональная работа, чтобы помогать
родителям выйти из стресса.
И здесь очень важно информирование о реальном
положении вещей. Не следует создавать иллюзий у
родителей. Ребенок с повреждением
опорно-двигательного аппарата никогда не будет
нормально ходить.
На первый план должен выйти поиск путей
компенсаторного развития ребенка. Вот здесь как
раз нет никаких границ для творческого и
личностного развития.
В коррекционной работе полезны такие формы, как
игровая системотехника. Правда, сейчас у нас
крайне мало таких специалистов.
ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
В Москве уже полгода существует центр
образования и медико-социальной реабилитации
«Здоровое поколение», в котором решены многие,
казалось бы, безнадежные проблемы: преодолены
межведомственные барьеры, идет реабилитационная
работа с детьми и их семьями, осуществляется
ранняя диагностика и коррекция нарушений в
развитии детей.
Все это не чудеса, а хорошо продуманная и
ежедневная работа. О ней рассказала заместитель
директора центра Л.И. Аксенова.
В «Здоровое поколение» направляются дети из
детской поликлиники им. Н.Ф. Филатова. В центре
работает команда хорошо подготовленных врачей.
Если дети маленькие — от одного до полутора лет,
то родители находятся в центре вместе с ними.
Здесь дети и родители посещают реабилитационные
группы. Трехлетки занимаются в развивающих
группах кратковременного пребывания. Мама с
ребенком за один визит в центр успевает побывать
у нескольких специалистов.
Многие дети интегрируются в обычные
детсадовские группы, существующие при центре.
Диагностика и коррекция, которую проводят здесь
с детьми, является бесплатной. Финансирование
идет из трех источников: комитетов образования,
здравоохранения и социальной защиты населения
правительства Москвы.
Многим маленьким клиентам, к сожалению,
приходится отказывать — нет мест. Правда, сейчас
на базе Московского государственного
педагогического университета ведется
подготовка специалистов для работы в
аналогичных детских учреждениях.
Очевидно, одной из функций совета по воспитанию и
обучению детей с ограниченными возможностями
должно стать изучение и распространение
позитивного опыта.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Образовательный
научно-методический центр
«Развитие и коррекция»
Тел.: (095) 953-35-50
Рассказывая о Совете по воспитанию и
обучению детей с ограниченными возможностями,
его сопредседатель, директор образовательного
научно-методического центра «Развитие и
коррекция» Елена Дмитриевна ХУДЕНКО особо
отметила, что идея его создания была инициативой,
идущей «снизу».
Создание Совета было инициировано директорами
коррекционных школ и реабилитационных центров в
связи с тем, что их проблемы не решались на
местах. Очень мешает межведомственная
разобщенность, а ведь именно дети-инвалиды, как
никто другой, нуждаются в содействии органов
социального обеспечения, в медицинской помощи, в
специальном образовании. Поэтому на практике
невозможно создать единый образовательный
маршрут, который декларирован во всех наших
законодательных актах. Причиной этого могут быть
разногласия в определении источников
финансировании специалистов различных ведомств,
финансовой помощи самим детям. Это и подвигло
специалистов объединиться и создать совет.
На этом совещании определился состав президиума,
был утвержден план его работы. Удалось
скоординировать усилия всех заинтересованных
сторон: ученых, специалистов отделов
образования, системы социального обеспечения и
развития, врачей.
Елена Дмитриевна, как будет работать совет в
регионах?
Мы предполагаем, что к нашей работе
подключится практически вся Россия. Сейчас в
Совет входят 154 директора коррекционных школ,
около 20 родительских ассоциаций из 54 регионов
России.
Для того чтобы эффективно управлять такой
разобщенной и разветвленной сетью, мы опираемся
на структуру федеральных округов. С нами
сотрудничают представители этих округов,
которые создают межрегиональные отделения
совета, включая и областные.
Центральным органом совета является президиум.
На его заседании мы планируем составить график
проведения межрегиональных советов, утвердить
планы их работы и определить первые шаги по
решению наиболее актуальных проблем.
Что планируется в первую очередь?
На мой взгляд, наиболее разумным будет открытие
в регионах курсов по обучению родителей из семей,
которые имеют детей-инвалидов. Эти курсы будут
проводиться под эгидой ЮНЕСКО. Также (если будут
финансовые возможности) нужно организовать
междисциплинарные курсы для психологов,
педагогов, учителей, реабилитологов, которые
работают с детьми-инвалидами.