КНИЖНЫЙ ШКАФ
ОДАРЕННЫЕ
ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ И ШКОЛЕ
А.И. Савенков
М.: Издательский центр «Академия», 2000
В последнее время издано немало книг
по вопросам одаренности. Данное издание выгодно
отличается от них, с одной стороны, наличием
авторского, обоснованного и проверенного в
многолетних исследованиях, подхода, и с другой —
широтой охвата проблемы.
Авторский подход проявляется не только в
декларировании собственной точки зрения, но и в
заинтересованной манере изложения.
Что касается содержательной стороны книги, то
А.И. Савенкову удалось затронуть практически все
аспекты проблемы одаренности.
Во-первых, он рассматривает одаренность с
позиций психологии, педагогики и психогенетики и
приводит много интересных фактов, которые могут
быть по-разному интерпретированы читателем.
Автор не навязывает свое видение проблемы, а дает
возможность читателю сделать самостоятельные
выводы.
Во-вторых, в пособии изложены как теоретические
основы одаренности, так и практические
рекомендации, вытекающие из той или иной научной
модели.
И, наконец, в-третьих, описание истории вопроса
соседствует с представлением современного
состояния проблемы диагностики, обучения и
воспитания одаренных детей.
Данное издание по своему замыслу является
учебным, но содержит в себе материалы и для
практической работы.
Для психолога-практика будет интересен раздел
«Идентификация одаренных как педагогическая
проблема», в котором автор рассматривает
диагностику одаренности в виде многоуровневой
системы.
Большое внимание в книге уделено педагогическим
аспектам проблемы детской одаренности. Хорошо
известно, что одаренные дети нуждаются в
специальных программах обучения. Автор, опираясь
на разработанные в педагогике подходы к обучению
одаренных детей, говорит о том, каким образом
можно перестроить образование, чтобы оно стало
индивидуальным.
Как известно, существуют стратегии
совершенствования обучения, опирающиеся на
количественные параметры содержания
образования: стратегия ускорения и стратегия
интенсификации. Автором выделяется также
стратегия обогащения, которая, в свою очередь,
делится на горизонтальное обогащение —
дополнение учебного плана специальными курсами
и вертикальное — изменение принципа построения
всех учебных программ.
Казалось бы, такая книга должна не только
вооружать готовыми знаниями психологов и
педагогов, но и вдохновлять их на работу с
одаренными детьми. Однако после ее прочтения
возникает вопрос: а каков в жизни одаренный
ребенок? Опираясь на «Рабочую концепцию
одаренности», автор дает определение понятия
«одаренный ребенок», говорит о видах и
проявлениях одаренности и даже приводит
соответствующие примеры (правда, в основном из
жизни выдающихся людей). Но все это не помогает
читателю составить полное представление о
сегодняшних одаренных детях. Возможно, подобная
незавершенность — проявление специфики
обсуждаемой проблемы?
Марина СТЕПАНОВА
|