ИГРОТЕКАПИШИТЕ ПИСЬМА!Игра «Почта» описана в западной
литературе давно. В частности, с ее полным
вариантом (который решает определенную задачу —
выявление коммуникативной сети группы) можно
познакомиться в книге М.-А. Робера и Ф. Тильмана
«Психология индивида и группы». Мы предлагаем
нашим читателям вариант «Почты», адаптированный
для подростков и ориентированный на развитие
навыков сотрудничества, анализа коммуникативной
ситуации, принятие групповых решений ПРАВИЛАПри первом прочтении игра выглядит
довольно громоздко, но достаточно провести ее
один раз, и вы уясните для себя все необходимые
нюансы и тонкости. Можете начать с коллег —
педагогов. Игра увлекательная и очень полезная. Первый вариант. Мы имеем дело с ««чистым» наблюдателем: он не вступает в общение с участником, а только наблюдает за его действиями и отмечает для себя ход игры, делая умозаключения. Второй вариант. Наблюдатель, по
сути, является соучастником, но с правом
совещательного голоса. Окончательное решение
остается за основным игроком. СУТЬ ИГРЫКаждый участник получает некое досье, в котором содержится информация для всех, приватная информация и бланк для итогового ответа. Информация для всех (она может быть вложена в досье, а может быть озвучена ведущим устно). Каждый участник игры получил листок, на котором изображены пять геометрических фигурок. Есть такой листочек и у тебя. Известно, что одна из фигурок — общая, то есть содержится в листочках всех шести участников. Какая это фигурка? Узнать это можно, отправляя и получая письма. Когда ты установишь, что это за фигурка, перерисуй ее на бланк для итогового ответа и отправь ведущему через почтальона. После того как ты отправил свой ответ, ты можешь продолжать отправлять и получать письма, если видишь в этом необходимость. Помни: игра закончится тогда, когда все участники сдадут свои ответы. Игра считается удачной, если все ответы окажутся правильными. Такова инструкция. Мы видим, что работать участникам предстоит в ситуации дефицита информации. Стоящая перед ними задача носит индивидуально-коллективный характер: важно найти ответ самому и помочь определиться всей группе. Но не говорите об этом участникам! Они должны сами прийти к этому в процессе работы. В таком открытии — главная суть игры «Почта». Приватная информация представляет собой листок, на котором нарисовано 5 фигурок. Как мы уже говорили, эти рисунки отличаются друг от друга и содержат лишь одну общую фигурку. Набор этих карточек:
Рис.1
|
|
Рис. 2
Бланк для итогового ответа
Как мы видим, задача, поставленная перед участниками, очень проста. Теоретически группа может найти правильный ответ с помощью всего 30 сообщений. Но на практике их гораздо больше! Некоторые группы посылают больше 100 сообщений, и для решения им требуется до 30 минут!
ОБСУЖДЕНИЕ
После того как все участники дали свои
ответы, ведущий оглашает правильный ответ и
просматривает решения, предложенные
участниками.
Дальнейшие события могут разворачиваться в двух
направлениях.
Укороченный вариант: все садятся в круг,
участники подсчитывают количество полученных
ими сообщений. Все вместе — участники,
наблюдатели, почтальон — анализируют, насколько
эффективно действовала группа.
Более долгий по времени, но и более осмысленный
вариант заключается в том, что ведущий
предлагает всем принимавшим участие в игре
разделиться на две группы: первая — участники,
вторая — наблюдатели с почтальоном.
Каждая из двух групп обсуждает в течение 10–15
минут следующие вопросы.
Какое поведение участников помогало искать правильный ответ? А какое мешало?
Какого типа письма были наиболее информативными?
Какие ошибки совершали участники в процессе игры?
Затем все садятся в общий круг и
обмениваются мнениями. Главный итог обсуждения
— выработка некоторой стратегии эффективного
поведения в подобной ситуации.
Наш опыт подсказывает, что чаще всего
встречаются следующие ошибки участников: работа
на собственный выигрыш (конкурентная позиция,
которая приводит к сокрытию информации);
необдуманная, стихийная стратегия отправки
писем; невнимательное отношение к просьбам,
сформулированным в присланных письмах;
несерьезное отношение к ситуации;
невнимательное прочтение инструкции.
При всей кажущейся трудности игра «Почта», как
правило, проходит на подъеме и приносит неплохие
обучающие результаты. Советуем попробовать.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук