Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2001

ИГРОТЕКА

ПИШИТЕ ПИСЬМА!

Игра «Почта» описана в западной литературе давно. В частности, с ее полным вариантом (который решает определенную задачу — выявление коммуникативной сети группы) можно познакомиться в книге М.-А. Робера и Ф. Тильмана «Психология индивида и группы». Мы предлагаем нашим читателям вариант «Почты», адаптированный для подростков и ориентированный на развитие навыков сотрудничества, анализа коммуникативной ситуации, принятие групповых решений
и т.д.

ПРАВИЛА

При первом прочтении игра выглядит довольно громоздко, но достаточно провести ее один раз, и вы уясните для себя все необходимые нюансы и тонкости. Можете начать с коллег — педагогов. Игра увлекательная и очень полезная.
Для ее выполнения требуется 13 человек: 6 участников, 6 наблюдателей и один почтальон. Участники садятся в круг за небольшие столики (парты), спиной друг к другу. При выполнении упражнения между собой они могут общаться только с помощью письменных сообщений. Для этого каждому участнику выдается большая стопка бумаги (небольшого формата, типа листочков для записей, 10 х 10 см). Каждый участник может послать столько сообщений, сколько захочет.
За каждым закрепляется номер: У1, У2, У3, У4, У5, У6. Важно убедиться в том, что игроки запомнили не только собственный номер, но и номера друг друга!
Во время игры участники будут писать письма друг другу. Они должны быть «именными». Это значит, что в верхнем углу каждого письма должно быть написано, каким номером оно отправлено и какому номеру адресовано. Взрослым предлагается самим писать вверху каждого отправляемого листочка: «От... к...». С подростками рекомендуем поступить иначе. Ведущий раздает участникам уже подписанные от их имени (точнее, но’мера) листочки. Им остается только вписать номер адресата.
Важный момент: если участник, к примеру У1, получил от участника У3 информацию, которую он считает полезной еще для кого-то, он не может просто переадресовать этот листочек. Он должен переписать информацию на свой бланк и отправить заинтересованному лицу.
На столе у каждого участника стоят две корзинки (коробочки). В одну из них почтальон письма кладет, из другой берет и относит по назначению.
Рядом с каждым участником сидит наблюдатель. В зависимости от выполняемой им функции могут быть два варианта игры.

Первый вариант. Мы имеем дело с ««чистым» наблюдателем: он не вступает в общение с участником, а только наблюдает за его действиями и отмечает для себя ход игры, делая умозаключения.

Второй вариант. Наблюдатель, по сути, является соучастником, но с правом совещательного голоса. Окончательное решение остается за основным игроком.
Второй вариант предпочтительнее в работе с подростками, так как они получают возможность задать уточняющие вопросы. Но первый вариант очень хорош, так как учит работать с инструкцией самостоятельно. А это очень важный психологический навык!

СУТЬ ИГРЫ

Каждый участник получает некое досье, в котором содержится информация для всех, приватная информация и бланк для итогового ответа.

Информация для всех (она может быть вложена в досье, а может быть озвучена ведущим устно).

Каждый участник игры получил листок, на котором изображены пять геометрических фигурок. Есть такой листочек и у тебя. Известно, что одна из фигурок — общая, то есть содержится в листочках всех шести участников. Какая это фигурка? Узнать это можно, отправляя и получая письма. Когда ты установишь, что это за фигурка, перерисуй ее на бланк для итогового ответа и отправь ведущему через почтальона. После того как ты отправил свой ответ, ты можешь продолжать отправлять и получать письма, если видишь в этом необходимость. Помни: игра закончится тогда, когда все участники сдадут свои ответы. Игра считается удачной, если все ответы окажутся правильными.

Такова инструкция. Мы видим, что работать участникам предстоит в ситуации дефицита информации. Стоящая перед ними задача носит индивидуально-коллективный характер: важно найти ответ самому и помочь определиться всей группе. Но не говорите об этом участникам! Они должны сами прийти к этому в процессе работы. В таком открытии — главная суть игры «Почта».

Приватная информация представляет собой листок, на котором нарисовано 5 фигурок. Как мы уже говорили, эти рисунки отличаются друг от друга и содержат лишь одну общую фигурку. Набор этих карточек:

У-1

 

У-2

 

У-3

 

У-4

 

У-5

 

У-6

Рис.1
Приватная информация для участников

Оформление бланка для итогового ответа.

Упражнение на
коммуникацию

Проблема.........

У.....................

Листок-ответ

Рис. 2
Бланк для итогового ответа

Как мы видим, задача, поставленная перед участниками, очень проста. Теоретически группа может найти правильный ответ с помощью всего 30 сообщений. Но на практике их гораздо больше! Некоторые группы посылают больше 100 сообщений, и для решения им требуется до 30 минут!

ОБСУЖДЕНИЕ

После того как все участники дали свои ответы, ведущий оглашает правильный ответ и просматривает решения, предложенные участниками.
Дальнейшие события могут разворачиваться в двух направлениях.
Укороченный вариант: все садятся в круг, участники подсчитывают количество полученных ими сообщений. Все вместе — участники, наблюдатели, почтальон — анализируют, насколько эффективно действовала группа.
Более долгий по времени, но и более осмысленный вариант заключается в том, что ведущий предлагает всем принимавшим участие в игре разделиться на две группы: первая — участники, вторая — наблюдатели с почтальоном.
Каждая из двух групп обсуждает в течение 10–15 минут следующие вопросы.

  • Какое поведение участников помогало искать правильный ответ? А какое мешало?

  • Какого типа письма были наиболее информативными?

  • Какие ошибки совершали участники в процессе игры?

Затем все садятся в общий круг и обмениваются мнениями. Главный итог обсуждения — выработка некоторой стратегии эффективного поведения в подобной ситуации.
Наш опыт подсказывает, что чаще всего встречаются следующие ошибки участников: работа на собственный выигрыш (конкурентная позиция, которая приводит к сокрытию информации); необдуманная, стихийная стратегия отправки писем; невнимательное отношение к просьбам, сформулированным в присланных письмах; несерьезное отношение к ситуации; невнимательное прочтение инструкции.
При всей кажущейся трудности игра «Почта», как правило, проходит на подъеме и приносит неплохие обучающие результаты. Советуем попробовать.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук