КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПРАКТИКУМ
ПО КРЕАТИВНОЙ ТЕРАПИИ
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.
Грабенко
СПб.: Речь, 2001
В этой книге «собраны жемчужины
практической психологии и педагогики — методы,
связанные с активизацией в человеке творческого
созидающего начала». Так пишут сами авторы в
обращении к читателям. Хотя, пожалуй, подобное
заявление о собственной работе может показаться
кому-то несколько нескромным, на мой взгляд, оно
является во многом истинным. Ведь методы
сказкотерапии, куклотерапии, игротерапии,
арт-терапии, песочной терапии, абсурдизации,
формокоррекционной ритмопластики действительно
пробуждают креативность в детях и взрослых,
заставляют их увидеть в себе и вокруг множество
удивительных, необычных, волшебных явлений,
сдирают маску солидной взрослости с глубоко
запрятанного (у некоторых) внутреннего ребенка.
Нельзя не поддаться обаянию сказок, щедро
рассыпанных по страницам книги. Среди них много
знакомых, встречавшихся ранее в других изданиях,
много новых — притч, анекдотов, историй, стихов,
философских эссе. По-моему, эту книжку стоило бы
прочитать, даже если бы кроме них в тексте больше
ничего не было.
Из этой книги я, например, впервые узнал, что
такое формокорреционная ритмопластика.
Оказывается, это уникальный синтез
телесно-ориентированных и арт-терапевтических
техник, восточной философии, духовной практики и
сказкотерапии. Задачей этого метода является
создание гармоничных форм в противовес
дисгармоничным; человек как бы символически
«лепит сам себя» и «лепит» предметы окружающего
его мира.
Новой в современной психотерапии является
техника абсурдизации и игр с использованием
нонсенса в сказочном контексте. Любопытно, что
психологи вспомнили замечательную книгу Клюева
«Между двух стульев» спустя двенадцать лет после
ее первого издания и обнаружили в ней богатые
ресурсы для психотерапевтической абсурдизации.
В рецензируемом практикуме привлекает четкость
и системность изложения материала. Каждый из
методов описан по ясной и прозрачной схеме, с
необходимой детализацией и комментариями. Есть
подробные описания конкретных техник, игр и
приемов. Теоретического и методического
материала в книге действительно много.
Впрочем, трудно удержаться и от некоторых
критических замечаний. Большая часть материала
первой и второй глав, посвященных теоретическим
основам и практике сказкотерапии, уже
неоднократно встречалась в других книгах Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеевой (или в книгах, вышедших под
ее редакцией), а ведь это — почти треть общего
объема текста. Материал-то хороший, но, покупая
книгу, мы все-таки хотим найти в ней то, чего еще
не знаем. На страницах «Школьного психолога»
мною уже высказывались соображения о некоторых
недостатках предлагаемой
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой классификации сказок
(она воспроизводится и в «Практикуме...»), поэтому
повторяться не буду.
Вместе с тем это очень полезная и нужная книга. В
библиотеке школьного психолога она не будет
лишней.
Игорь ВАЧКОВ
|