ГИЛЬДИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА
ИЗ НАЧАЛЬНОГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Организационно-содержательная модель
деятельности
Переход детей из начального в среднее
звено школы мы, психологи и педагоги, последние
годы уверенно называем кризисом. У нас,
несомненно, есть для этого определенные
основания. Мы наблюдаем состояние детей,
отслеживаем их школьную успешность и видим, что
успеваемость у многих из них падает, интерес к
учебе снижается, отношения между детьми
становятся более напряженными, конфликтными, а
они сами — тревожными, часто непредсказуемыми в
своих реакциях, значительно более отстраненными
от нас, взрослых. Чем не кризис? Да, похоже, но вот
вопрос: откуда он «родом»?
Это некоторый закономерный рубеж
психологического развития детей, нечто,
связанное с логикой этого развития? Нет. У этого
кризиса другое происхождение, скажем так,
организационно-педагогическое. Он создается
логикой обучения в российской школе,
несостыковкой программ начальной и средней
школы, неоправданно резким и непродуманным
переходом из одной социальной ситуации в другую.
Он порожден нами, взрослыми, а значит, мы и
ответственны за его преодоление. Предлагаемая
система работы педагогов и психологов на этапе
перехода детей из начального в среднее звено и
есть попытка если не преодоления, то
существенного смягчения психологических
последствий данного педагогического кризиса.
В рамках модели предполагается довольно
насыщенная, последовательная и взаимосвязанная
работа педагогов, психолога и администрации
школы в течение года: с января по январь. Лишь
некоторые мероприятия подготовительного либо,
напротив, завершающего характера выходят за
рамки этого периода.
Цель работы может быть
определена как создание условий для успешного
обучения выпускников начальной школы в среднем
звене. Она направлена прежде всего — на интересы
ребенка и лишь во вторую очередь — на задачи
учебного процесса. Главное не в том, чтобы
приспособить ребенка к ситуации обучения в
средней школе, а в том, чтобы обеспечить его
дальнейшее поступательное развитие, его
психологическое благополучие. При необходимости
— и за счет снижения планки образовательных
задач.
В работе выделяются два взаимосвязанных этапа. Первый
этап — формирование готовности к обучению в
новой социально-педагогической ситуации —
охватывает второе полугодие выпускного класса. Второй
этап — создание условий для успешной
социально-психологической адаптации к новой
социальной ситуации — это первое полугодие
пятого класса.
Этап формирования готовности,
по своим задачам и по формам работы с детьми,
преимущественно — педагогический. Конечно, он
предполагает разнообразную и значимую работу
психолога. И все же главное — в создании
педагогической преемственности программ и
организации учебного процесса в начальной и
средней школе.
Этап социально-психологической
адаптации, наоборот, в большей степени
обеспечивается психологическими (по решаемым
задачам и форме проведения) программами и
мероприятиями. Главное — в создании в рамках
образовательной среды психологических условий
успешной адаптации.
Реализация предлагаемой системы
работы возможна при выполнении ряда
управленческих условий.
Прежде всего, уже в середине года администрация
школы должна иметь четкие представления о том,
какая команда педагогов «возьмет» выпускные
классы начальной школы и поведет их дальше.
Второе условие — должно быть налажено серьезное
методическое сотрудничество между педагогами
среднего и начального звена. В противном случае,
никакая корректировка программ невозможна!
Третье условие — у школьной администрации
должно быть отчетливое понимание того, что
серьезная работа по организации преемственности
необходима каждой школе, желающей сохранить себя
в качестве жизнеспособной образовательной
среды. И в это надо вкладывать время и силы
педагогов.
Пятиклассники — существа совершенно
особенные. Во многом — по духу своему, интересам,
манере поведения — они близки ученикам
начальной школы. «Идейно» же, а также по своему
объективному статусу стремятся присоединиться к
старшеклассникам.
Мы убеждены, что вся учебная и внеучебная работа
с учащимися 5-х классов должна строиться с учетом
их «маргинального» статуса. В некоторых случаях
их стоит присоединять к начальной школе (в
качестве самых старших, консультантов,
помощников педагогов и т.д.). Иногда — включать в
мероприятия средней школы, но при этом помнить,
что конкуренции пятиклассникам не выдержать и
вообще им проще находиться в этой ситуации в
позиции деятельных наблюдателей, чем активных
участников.
Первые полгода обучения в средней школе — время
особенное. Дети решают совершенно определенные
задачи: принять и понять систему новых
требований, наладить отношения с педагогами,
привыкшими работать с подростками, найти свое
место в школе, ставшей неожиданно большой.
Очень важная задача — выйти на новый уровень
учебной самоорганизации, научиться
самостоятельно планировать время, отводимое на
домашние задания, правильно его распределять.
Новые учителя предлагают формы работы, доселе не
освоенные, и на осмысление тоже нужно время.
Мы рекомендуем классным руководителям и
психологам первые полгода большую часть времени
уделить именно этим проблемам, а к
целенаправленному формированию детского
коллектива переходить позже, когда решены
основные учебные проблемы.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
психологическое
направление |
Выпускной класс начальной
школы
|
|
|
|
ЯНВАРЬ |
ФЕВРАЛЬ |
МАРТ |
АПРЕЛЬ |
МАЙ |
ИЮНЬ |
ИЮЛЬ |
АВГУСТ |
СЕНТЯБРЬ |
ОКТЯБРЬ |
НОЯБРЬ |
ДЕКАБРЬ |
ЯНВАРЬ |
Реализация учебной
психологической программы «Профессия —
школьник» |
|
Проведение
развивающей психологической игры «Впереди у нас
— пятый класс» (в два этапа). |
Методическая
работа: разработка программы
социально-психологической адаптации
пятиклассников с учетом особенностей конкретных
классов. Консультации с классным руководителем:
совместное планирование адаптационных
мероприятий, сроков проведения родительских
собраний и т.д. |
|
Совместный
«круглый стол» для учителей начальной школы,
педагогов-предметников, классного руководителя
и представителей администрации на тему «Единые
педагогические требования к обучению и
поведению пятиклассников». Обязательный итог —
создание памятки для педагога, самого ученика и
родителей |
Проведение цикла развивающих
занятий, направленных на эмоциональное принятие
новой социальной ситуации и новых учебных
требований, отреагирование тревожных событий,
выработку навыков учебной самоорганизации
детей. Проведение в рамках данного цикла занятия
«Мы делаем уроки» совместно с родителями. |
|
Разработка
программы диагностики уровня готовности
выпускников начальной школы к обучению в среднем
звене: постановка проблемы и задач диагностики,
подбор и подготовка диагностических материалов.
Совместное с завучем планирование времени
проведения диагностических мероприятий.
Обработка данных диагностики. |
Проведение проектной
психологической игры «Мы строим парк». |
|
Посещение уроков, наблюдение
за детьми. По итогам посещений — обсуждение с
педагогом психологических и учебных
возможностей и трудностей детей. Проведение
диагностико-развивающей игры «Калейдоскоп». |
|
Проведение
психолого-педагогической диагностики и
обработка результатов. Подготовка данных
диагностики к консилиуму. |
|
Проведение
психолого-педагогического консилиума по
вопросам адаптации пятиклассников к новой
ситуации обучения и жизнедеятельности в школе |
Проведение
коррекционно-развивающих мини-групповых или
индивидуальных занятий (по необходимости или
запросу). Поддержка работы классного
руководителя — консультативная, методическая,
организационная (до конца учебного года). |
|
|
|
(на каникулах) Разработка
программы диагностики уровня готовности
выпускников начальной школы к обучению в среднем
звене: постановка проблемы и задач диагностики,
подбор и подготовка диагностических материалов.
Совместное с завучем планирование времени
проведения диагностических мероприятий. |
Проведение
психолого-педагогического консилиума по
вопросам готовности выпускников начальной школы
к обучению в среднем звене |
Участие в родительском
собрании, изложение результатов психологической
работы с выпускниками и планов дальнейшей
работы. |
(начало месяца)
Проведение родительского собрания на тему
«Психологические особенности периода адаптации:
формы родительской помощи и поддержки». |
Проведение
психологической игры «Паровозики» (она является
логическим продолжением игры «Впереди у нас —
пятый класс»). |
педагогическое
направление |
Организационная встреча
будущих учителей-предметников и учителей
выпускных классов: обсуждение плана совместных
действий. |
|
(на каникулах)
Разработка педагогами-предметниками
контрольных работ или учебных тестов на конец
года; совместная с педагогами выпускных классов
корректировка программы на последнюю четверть с
учетом возможностей детей и требований
программы пятого класса. |
Проведение
родительского собрания с приглашением
педагогов-предметников, будущего классного
руководителя и психолога. |
Методическая
работа педагогов-предметников: корректировка
программ с учетом учебных и психологических
возможностей конкретных детей; составление
плана внеурочных педагогических мероприятий для
пятиклассников. |
Предъявление
детям и неукоснительное соблюдение самими
педагогами выработанных на «круглом столе»
требований. Проведение классным руководителем
классного часа на тему «Как живешь,
пятиклассник?» (знакомство, обсуждение общих
планов, дизайн нового кабинета и т.д.) |
|
Подготовка
классного руководителя и педагогов-предметников
к психолого-педагогическому консилиуму: сбор
учебных материалов, обобщение результатов
наблюдений и т.д. |
|
Посещение
педагогами-предметниками уроков в выпускных
классах, знакомство с программами и системой
учебно-дисциплинарных требований учителей
начальной школы. Соотнесение программы
выпускного класса по конкретному учебному
предмету и программы пятого класса, обозначение
несовпадений в требованиях программ. |
|
Подготовка учителей и
завуча начальной школы к
психолого-педагогическому консилиуму: сбор
тестовых педагогических материалов, обобщение
результатов наблюдений. |
|
Проведение
учителями-предметниками пробных уроков.
Обучение детей по откорректированным программам
с использованием новых
организационно-педагогических приемов (активно
применяемых педагогами среднего звена). |
|
Проведение
коррекционно-педагогических мероприятий (по
необходимости или запросу) педагогами
-предметниками. Активная работа классного
руководителя по формированию детского
коллектива. |
Проведение систематических
наблюдений за детьми на уроках и переменах,
оказание им необходимой организационной помощи
и психологической поддержки. |
|
Оказание помощи детям
и их родителям в учебной самоорганизации:
планирование времени, подготовка домашних
заданий, распределение сил между предметами,
освоение новых форм учебных заданий и т.д.
Консультации по этим вопросам классного
руководителя и педагогов-предметников. |
|