Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2001

ГИЛЬДИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА
ИЗ НАЧАЛЬНОГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Организационно-содержательная модель деятельности

Переход детей из начального в среднее звено школы мы, психологи и педагоги, последние годы уверенно называем кризисом. У нас, несомненно, есть для этого определенные основания. Мы наблюдаем состояние детей, отслеживаем их школьную успешность и видим, что успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами — тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными от нас, взрослых. Чем не кризис? Да, похоже, но вот вопрос: откуда он «родом»?
Это некоторый закономерный рубеж психологического развития детей, нечто, связанное с логикой этого развития? Нет. У этого кризиса другое происхождение, скажем так, организационно-педагогическое. Он создается логикой обучения в российской школе, несостыковкой программ начальной и средней школы, неоправданно резким и непродуманным переходом из одной социальной ситуации в другую. Он порожден нами, взрослыми, а значит, мы и ответственны за его преодоление. Предлагаемая система работы педагогов и психологов на этапе перехода детей из начального в среднее звено и есть попытка если не преодоления, то существенного смягчения психологических последствий данного педагогического кризиса.
В рамках модели предполагается довольно насыщенная, последовательная и взаимосвязанная работа педагогов, психолога и администрации школы в течение года: с января по январь. Лишь некоторые мероприятия подготовительного либо, напротив, завершающего характера выходят за рамки этого периода.

Цель работы может быть определена как создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Она направлена прежде всего — на интересы ребенка и лишь во вторую очередь — на задачи учебного процесса. Главное не в том, чтобы приспособить ребенка к ситуации обучения в средней школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие. При необходимости — и за счет снижения планки образовательных задач.
В работе выделяются два взаимосвязанных этапа. Первый этап — формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации — охватывает второе полугодие выпускного класса. Второй этап — создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации — это первое полугодие пятого класса.

Этап формирования готовности, по своим задачам и по формам работы с детьми, преимущественно — педагогический. Конечно, он предполагает разнообразную и значимую работу психолога. И все же главное — в создании педагогической преемственности программ и организации учебного процесса в начальной и средней школе.

Этап социально-психологической адаптации, наоборот, в большей степени обеспечивается психологическими (по решаемым задачам и форме проведения) программами и мероприятиями. Главное — в создании в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий.
Прежде всего, уже в середине года администрация школы должна иметь четкие представления о том, какая команда педагогов «возьмет» выпускные классы начальной школы и поведет их дальше.
Второе условие — должно быть налажено серьезное методическое сотрудничество между педагогами среднего и начального звена. В противном случае, никакая корректировка программ невозможна!
Третье условие — у школьной администрации должно быть отчетливое понимание того, что серьезная работа по организации преемственности необходима каждой школе, желающей сохранить себя в качестве жизнеспособной образовательной среды. И в это надо вкладывать время и силы педагогов.

Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во многом — по духу своему, интересам, манере поведения — они близки ученикам начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.
Мы убеждены, что вся учебная и внеучебная работа с учащимися 5-х классов должна строиться с учетом их «маргинального» статуса. В некоторых случаях их стоит присоединять к начальной школе (в качестве самых старших, консультантов, помощников педагогов и т.д.). Иногда — включать в мероприятия средней школы, но при этом помнить, что конкуренции пятиклассникам не выдержать и вообще им проще находиться в этой ситуации в позиции деятельных наблюдателей, чем активных участников.
Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Дети решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой.
Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Новые учителя предлагают формы работы, доселе не освоенные, и на осмысление тоже нужно время.
Мы рекомендуем классным руководителям и психологам первые полгода большую часть времени уделить именно этим проблемам, а к целенаправленному формированию детского коллектива переходить позже, когда решены основные учебные проблемы.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

психологическое направление

Выпускной класс начальной школы

 

Пятый класс

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

Реализация учебной психологической программы «Профессия — школьник»

Проведение развивающей психологической игры «Впереди у нас — пятый класс» (в два этапа).

Методическая работа: разработка программы социально-психологической адаптации пятиклассников с учетом особенностей конкретных классов. Консультации с классным руководителем: совместное планирование адаптационных мероприятий, сроков проведения родительских собраний и т.д.

 

Совместный «круглый стол» для учителей начальной школы, педагогов-предметников, классного руководителя и представителей администрации на тему «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников». Обязательный итог — создание памятки для педагога, самого ученика и родителей

Проведение цикла развивающих занятий, направленных на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, отреагирование тревожных событий, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Проведение в рамках данного цикла занятия «Мы делаем уроки» совместно с родителями.

Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов. Совместное с завучем планирование времени проведения диагностических мероприятий. Обработка данных диагностики.

Проведение проектной психологической игры «Мы строим парк».

Посещение уроков, наблюдение за детьми. По итогам посещений — обсуждение с педагогом психологических и учебных возможностей и трудностей детей. Проведение диагностико-развивающей игры «Калейдоскоп».

Проведение психолого-педагогической диагностики и обработка результатов. Подготовка данных диагностики к консилиуму.

Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе

Проведение коррекционно-развивающих мини-групповых или индивидуальных занятий (по необходимости или запросу). Поддержка работы классного руководителя — консультативная, методическая, организационная (до конца учебного года).

   

(на каникулах) Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов. Совместное с завучем планирование времени проведения диагностических мероприятий.

Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене

Участие в родительском собрании, изложение результатов психологической работы с выпускниками и планов дальнейшей работы.

(начало месяца) Проведение родительского собрания на тему «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки».

Проведение психологической игры «Паровозики» (она является логическим продолжением игры «Впереди у нас — пятый класс»).

педагогическое направление

Организационная встреча будущих учителей-предметников и учителей выпускных классов: обсуждение плана совместных действий.

 

(на каникулах) Разработка педагогами-предметниками контрольных работ или учебных тестов на конец года; совместная с педагогами выпускных классов корректировка программы на последнюю четверть с учетом возможностей детей и требований программы пятого класса.

Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя и психолога.

Методическая работа педагогов-предметников: корректировка программ с учетом учебных и психологических возможностей конкретных детей; составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников.

Предъявление детям и неукоснительное соблюдение самими педагогами выработанных на «круглом столе» требований. Проведение классным руководителем классного часа на тему «Как живешь, пятиклассник?» (знакомство, обсуждение общих планов, дизайн нового кабинета и т.д.)

 

Подготовка классного руководителя и педагогов-предметников к психолого-педагогическому консилиуму: сбор учебных материалов, обобщение результатов наблюдений и т.д.

 

Посещение педагогами-предметниками уроков в выпускных классах, знакомство с программами и системой учебно-дисциплинарных требований учителей начальной школы. Соотнесение программы выпускного класса по конкретному учебному предмету и программы пятого класса, обозначение несовпадений в требованиях программ.

Подготовка учителей и завуча начальной школы к психолого-педагогическому консилиуму: сбор тестовых педагогических материалов, обобщение результатов наблюдений.

Проведение учителями-предметниками пробных уроков. Обучение детей по откорректированным программам
с использованием новых организационно-педагогических приемов (активно применяемых педагогами среднего звена).

Проведение коррекционно-педагогических мероприятий (по необходимости или запросу) педагогами -предметниками. Активная работа классного руководителя по формированию детского коллектива.

Проведение систематических наблюдений за детьми на уроках и переменах, оказание им необходимой организационной помощи и психологической поддержки.

Оказание помощи детям и их родителям в учебной самоорганизации: планирование времени, подготовка домашних заданий, распределение сил между предметами, освоение новых форм учебных заданий и т.д. Консультации по этим вопросам классного руководителя и педагогов-предметников.