ИММУНИТЕТ ПОД СТРАЖЕЙ
Как-то раз, когда я еще учился в школе, у
нас дома собрались друзья моего отца. По
телевизору показывали концерт какой-то джазовой
певицы, так и хочется сказать — Эллы Фицджеральд,
но точно не помню. Один из гостей, большой
поклонник джаза, прослушав всю передачу,
задумчиво произнес: «Надо же... А ведь были
времена, когда эта невинная музыка считалась
ниспровержением основ».
Чеканная формулировка «Сегодня он танцует джаз,
а завтра Родину продаст» мне попалась много
позже, когда стала, слава Богу, уже устаревшей. Но
идея была жива. В наше время в роли
ниспровергателя основ выступала, например,
музыка Beatles. Сегодня мы считаем ее мелодичной и
чистой, дети поют «Yesterday» в школе, а учителя
английского задают на дом перевод «Yellow submarine». А
тогда...
Тогда учителя, наоборот, старались оградить нас
от безнравственного воздействия, избавить от
опасности... ну, не знаю, какой опасности. Да и они,
похоже, не очень-то понимали, чем нам угрожают
Beatles, поэтому использовали расхожие и
расплывчатые формулировки типа «тлетворного
влияния Запада».
Кстати, вполне допускаю, что они
руководствовались самыми лучшими побуждениями и
искренне хотели нас защитить. Но в том-то и беда,
что желание уберечь должно совпасть с желанием
уберечься, иначе защита оборачивается
содержанием под стражей.
И если б это относилось только к музыке! Нет,
логика всеобъемлющая, хоть и простая: жизнь —
штука трудная, вокруг всякие соблазны и мерзости,
а ребеночек — он разве что понимает? Его надо
оградить, обезопасить, повести за ручку, а то, не
дай Бог, еще оступится и попадет в беду.
Чувствуете? Вот уже проводника подменяет
конвоир. Даже термин мелькнул: вместо
«сопровождения» — «психология ведения».
Но, ограждая ребенка от опасностей, мы никогда не
научим его с ними справляться. Очевидно? Да. Точно
так же человек не может выработать собственный
иммунитет в стерильной атмосфере при ежедневной
влажной уборке с хлорамином. Растение мимоза в
ботаническом саду — все еще злободневное
сравнение.
И вырастают инфантильные взрослые,
температурящие от малейшего ветерка и падкие на
любые искушения. А вокруг них вьются новые
желающие конвоировать и кричат с трибун и
экранов о необходимости оградить народ от
чего-нибудь очередного.
Так недоверие к ребенку становится недоверием к
народу.
А начинается все это здесь, рядом — в нашей с вами
школе.
Марк САРТАН
|