Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2001

ИММУНИТЕТ ПОД СТРАЖЕЙ

Как-то раз, когда я еще учился в школе, у нас дома собрались друзья моего отца. По телевизору показывали концерт какой-то джазовой певицы, так и хочется сказать — Эллы Фицджеральд, но точно не помню. Один из гостей, большой поклонник джаза, прослушав всю передачу, задумчиво произнес: «Надо же... А ведь были времена, когда эта невинная музыка считалась ниспровержением основ».
Чеканная формулировка «Сегодня он танцует джаз, а завтра Родину продаст» мне попалась много позже, когда стала, слава Богу, уже устаревшей. Но идея была жива. В наше время в роли ниспровергателя основ выступала, например, музыка Beatles. Сегодня мы считаем ее мелодичной и чистой, дети поют «Yesterday» в школе, а учителя английского задают на дом перевод «Yellow submarine». А тогда...
Тогда учителя, наоборот, старались оградить нас от безнравственного воздействия, избавить от опасности... ну, не знаю, какой опасности. Да и они, похоже, не очень-то понимали, чем нам угрожают Beatles, поэтому использовали расхожие и расплывчатые формулировки типа «тлетворного влияния Запада».
Кстати, вполне допускаю, что они руководствовались самыми лучшими побуждениями и искренне хотели нас защитить. Но в том-то и беда, что желание уберечь должно совпасть с желанием уберечься, иначе защита оборачивается содержанием под стражей.
И если б это относилось только к музыке! Нет, логика всеобъемлющая, хоть и простая: жизнь — штука трудная, вокруг всякие соблазны и мерзости, а ребеночек — он разве что понимает? Его надо оградить, обезопасить, повести за ручку, а то, не дай Бог, еще оступится и попадет в беду.
Чувствуете? Вот уже проводника подменяет конвоир. Даже термин мелькнул: вместо «сопровождения» — «психология ведения».
Но, ограждая ребенка от опасностей, мы никогда не научим его с ними справляться. Очевидно? Да. Точно так же человек не может выработать собственный иммунитет в стерильной атмосфере при ежедневной влажной уборке с хлорамином. Растение мимоза в ботаническом саду — все еще злободневное сравнение.
И вырастают инфантильные взрослые, температурящие от малейшего ветерка и падкие на любые искушения. А вокруг них вьются новые желающие конвоировать и кричат с трибун и экранов о необходимости оградить народ от чего-нибудь очередного.
Так недоверие к ребенку становится недоверием к народу.
А начинается все это здесь, рядом — в нашей с вами школе.

Марк САРТАН