Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2001

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Чтобы понять, чем живет сейчас инновационная школа в нашей стране, какие процессы и изменения произошли в ней со времени проведения первого фестиваля в 1991 году, я обратилась к человеку, которого можно назвать душой этих фестивалей, к нашей коллеге из газеты «Первое сентября», известному журналисту и педагогу Елене ХИЛТУНЕН.

Лена, как подобный фестиваль мог появиться десять лет назад во времена авторитарной педагогики?

Все началось в 1987 году, когда я путешествовала по Европе. Друзья предложили мне самой выбрать программу и маршрут поездки. Естественно, что я заинтересовалась школами. В Нидерландах я познакомилась с интереснейшим педагогом Утой Роэл. У нас оказалось много общих взглядов на образование.
Мы стали мечтать о том, как хорошо было бы собрать учителей-новаторов из разных стран вместе. Нам хотелось видеть на встрече обычных учителей, ученых, работающих в сфере образования, и просто интересных и симпатичных людей, которые готовы общаться и рассказывать о том, что они делают.
В 1991 году мы с Утой Роэл решили совершить дерзкий поступок и собрать учителей разных стран. Причем мы задумали сделать все именно в России, для того чтобы показать всем, что ничего невозможного нет.
Первую встречу мы организовали на берегу моря, в Крыму. Тогда же мы определили, что это не будет строгая конференция, семинар или симпозиум. Люди должны иметь возможность для неформального общения. Мы решили, что это может быть фестиваль. Само это словосочетание — «педагогический фестиваль» — появилось тогда впервые.
Как и сейчас, Ута Роэл собрала западную команду, а мы со своей стороны пригласили самых ярких учителей альтернативных школ. Мы наметили десять таких школ, и им было предложено самим найти себе спонсоров и привести с собой пять учителей и пять ребят.
Как ни странно, но десять лет назад найти деньги на такую поездку было гораздо легче, чем сейчас. Помог в этом и Творческий союз учителей СССР, который координировал наши усилия. Сейчас подобной организации нет. Но нынешний фестиваль показал, что можно без особых организационных усилий собрать коллектив единомышленников.

Какие задачи стояли десять лет назад перед инновационными школами?

Тогда в нашей стране шла перестройка. И хотя уже появилась альтернативная педагогика, но она была запрещена на самых разных уровнях. Существовал железный занавес. Тогда же была уничтожена «Учительская газета» (главным редактором которой был В.Ф. Матвеев) — единственный орган, пытавшийся пропагандировать педагогику сотрудничества. В это время меня уволили из «Учительской газеты» вместе со многими коллегами.
На первом фестивале, который назывался «Педагогика без границ», мы хотели как можно больше узнать друг о друге, поэтому главными мероприятиями были презентации. Туда приехала очень сильная команда иностранных гостей. Наши блестящие педагоги-новаторы В.Ф. Шаталов, А.Н. Тубельский, Н.П. Гузик не пользовались такой популярностью среди участников, как иностранные гости. Сейчас же наблюдается противоположная тенденция. А тогда наши мэтры были очень огорчены.
Еще одна новая тенденция — в то время одному человеку было сложнее найти деньги для участия в фестивале, чем школе. Школам выделялись средства не только на зарплату и ремонт, но и на развитие. Теперь все наоборот. На этот фестиваль не смогли приехать многие инновационные школы! Трудно объяснить спонсорам или начальству, почему эту поездку нужно поддержать. Все говорили: «Понятно, вы отдыхать едете! Тем более на пароходе».

Какие изменения произошли в инновационной педагогике за прошедшие десять лет?

Наверное, этот период можно назвать переходом от авторитарной педагогики к гуманистической. Раньше этого направления в России просто не было. Стали изобретать велосипед и изобрели. Теперь термин «гуманистическая педагогика» у всех на устах. Сейчас уже невозможно быть «негуманистом».
Стало понятно, что пройден определенный рубеж.
Недавно на мой редакционный стол легли документы по модернизации содержания образования в России. Я увидела там все то, что мы десять лет назад придумывали, что нам тогда не разрешали и за что нас били все это время.
Хотя для меня очевидно, что эта модернизация сейчас не получится: школа к ней совершенно не готова, учителя не знают, что надо делать и как работать по-новому.
Интересно, что сегодня многие педагоги-новаторы говорят только о том, что было ими достигнуто раньше. Уже не выдвигаются новые идеи, а пропагандируется то, что сделано. А хочется прорыва, понимания того, что делать следующие десять лет.
Здесь на фестивале очень много практиков. Их потенциал настолько велик, что я бы на месте чиновников из министерства образования поименно переписала присутствующих здесь людей и предложила им создать творческую группу по воплощению проекта модернизации школы. Но на нашем фестивале чиновников, к сожалению, нет. И сейчас не видно никакого интереса к этим людям.

У практиков явно есть потребность обобщения того опыта, который они накопили. Как это происходит?

На одном из обсуждений Сергей Курганов сказал, что самый трудный момент для творческого человека — усомниться в том, что ты делаешь. И вместо того чтобы говорить о том, что ты делал раньше, попытаться подняться над этим и на созданном фундаменте делать что-то новое.
Поэтому и было задумано обсуждение проекта виртуальной школы. Ведущие иногда шли на сознательную провокацию, предлагая непонятные и абстрактные проекты. Но в создавшейся ситуации это единственно возможный вариант, чтобы вылезти из своих скорлупок и вместе подумать о будущем.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА