КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И
ОТКЛОНЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Сост. и общая редакция В.М. Астапова,
Ю.В. Микадзе
СПб.: Питер, 2001
|
ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Сост. и общая редакция В.М. Астапова,
Ю.В. Микадзе
СПб.: Питер, 2001
|
Как отмечается в предисловии к книгам,
они являются двумя частями одной хрестоматии по
проблемам нарушений и отклонений в психическом
развитии детей (серия «Хрестоматия по
психологии»). Выход в свет подобной хрестоматии
может быть оценен только положительно по двум
основаниям.
Во-первых, согласно последним неутешительным
данным, 90% новорожденных имеют те или иные
нарушения в соматическом или/и психическом
развитии и не могут быть отнесены к здоровым
детям. Поэтому педагоги и психологи должны быть
готовы к работе именно с этой категорией детей. В
связи с этим возрастает потребность в литературе
по специальной педагогике и психологии.
Во-вторых, видится особый смысл в издании именно
хрестоматии, так как в последней, в отличие от
авторских монографий, возможно представить
значительно большее число проблем и разных
взглядов.
Данные издания хорошо оформлены, их приятно
взять в руки.
Иначе говоря, первое впечатление и от идеи, и от
ее воплощения самое позитивное. Разочарование,
однако, наступает быстро, буквально после
прочтения первых страниц.
Название первой хрестоматии на обложке,
титульном листе и его обороте не совпадают. Что
это — авторская небрежность или издательский
промах (кстати говоря, в списке работавших над
книгой присутствуют и редактор, и корректор)?
В каждой хрестоматии есть разделы «От
составителей», которые мало отличаются друг от
друга, и специфика каждой книги теряется среди
общих фраз о принципах отбора материала, об
актуальности проблемы психического здоровья
детей и т.д. Логично предположить, что читатель
возьмет в руки обе книги, и было бы хорошо уже во
вводной части осветить основные задачи каждой
работы.
Сразу же возникают вопросы. Психология детей
(часть I) и психодиагностика (часть II) являются
двумя разными науками или двумя частями одной
науки? Тогда какой? Чем отличается
педагогический аспект проблемы детей с
нарушениями в развитии от психологического? Обо
всем этом читателю предстоит догадываться
самому.
Внимательное ознакомление с данными изданиями
позволяет прийти к некоторым содержательным
выводам.
Хрестоматия представляет собой особый вид
учебной литературы, к которому предъявляются
определенные требования. Прежде всего, в таких
книгах принято приводить краткие сведения об
авторе публикуемого отрывка: основные
направления исследований, полученные
результаты, научные труды. Составители сборника
ограничились краткой справкой об источнике,
которая является частью аннотации к изданной
ранее оригинальной работе.
В приводимых отрывках содержится много ссылок на
те или иные исследования, что, безусловно,
нуждается в соответствующих комментариях.
Человек, не очень хорошо знакомый с работами по
дефектологии и психологии, может не знать имен В.
Штерна, А.С. Грибоедова, Т. Рибо. Также хочется
выступить «в защиту» Л.С. Выготского, В.П. Кащенко
и других исследователей, работы которых занимают
в данной хрестоматии скромное место.
В предисловии составители отмечают, что «в
пособии представлен комплекс текстов,
освещающих наиболее часто встречающиеся
проблемы в деятельности дефектолога, психолога,
причем в объеме, позволяющем эти проблемы
изучить». Позволю себе не согласиться с этим
утверждением.
Среди ведущих специалистов в области
дефектологии, детской психиатрии и медицинской
психологии называются И.Л. Белопольская, Т.А.
Власова, В.И. Гарбузов, Д.Н. Исаев, А.И. Корнев и др.
В то же время в хрестоматии не нашлось места для
Х.С. Замского, Р.М. Боскис, Ф.Ф. Рау, Ф.А. Рау, А.И.
Дьячкова, А.Н. Граборова. Список можно продолжить.
В результате в разделе «Обучение, воспитание,
коррекция, профилактика детей с нарушениями и
отклонениями психического развития»
практически нет информации о глухих и слепых
детях, очень мало говорится о детях-олигофренах.
И ничего не сказано о слепоглухих детях и
результатах их обучения (а они весьма
значительны!) — это теоретические и практические
достижения школы И.А. Соколянского и А.И.
Мещерякова.
При этом составители обращаются к частным
работам, например Е.М. Мастюковой «Особенности
личности учащихся с церебральным параличом».
Подобранный таким образом материал хрестоматии
может способствовать формированию у
неподготовленного читателя неверного
представления о детях с отклонениями в развитии.
Честно говоря, удивляет и даже обескураживает
обращение составителей с первоисточниками.
Например, в хрестоматию включена работа А.И.
Корнева «Вопросы лечебной педагогики и
профилактики дислексии и дисграфии». Что такое
лечебная педагогика? Напомню, что основы
лечебной (а сейчас мы говорим коррекционной)
педагогики были заложены В.П. Кащенко.
При внимательном прочтении трудно не заметить
погрешности при помещении работы в тот или иной
раздел. Например, статья Е.М. Мастюковой «Виды и
причины отклонений в развитии у детей»
«просится» из раздела «Проблема нарушений и
отклонений психического развития детей» в
раздел «Формы и виды нарушений и отклонений
психического развития».
Большие возражения вызывает содержание раздела
«Диагностика нарушений и отклонений
психического развития», в который не вошли
многие основополагающие исследования.
Непонятно, почему остались непредставленными
работы Г.И. Россолимо, С.Я. Рубинштейн и др.
И последнее. Одна из хрестоматий называется
«Психология детей с нарушениями и отклонениями
психического развития», однако далеко не все ее
авторы — психологи. Л.О. Бадалян, Г.Е. Сухарева,
Е.М. Мастюкова, В.И. Гарбузов — известные
исследователи аномального детства, но они никак
не могут быть отнесены к психологам.
Несмотря на все высказанные замечания,
хрестоматии интересны и информативны, что,
кстати говоря, является заслугой авторов, а не
составителей. Эти книги будут, безусловно,
полезны психологам массовых школ, так как в них
много говорится о пограничных состояниях и
школьной неуспеваемости.
Весьма вероятно, что составители хотели в первую
очередь отразить проблемы, с которыми
сталкиваются педагоги и психологи в
образовательных учреждениях, предназначенных
для нормально развивающихся детей. Тогда следует
признать, что составители справились с
поставленной задачей достаточно успешно.
Марина СТЕПАНОВА
|