ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА НЕ МЕШАЕТ ПОСТУПАТЬ В
УНИВЕРСИТЕТЫ!»
Многие психологи знакомы с такими названиями,
как вальдорфская педагогика, система монтессори,
развивающее обучение. Хочется, чтобы наши
читатели получили объективное представление о
том, что представляют из себя эти альтернативные
направления педагогики. В «Школьном психологе»
уже шел разговор о развивающем обучении (см.,
например, интервью с Д.Б. Элькониным «Я —
экстремист деятельностного подхода», № 14, 2001 г.).
О том, что такое вальдорфская педагогика, нам
расскажут сегодня научный сотрудник Института
теории образования и педагогики РАО Владимир
ЗАГВОЗДКИН и педагог и художник Ольга ШИФЕР.
Что такое вальдорфская педагогика? В чем ее
отличие от традиционной педагогической системы?
В.З. Я вижу главную
особенность вальдорфской педагогики в том, что в
ней есть попытка выйти за рамки какой-либо
теоретической идеи или концепции и «построить»
педагогику, исходя из особенностей ребенка и его
развития.
Рудольф Штайнер — основатель этого направления
— говорил, что истинное искусство воспитания
должно основываться на познании человека. Он
пытался создать в своем «учении о человеке»
такую педагогическую антропологию, которая
«могла бы стать в учителе живой». Ядром его
учения является представление о человеке как о
телесно-душевно-духовном существе.
Для педагога крайне важно постоянно принимать во
внимание особенности и способности каждого
ребенка. Тогда главной задачей образования
становится развитие задатков, которые даны
ребенку от рождения, а также устранение
препятствий к их развитию.
О.Ш. Именно этот момент самый важный в
вальдорфской педагогике. Ведь, как правило,
педагоги выстраивают абстрактную модель
ребенка, под которую затем и пытаются
«подогнать» реального малыша. Мы же стараемся,
чтобы этого не произошло.
С чего начинается работа вальдорфского
педагога с ребенком?
О.Ш. В каждом возрастном
периоде развития ребенка мы видим свои
особенности. Они и определяют подход, метод и
содержание работы.
В.З. При рождении мир предстает перед
человеком во всем его многообразии. И мы учим
детей именно так воспринимать мир. Когда человек
соприкасается с какой-то частью мира, он
развивается. Если мы посмотрим на самого
человека, на его взаимоотношение с миром,
возможности его развития, то сможем выстроить
весь учебный план.
Например, особенности зрения, слуха, движения
ребенка подсказывают нам различные виды
деятельности, которые становятся содержанием
педагогической работы. Каждая сфера должна быть
«вплетена» в педагогический процесс.
Мы обращаем внимание прежде всего на то, как у
маленького ребенка формируется тело. Именно это
— главное в дошкольном возрасте. Психологи
говорят, что к 7 годам у ребенка должен
сформироваться образ тела, однако это никак не
представлено в педагогике, в содержании и
методах работы с детьми.
Предполагает ли вальдорфская педагогика
наличие каких-то особых предметов?
О.Ш. В вальдорфской школе есть
такой урок — рисование форм, которого нет в
обычной школе. Он проводится с 1-го по 5-й класс и
затем переходит в геометрию свободной руки и
настоящую геометрию.
Мы не рисуем с детьми абстрактные крючочки,
палочки. На уроке ребенок рисует кривую и прямую
линии, из которых и состоит мир. Из сочетания
прямых и кривых линий возникают
многообразнейшие красивые формы, которые
варьируются и усложняются из года в год. На этих
уроках развивается чувство движения, пропорции,
симметрии и т.д. Из рисования форм в первом классе
возникают разные буквы.
У нас нет такого специального предмета, как
чтение. Очень важно сохранить у ребенка живое
восприятие речи. Ведь речь — это и звучание, и
выразительность, и смысл, и образность. Гласные и
согласные звуки имеют разные смыслы. Гласный
звук — это внутреннее переживание, например «А»
может выражать удивление, восхищение чем-либо.
Печатные буквы, обозначающие согласные звуки,
вводятся через различные образы: из гуся
получается «Г», из короля — «К»
и т.п.
В.З. Вальдорфский учебный план строится
на взаимоотношении человека с миром. Ребенок
воспринимает мир целостно, не отделяя мертвое от
живого, одушевленное от неодушевленного.
Результатом теоретического осмысления мира
стало деление его на области, которые потом
превратились в науки. Сейчас мы традиционно
преподаем в школе науки. И человек постигает мир
именно через них. Однако это постижение не
первично, а вторично. Вальдорфская же педагогика
пытается в рамках школы пройти весь путь
развития познания до рождения науки.
Преподавание по предметам в соответствии с
различными науками появляется в нашей школе
только в старших классах. Наука не «сваливается»
на ребенка в готовом виде, а ребенок сам проходит
весь путь постижения мира.
Но все-таки в школе должны быть традиционные
предметы. Как сочетается их изучение с
вальдорфской педагогикой?
О.Ш. Вальдорфская школа, как и
любая другая, выполняет социальный заказ. И ее
выпускники должны быть готовы к жизни в обществе.
Поэтому весь объем необходимых знаний дети
получают.
На уроке математики, например, дети могут бегать
и хлопать в определенном ритме, например на счет
«три». Потом идет погружение в материал, в конце
урока звучит рассказ, сказка или басня.
В.З. Я, например, изучал географию
теоретически — с помощью карт, глобусов. А в
вальдорфской школе география начинается с того,
что мы рассматриваем то, что находится в комнате.
Географию начинают изучать в 4-м классе, а в этом
возрасте ребенок начинает отождествлять себя с
миром. Мир начинается с комнаты, школы, местности.
Дети наблюдают, где восходит и заходит солнце,
рисуют план комнаты, путь в школу.
О.Ш. Часто происходит пересечение
предметов. В географию «вплетается» математика:
рисуя путь из школы, ребенок измеряет его шагами.
Нет предмета вообще, а есть целостный мир,
который ребенок познает.
И конечно же — искусство. Изучение той же
географии предполагает постоянные занятия
живописью. Ребенок может все карты рисовать
красками. Важно еще и то, что до 6–8-го класса все
предметы ведет один учитель.
В обычной школе отдельные предметы существуют
сами по себе, ребенок каждый день имеет дело с
калейдоскопом различных предметов. В
вальдорфской же школе ученики, например, на
три-четыре недели погружаются на основном уроке
в географию. Такой урок длится полтора часа и
состоит из трех частей, в которых присутствует
ритмическое членение.
В.З. Феноменологическое
(нетеоретическое) мышление помогает нам понимать
мир и планировать преподавание. Определенный
ритм дня, недели, времени года диктует разный
стиль работы и содержание уроков.
Есть ли в вальдорфской педагогике свои
программы, методики преподавания, учебники?
В.З. Да, но это все вторично,
поскольку главная роль принадлежит учителю.
Штайнер говорил, что настоящий учитель
«вычитывает» учебный план в душах детей. Педагог,
являясь творческой личностью, должен постоянно
что-то искать и находить. В его работе не должно
быть рутины.
Для того чтобы быть успешным, педагогу надо уметь
видеть и чувствовать ребенка. Главное — это
воспитание личности педагога и понимание им
каждого из детей.
Каждый учитель вальдорфской школы проходит
специальное обучение. Оно длится один–два года.
Образование учителя предполагает подробное
изучение ребенка, самого предмета (методики,
дидактики). Главное — пробудить человека к
педагогической деятельности.
Как вы взаимодействуете с родителями?
О.Ш. Обычно к нам приходят
думающие родители. Вообще, родители играют в
вальдорфской школе большую роль, например, они
помогают педагогам, разрешают конфликты,
участвуют в каких-то проектах. То есть родители
включены в процесс обучения и воспитания. В
Германии, например, педагог вальдорфской школы
должен бывать у ребенка дома.
Для всех ли детей хороша вальдорфская школа?
Ведь существуют дети с дефицитом внимания,
деятельность которых нужно четко
структурировать...
О.Ш. Вальдорфские школы
считаются учреждениями чуть ли не для умственно
отсталых детей, потому что их оттуда не выгоняют.
На самом деле это школа для всех.
Обычно класс у нас набирается большой: до 40 детей,
и учитель просто физически не успевает
индивидуально заниматься с каждым. Но целиком
класс присутствует только на основном уроке. А на
других (язык, рукоделие, эвритмия, спорт) класс
делится на подгруппы. С 8–9-го класса начинается
работа по проектам.
Некоторые дети уходят из вальдорфских школ,
потому что их родители полагают, что обучение
здесь происходит медленнее, чем в обычных школах.
У нас ребенок придерживается собственного темпа,
в частности при обучении чтению. Но в итоге мы не
отстаем от обычной школьной программы, поскольку
не повторяем пройденный материал.
Видите ли вы перспективы развития такой школы
в России?
В.З. Вальдорфскую педагогику
сложнее понять, чем другие направления. Поэтому о
ней нередко судят поверхностно, это очень
затрудняет развитие вальдорфской педагогики у
нас в стране.
О.Ш. Есть много штампов в восприятии
вальдорфской педагогики, особенно среди
учителей. Считается, что и дети у нас неумные, и
взаимоотношения с религией непонятные. В
Германии религия действительно присутствует в
вальдорфских школах. Там она является частью
общего образования. У нас религия не является
обязательным предметом, но есть урок религии, где
вместе присутствуют дети разных конфессий.
Сейчас в России около 20 вальдорфских школ,
которые находятся на разных стадиях развития.
А как обстоят дела в других странах?
О.Ш. В Германии, например,
некоторое время назад (в конце 60-х, в 70-е) был бум
вальдорфской педагогики. Это привело к тому, что
стало не хватать учителей, и качество
преподавания пострадало.
В.З. Надо заметить, что вальдорфская
практика редко подвергается серьезной критике.
Что касается теории, то она довольно часто
представляется как ненаучная. Но это направление
признано в науке и имеет серьезную репутацию.
Есть и статистика. Дети, которые получают
образование в вальдорфской школе в различных
европейских странах, поступают в университеты в
два раза чаще, чем выпускники обычных школ.
Вальдорфцы говорят о преимуществах
вальдорфского образования, а невальдорфцы
ссылаются на влияние родительского дома. Но
однозначно можно сказать — вальдорфская школа
не мешает поступать в университеты! Выпускники
вальдорфских школ делают успешную карьеру.
Недавно были проведены сравнительные
исследования состояния здоровья
восьмиклассников в вальдорфский школе и в
обычной. По некоторым показателям (например,
близорукости и развитию психомоторной сферы) у
вальдорфских учеников ситуация гораздо более
благополучная.
Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
Институт теории образования и педагогики РАО
Тел.: (095) 959-62-36