Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2001

№3
ИЮЛЬ - СЕНТЯБРЬ  2001 года

АЛГОРИТМ ПЕРЕД ПРИЛАВКОМ

Эх, было б время и были б деньги, так скупали бы мы книги по психологии целыми прилавками, читали бы их подряд и уж потом разбирались бы, какая из них стоящая, а какая — нет.
Но за недостатком финансов и времени приходится разбираться прямо в магазине, что называется, не отходя от кассы. Такая вот задача — принять верное решение, не читая книгу, а только бегло просмотрев ее. Как тут не промахнуться? И в который раз мы покупаемся на яркую обложку и хвалебную аннотацию и в результате тащим домой очередную порцию словесной шелухи.
Хочу поделиться с вами несколькими приемами, которые не раз помогали мне отделить зерна от плевел.
При покупке постарайтесь не спешить. Обстановка магазина не всегда этому способствует, но все-таки будьте сильнее. Изучайте книгу вдумчиво и внимательно и несите деньги в кассу, только если абсолютно уверены в правильности выбора.
Обратите внимание на название издательства. Психология — тема модная, и многие пытаются поправить свое финансовое положение выпуском таких книг. Но получается не у всех, и марка известного издательства может быть если не гарантией, то по крайней мере — хорошим показателем. Впрочем, не без греха даже лучшие.
Если вы собираетесь работать с книгой долго, да еще не в одиночку, то не бойтесь переплатить за полиграфически качественные издания. Твердая обложка, крепко сшитый блок, хорошая бумага, четко пропечатанные буквы и иллюстрации действительно стоят своих денег и окупятся при дальнейшей работе.
Не особенно доверяйте названию книги. Издатели хорошо знают, что продается не товар, а упаковка, поэтому снабжают свою продукцию броскими и многообещающими заголовками, часто совершенно не отражающими содержания. Даже слово «психология» может означать что угодно — от шаманской магии до физиологии секса.
То же самое относится к издательской аннотации в выходных данных. Последнее время в большинстве случаев она представляет собой рекламный текст, задача которого — распространить товар в максимально широкой аудитории. Поэтому неудивительно, что вместо объективного описания аннотация превращается в преувеличенный перечень действительных и мнимых достоинств.
Обязательно прочтите предисловие, хотя бы по диагонали. Как правило, автор, если он не графоман, честнее издателя и лучше понимает цену своего труда. Да и в тех случаях, когда предисловие написано не им самим, оно дает гораздо лучшее представление о тексте, чем заглавие и аннотация.
Наиболее полно содержание книги отражает ее оглавление. Найдите его (может статься, что в весьма неожиданном месте), прочтите внимательно и постарайтесь оценить, насколько оно соответствует и названию, и вашим ожиданиям. Также по оглавлению можно понять внутреннюю логику построения текста, если она, конечно, есть. Впрочем, отсутствие такой логики тоже будет заметно.
Обязательно попытайтесь найти в оглавлении те конкретные темы, ради которых вы собираетесь покупать эту книгу. Если их там нет, то либо книга не соответствует собственным претензиям, либо автор и вы понимаете ее предназначение по-разному. В обоих случаях вам, по-видимому, стоит вернуть ее продавцу и поискать другую. Выполнение этого простенького правила поможет избежать многих ошибок.
Если же, наоборот, при чтении оглавления вы обнаружите какие-то очень привлекательные для вас главы, то не поленитесь заглянуть на соответствующую страницу и прочитать какой-нибудь связный кусок. Все особенности авторского стиля окажутся видны как на ладони. Постарайтесь понять, насколько прочитанное вас устраивает. Если возникнет чувство неудовлетворенности, то будьте осторожны — возможно, это не то, что вам нужно.
К книгам, претендующим на практическую направленность, отнеситесь особенно внимательно. Часто авторы делают больший акцент на полученных результатах, чем на методах их достижения. В таком случае книга представляет скорее академический интерес. Если же методы — диагностики, коррекции, проведения тренинга — в книге описаны, то выберите наугад какую-то логически законченную часть и попробуйте ее «примерить» к себе. Подходит? Не жмет? Все ли описано, что нужно? Это важный момент, поскольку даже лучший тренинг или тест может оказаться «не вашим».
И, наконец, последнее — цена. Тут сказать почти нечего, остается только тяжело вздохнуть. Книги дорожают заметно, особенно хорошие. Но настоящий профессионал обойтись без них не может, поэтому главным все-таки остается качество содержания и исполнения. А сэкономить можно и на чем-то другом.
Так что — удачных вам покупок!

Марк САРТАН