ВПЕЧАТЛЕНИЕ
ВАРИАНТ ЖИЗНИ
Произошло страшное, трагическое
событие. Погиб Владимир Николаевич Дружинин.
Не стало талантливейшего ученого, заслужившего
широкую известность не только среди научных
работников, но и среди психологов-практиков, что
дорогого стоит.
И незаметно, отмечая сроки
Зарубками на памяти, на коже,
пройдут года — прочтите эти строки! —
И стану я не старше, а моложе1.
Он станет моложе для нас, потому что мы
станем старше. И мы будем перечитывать его книги.
Я, во всяком случае, уже знаю, что не раз буду
возвращаться к одной из последних книг В.Н.
Дружинина — «Варианты жизни. Очерки
экзистенциальной психологии».
СПАСАТЕЛЬ
К экзистенциальным проблемам человек
обычно обращается в минуты кризиса, потому что
именно в это время с особой отчетливостью
осознается и проживается становящаяся почти
материальной граница между бытием и небытием,
между смыслом и бессмысленностью, между одним
выбором и другим.
Экзистенциалистов легче, чем других людей, на мой
взгляд, разделить на пессимистов и оптимистов.
Дружинин — из породы трезвомыслящих оптимистов.
Хотя, по-видимому, для него обращение к проблемам
экзистенциальной психологии было неслучайным.
Что я теперь могу —
Мальчик, мужчина, старик?
Встать на другом берегу
И отозваться на крик...
Он пытается по-своему осмыслить
предмет экзистенциальной психологии, понять
роль психолога в жизни. Для него
экзистенциальная психология — это наука о том,
как человеческая судьба зависит от отношения
человека к жизни и к смерти; наука о разнообразии
человеческой жизни; наука о человеческом
сознании и субъективной реальности, которая есть
отражение жизни в образе индивидуального
жизненного пути.
Иногда оценка Дружининым значения профессии
психолога кажется циничной: «Психолог и
психотерапевт стремятся помочь ближнему своему,
и тем более — дальнему (поскольку — за плату),
решить жизненные проблемы. Но порой психолог
напоминает спасателя, который бросается на
помощь тонущему в бушующем море человеку, не
только не имея при себе акваланга, но и вообще не
умея плавать». Что — несправедливо? По-моему,
честно по отношению ко многим практическим
психологам, которые надеются, что добрые
намерения и сопереживание явятся адекватной
заменой профессиональным навыкам.
Парки выпрядут нити
И порвут не спеша...
Доктор Фауст, скажите,
Что такое душа?
ВАЖНЕЙШИЕ ИДЕИ
Автора интересует не вообще
психолог-практик, а экзистенциальный психолог,
который не пытается помочь человеку жить, а
описывает и объясняет жизнь.
Важнейшими идеями, на которые опирается Дружинин
в своей книге, являются следующие.
Существуют независимые от индивида,
изобретенные человечеством и воспроизводящиеся
во времени варианты жизни. Человек в зависимости
от конкретных обстоятельств может выбрать тот
или иной, но вариант жизни может быть ему и
навязан.
Понятие «вариант жизни» является целостной
психологической характеристикой
индивидуального бытия и определяется типом
отношения человека к жизни. Существуют
психологические параметры, с помощью которых
можно дать описание вариантов жизни, но они
трудноформализуемы, хотя и поддаются
вербализации.
Вариант жизни формирует человеческую личность,
«типизирует» ее. Индивид превращается в
представителя «жизненного личностного типа». Он
«входит» в жизнь, в тот или иной вариант жизни,
используя свои способности, темперамент,
характер, а «выходит» — типизированной
личностью. Возможна смена варианта жизни.
В КАЧЕСТВЕ ГИПОТЕЗЫ
Автор приводит в книге семь вариантов
жизни, каждый из которых глубоко и подробно
анализируется. И, между прочим, далеко не
беспристрастно, как этого требует
естественно-научная парадигма. В.Н. Дружинин
демонстративно не пытается сковать себя
постулатами пресловутой «научности». Он еще в
предисловии предупреждает, что эта книга не
научное исследование, а, возможно, лишь одна
большая гипотеза. А в самом тексте нет-нет да и
прорывается легкая ирония по отношению к ученым
— даже название одной из глав звучит так: «Обзор,
необходимый в любой монографии».
Дружинин считает, что шарж, гротеск могут быть
способами познания жизни, поэтому смело и
талантливо использует их при описании вариантов
жизни.
Варианты жизни являются результатом
общественного бытия, в них индивид либо
включается помимо своей воли, либо активно их
выбирает. Варианты жизни типизируют его
личность.
Дружинин считает, что у Адлера, например, понятие
«стиль жизни» работает в пределах только одного
из вариантов жизни: «жизнь-целедостижение».
Виктор Франкл, в свою очередь, признает только
такой вариант, как «жизнь-служение».
Рассматривая наиболее типичные, «полярные»
варианты жизни, В.Н. Дружинин в качестве критерия
ориентируется на введенное К.А. Абульхановой
понятие «своевременность» — оптимальное
согласование временно’й структуры деятельности
с внешними социальными изменениями, разрешение
противоречий между временем личностным и
социальным.
ЖИЗНЬ КАК ПРЕДИСЛОВИЕ
В качестве одного из вариантов жизни
Дружинин описывает жизнь как предисловие.
Текущая жизнь рассматривается как подготовка к
«жизни настоящей», «жизни подлинной». По сути
дела, вся жизнь превращается в поиск.
На чем основана субъективная модель мира, в
которой существование человека расценивается
как подготовка к жизни? По мнению Дружинина, на
гипертрофированной способности человека
строить прогноз и идеальные планы будущего.
Особенно ярко это проявляется в различных
религиях, для которых земная жизнь, единственная
и неповторимая, рассматривается как юдоль
страданий, как подготовка к иной жизни, более
совершенной.
Такой подход к существованию ярко выражен в
афоризме Андрея Кнышева: «Нужно всю жизнь
работать над собой, чтобы к смерти стать как
можно лучше».
ЖИЗНЬ КАК ТВОРЧЕСТВО
Этот вариант, без сомнения, является
наиболее привлекательным для автора. По
Дружинину, творческий процесс — внутренний,
интрапсихический. Идея — первична, а внешняя ее
реализация в тексте, нотной записи, на CD или на
бетонной стене — вторична.
Человек, находящийся в творческом состоянии, как
бы отдается своей психической реальности. Точнее
можно сказать: человек рефлексирующий
становится пассивным соучастником жизни своего
«второго Я» — человека творческого. Человек,
реализующий эту стратегию жизни, вынужден
координировать два потока своей жизни —
«внутренний (творческий)» и «внешний». Понятно,
что для него «жизнь духа» важнее.
ЖИЗНЬ КАК ДОСТИЖЕНИЕ
Данный вариант по многим позициям
противостоит предыдущему, поскольку человек
действия выбирает «внешний» поток жизни», а не
«внутренний».
Человек действия должен различать поражения и
победы, а творческий человек может этим
пренебречь, более того — черно-белая оценка мира
препятствует творческой реализации: «Но
поражений от победы ты сам не должен отличать» (Б.
Пастернак).
Но вот ведь что важно: именно человек действия —
это тип личности, наиболее одобряемый западной
цивилизацией! Это такой человек, который ясно
осознает, чего он хочет, и уверен, что его успехи и
неудачи зависят только от него (у него
интернальный локус контроля).
Дружинин отнюдь не симпатизирует такому
человеку, как можно было бы предположить. Он
крайне негативно относится к личности, перед
которой большинство российских психологов
привыкли преклоняться — к личности
самоактуализирующейся. В.Н. Дружинин цитирует А.
Маслоу, сопровождая это своим комментарием:
«Самоактуализирующийся человек принимает себя
таким, какой он есть. У него нет чувства вины,
стыда и тревоги. Он ощущает радость жизни. [Он
освободил себя «от такой химеры, как совесть». Ну
и мерзавец этот самоактуализирующийся человек!
— В.Д.]». И далее: «Лично у меня при чтении книг
Маслоу вместо розового, сахарного, портрета
«самоактуализирующейся» личности перед глазами
встает портрет эгоцентрика и эгоиста,
«объективно» и спокойно взирающего на
окружающее, безразличного к болям и тревогам
этого мира, с младенческой непосредственностью
реализующего свою «самость» без оглядки на
окружающих и не испытывающего чувства стыда и
угрызений совести».
Так-то вот!
ЖИЗНЬ-СОН
Желанный вариант для всех, чей груз
бед, трудов и забот неподъемен. Такая жизнь
порождается стремлением погрузиться в мир, где
нет проблем, боли, тревоги, а есть покой и
блаженство.
Спектр вариантов ухода огромен: от алкоголизма
до Интернет-зависимости. Вопрос вопросов:
возможно, причина ухода людей в такой мир не
только в их индивидуально-психологических
особенностях и социальной ситуации, но и в том,
что социально одобряемые варианты жизни требуют
от человека невозможного?
ЖИЗНЬ ПО ПРАВИЛАМ
Еще один вариант жизненной стратегии.
Выбравший «жизнь по правилам» избавляет себя от
тревог за будущее, за результаты своих поступков
и вообще от чувства неопределенности. Все его
заботы и тревоги связаны с внешними событиями,
которые могут нарушить его жизнь и жизнь его
близких. Но если все вокруг стремятся нарушать
правила, то человек, их соблюдающий, оказывается
в тяжелой ситуации — в положении вечного «козла
отпущения». И тогда уверенность человека в
будущем заменяется постоянной тревогой за свою
судьбу и судьбу тех, кто ему доверился.
Именно поэтому люди, живущие по правилам, —
главная потенциальная клиентура
психотерапевтов, психоаналитиков, экстрасенсов,
колдунов, народных целителей. Жизнь по правилам
— это жизнь большинства.
ЖИЗНЬ-ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ
Это путь людей, которым «нечего больше
желать». Главный порок этого варианта жизни —
отсутствие прошлого и бесконечность настоящего.
Фактически — это бегство от скуки.
Структурировать время такому человеку можно
двумя путями: пуститься в активный поиск
наслаждений, развлечений, приключений и т. д. или
же отдать свою судьбу в руки «организаторов
времени», которые, согласно Берну, особо ценятся
в современном мире. «Организаторы времени»
обеспечивают человеку множество вариантов
времяпрепровождения: он забывает о
несуществующем смысле жизни и заполняет
настоящее событиями, а прошлое — воспоминаниями.
ЖИЗНЬ ПРОТИВ ЖИЗНИ
Такой вариант выбирают люди, для
которых агрессия и ненависть стали привычными
состояниями, люди, получившие глобальную
психологическую травму. Жизнь для них становится
борьбой. Человек объявляет войну окружающему
миру, но при этом объявляет войну и себе, так как
он часть этого мира и не может без него
существовать.
Жизнь против жизни — «антимир», пожирающий
повседневное человеческое бытие. Воистину люди,
примкнувшие к этому варианту человеческого
существования или выбравшие его, являются
послами смерти, воображая себя борцами со злом.
Внутренним условием выбора варианта жизни
против жизни Дружинин считает чрезвычайно
сильную эмоциональную чувствительность и
ригидность психики некоторых людей с бедной
душевной жизнью и экстравертированным
сознанием.
ВНЕ ТИПОЛОГИИ
Читая книгу В.Н. Дружинина, я
восхищался блестящим языком, точными
сравнениями, яркими пассажами, безграничной
эрудицией автора, неожиданными и меткими
цитатами. Перед нами не тяжеловесный научный
труд, а изящное психолого-философское эссе,
которое с легкостью расправляется со
стереотипами психологического мышления.
Прекрасно, что такая книга есть.
Грустно, что из семи вариантов жизни только один
по-настоящему конструктивен — жизнь-творчество.
Но это — с привычных, шаблонных позиций. В конце
концов, например, и жизнь-сон, и жизнь по правилам
имеют массу привлекательных сторон!
Жаль, что не описан в книге вариант «жизнь как
служение», несколько раз упоминаемый.
Размышляя о содержании каждого описанного
варианта жизни, я часто задавался вопросом: а сам
автор, постигший важнейшие жизненные стратегии,
он-то какой вариант предпочел?
Владимир Николаевич обладал удивительным даром
экзистенциального конструктора: он сумел
собрать свою короткую, яркую, уникальную жизнь из
отдельных элементов, кусочков мозаики так, что
она не смогла вместиться даже в его собственную
типологию. Наверное, это особенность
по-настоящему талантливых людей.
Наш говор все тише,
Поскольку от музы почет —
Не тем, кто напишет,
А тем, кто найдет и прочтет.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
_______________________________________________________________________
1 Здесь и ниже приведены стихи В.Н. Дружинина из
сборника “Законы отражения”, СПб., 1999.