КНИЖНЫЙ ШКАФ
О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО СМЕРТНОСТИ И
БЕССМЕРТИИ
А.Н. Радищев
СПб.: Питер, 2001
Чтение философских трактатов, а именно
к этому жанру относится книга, — занятие
непростое и требует не только определенных
знаний, но и соответствующего настроя. Однако не
случайно сочинение А.Н. Радищева издано в серии
«Психология-классика»: затронутые в нем вопросы
волнуют любого человека, и тем более оно будет
интересно психологу, которому приходится
постоянно разбираться в сложных жизненных
ситуациях.
Книга открывается эпиграфом «Настоящее чревато
будущим». Эти слова Лейбница подготавливают
читателя к серьезному чтению и как бы очерчивают
круг обсуждаемых автором философских (и не
только) проблем.
А.Н. Радищев, большинству из нас известный как
автор произведения «Путешествие из Петербурга в
Москву», — крупный политический мыслитель и
философ XVIII века, а созданный им трактат
считается одним из первых оригинальных русских
философских произведений. Небольшая по объему
книга поражает энциклопедичностью знаний
автора. Многочисленные ссылки свидетельствуют о
широкой эрудиции Радищева и его знакомстве с
работами известных философов, что, однако, не
мешает ему сохранять оригинальность видения
философских проблем.
Было бы большим преувеличением назвать А.Н.
Радищева психологом, но затронутые им
философские вопросы, безусловно, имеют
непосредственное отношение к психологической
науке.
А.Н. Радищев обращается к проблеме бессмертия
человека. Будучи материалистом, он не отрицает
телесную смертность человека и в то же время
говорит о бессмертии души. Но в это, по его мнению,
можно только верить. После прочтения трактата
создается впечатление, что для Радищева жизнь
без бессмертия не имеет смысла.
Собственно психологический интерес
представляют рассуждения А.Н. Радищева о
независимости духовного начала от телесного и о
способности души подчинять себе тело.
Лучшему пониманию идей автора и даже
сопереживанию ему способствует манера
изложения: трактат «О человеке...» написан в форме
беседы с читателем — его содержание как бы
обращено к друзьям.
Желая разобраться в философских и иных взглядах
Радищева, читатель может обратиться к
приложению, написанному отечественным философом
и историком И.И. Лапшиным, по мнению которого
произведение Радищева является образцом
«самостоятельной пытливой мысли»,
«замечательным литературным и философским
памятником».
Труд А.Н. Радищева не может быть полезен с
прагматической точки зрения, так как не содержит
рассуждений по частным психологическим
проблемам, имеющим отношение к работе психолога
в образовании, но он побуждает к размышлениям о
месте человека в мире. Его психологизм состоит в
«искреннем искании прямых ответов на проклятые
вопросы» (И.И. Лапшин).
Марина СТЕПАНОВА
|