Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2001

ЛИТОБЗОР

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КНИГИ

В нашей психологической Ойкумене «циркулирует» огромное количество направлений, теорий и методологий. При выборе книг для анализа (см. список литературы в конце статьи) я руководствовался следующими соображениями.
Направления и теории, в них изложенные, должны:

отражать сложившуюся к концу XX века ситуацию в психологии (в частности, в практической психологии образования);
давать магистральный прогноз развития практической психологии в ближайшее время;
быть достаточно понятными и, следовательно, востребованными психологами.

Выбранные для анализа книги условно можно разделить на три группы.

Первая группа включает монографии Б.Н. Рыжова «Системная психология» (6) и Л.М. Веккера «Психика и реальность: единая теория психических процессов» (3).

Вторая — монографию О.С. Никольской «Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма» (4) и работы А.В. Семенович, посвященные нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития (1, 5).

Третья — книгу Дж. Баттерворта и М. Харрис «Принципы психологии развития» (2).

КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ

На мой взгляд, последние 5—7 лет практическая психология переживает кризисное состояние. Сущности и системности развития психологических знаний и кризисных состояний посвящена одна из глав книги Б.Н. Рыжова (6).
В то время, когда теоретическая психология уже нащупала выход из так называемого информационного кризиса, практическая психология (в первую очередь в образовании) продолжает оставаться на позициях исключительно количественной оценки отдельных психических функций и состояний. В результате в практической психологии фактически продолжает «тихо тлеть» феноменологический анализ типа «память на три балла», «уровень тревожности — средний», «интеллект — на нижней границе нормы».
Практическая психология снова переживает кризис, но уже кризис середины жизни, когда за множеством повседневных дел обозначились границы собственных возможностей: «Вчерашние перспективы остались по-прежнему далеки, а реальные достижения не столь уж значительны» (6, с. 255).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Книги Б.Н. Рыжова и Л.М. Веккера дают философскую основу современной психологии. Сейчас уже нет сомнений, что системный подход (или системологическая парадигма) становится логикой развития психологии. Следующим шагом этого развития должно стать «комплексное восприятие психологией системологического понятийно-методического аппарата и формирование на этой основе системной психологии как естественно-научной дисциплины» (6, стр. 70).
В нашей стране уверенно развивается системная семейная терапия, в которой можно выделить работу А.В. Черникова (1997). Из последних работ следует отметить коллективную монографию «Творчество в искусстве — искусство творчества» (2000), где выделяются работы В. Дружинина, Л. Дорфмана, Г. Голицына.
В наибольшей степени современные тенденции системного подхода представлены в работе Н.В. Серова «Светоцветовая терапия» («Речь», 2001). Эта книга показалась мне очень важной и актуальной в методологическом смысле, но безумно сложной для понимания.
Книга Б.Н. Рыжова дает очерк истории психологической мысли и доступно рассматривает понятия и характеристики систем. Здесь психолог может окунуться в «метапсихологическое» пространство и по-новому оценить основные понятийные поля психологии, в том числе и практической.
Понятия «мотивация», «интеллект», «деятельность», даже пресловутая «тревожность» начинают существовать не в отрыве друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Все эти структуры, связи, элементы системы показывают, с одной стороны, сложность и абстрактность подобного подхода, а с другой — дают возможность увидеть вертикальную и горизонтальную иерархию структуры психики.
В этой книге я впервые столкнулся с понятиями «энтропия» и «негэнтропия» в психологии. Следует запомнить эти термины. Пожалуй, именно они в своем неразрывном единстве явятся «методологическим каркасом» психологии ближайших лет.
В монографии Б.Н. Рыжова на реальных объектах (микроуровень — творческая личность, макроуровень — государство) показана возможность анализа динамики системы и ее адаптации на всех фазах — от возникновения и интенсивного развития до коллапса.
Фундаментальным принципом системологической концепции книги является представление деятельности человека как адаптационного процесса системообразования. Основной вывод автора, к которому я присоединяюсь: путь развития психологии в качестве объективной науки пролегает через раскрытие общесистемных закономерностей психической организации в тесной связи (и на базе) системологии как фундаментальной «метанауки».

ВСЕ В СИСТЕМЕ

Монография Л.М. Веккера (3) создана на основе ранее опубликованных работ, которые не издавались в нашей стране с начала 80-х годов. Поэтому они практически неизвестны молодым психологам. Каюсь, но даже я, выпускник МГУ 1981 года, встречал работы Льва Марковича лишь в списках дополнительной литературы и прикоснулся к ним только сейчас.
В книге редко встречаются слова «система», «системология», «системный анализ» и т.п. Но здесь дается в системе анализ психических явлений — от тактильных ощущений до мыслительных и эмоциональных процессов.
Если Б.Н. Рыжов представляет системологию как основу психологии в ее достаточно абстрактном логико-математическом выражении, то книга Л.М. Веккера непосредственно раскрывает суть психологических процессов как системных явлений. Кстати, в ней я второй раз после монографии Б.Н. Рыжова столкнулся с распространением понятия «негэнтропия» на психические процессы, что несомненно роднит эти книги.
Мне кажется, что оригинальная концепция Л.М. Веккера, еще не осмысленная современной психологической практикой, займет достойное место в ее методологии.
Автор считает, что необходимо развести психические процессы — элементарные (базисные) отделить от более сложных (производных) образований. Воистину революционной является идея о необходимости научного анализа «снизу-вверх» и последующий переход к анализу влияния высших уровней психики на низшие. Нетрудно заметить (как пишет В. Магун в предисловии к книге Л.М. Веккера), что «подчеркивание доминирующей и регулирующей роли более «высоких» структур и пренебрежительное отношение к исходным структурам и процессам было не чем иным, как своеобразной проекцией на психику индивида тех принципов, по которым функционировало авторитарное советское общество» (3, с. 9—10).
К сожалению, подход «сверху-вниз» был абсолютизирован еще Л.С. Выготским, который также в какой-то степени являлся продуктом своего времени. До настоящего момента даже в практической психологии искаженно трактуется влияние исходных структур на структуры иерархически более высокие.
Безусловно, книга Л.М. Веккера сложна для понимания и не отвечает на все вопросы. Так, в отличие от «Системной психологии»
Б.Н. Рыжова, я не усмотрел здесь достаточно выраженной представленности динамики развития индивида как системного образования во времени.
Вся работа Веккера посвящена оригинальному анализу психики взрослого человека.
Декларируемая психологическая триадность психики (когнитивные, регуляторные и эмоционально-аффективные сферы — познание, чувство, воля) превращается в концепции Л.М. Веккера в иерархические взаимодействующие системы, которые имеют в своей основе единые (первичные) характеристики: пространственно-временную структуру, модальность и интенсивность. Таким образом, различные классы психологической триады оказываются взаимосвязанными этими едиными системообразующими первоединицами.
Наиболее важным в концепции является выделение пространственно-временной организации как универсальной единицы анализа. С важностью выделения такой единицы для анализа мы встречаемся и в работах другого автора — А.В. Семенович. Наши собственные исследования подтверждают это. Подобная «синтонность» позволяет считать такой подход истинным.
Не менее важной составляющей концепции Л.М. Веккера является рассмотрение механизмов психической интеграции сквозных психических процессов, к которым автор относит память, воображение, внимание и речь.
Главное и революционное положение концепции — это то, что существующие в сегодняшних научных представлениях фактически изолированно такие сферы, как мотивационно-волевая, познавательная, эмоциональная (а правильнее, аффективно-эмоциональная) здесь цементируются в единую систему.
Не секрет, что положение о единстве интеллекта и аффекта, выдвинутое еще Л.С. Выготским и декларируемое всеми исследователями, на практике фактически не учитывается. Психика человека, и тем более ребенка, оказывается расчлененной, «расфасованной» по отдельным ячейкам (познавательная, волевая, эмоциональная) и — точно так же по отдельным психическим процессам. В результате мы измеряем, развиваем и корректируем отдельные процессы и свойства.
Это довольно беглый и, я полностью отдаю себе в этом отчет, неполный анализ монографии Л.М. Веккера. Она включает в себя значительно больше концептуальных положений, новых сущностных и терминологических подходов, чем здесь приведено.

НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ

Работы О.С. Никольской и А.В. Семенович — это воплощение системного подхода на практике. В отличие от трудов Л.М. Веккера и Б.Н. Рыжова они ориентированы непосредственно на работу психолога с детьми.
Монография О.С. Никольской дает принципиально новое системное понимание аффективной сферы как механизма организации поведения и сознания.
Здесь хотелось бы предостеречь читателя от расхожего мнения, что если книга посвящена детям с отклоняющимся развитием, то она не имеет отношения к психологам — она для дефектологов. Такой подход в значительной степени сужает профессиональное сознание специалиста. Можно также напомнить, что большинство теорий, практических разработок, методов диагностики и тестов, которые признаются психологами образования «своими», сделаны для специалистов по психопатологии. Среди них теория А.Р. Лурия, психоанализ, тесты Бине—Симона и Роршаха и многое другое. Как говорит О.С. Никольская, «изучение трудностей развития детей с аутизмом позволяет более остро осознать возможности благополучной психики» (4, с. 344).
До сих пор бытующее представление о низших аффектах, высших эмоциях, самосознании, Я-концепции как об отдельных, изолированных друг от друга образованиях в данной книге приобретает четкую уровневую систему организации, «где каждый уровень обладает уникальным, жизненно важным смыслом: направлен на разрешение своего класса задач и характеризуется особым, адекватным ему типом аффективной ориентировки и организации адаптивного поведения... вносит свой собственный вклад в процессы саморегуляции» (4, с. 344).
На конкретных примерах показана единая система организации аффективной сферы. Развитие и высших и низших уровней сознания опирается на врожденные формы организации целесообразного адаптивного поведения и проходит обязательный индивидуальный путь культурного развития.
В работе О.С. Никольской ничего не говорится об анализе «снизу-вверх» или наоборот, но эта работа соответствует и концепции Л.М. Веккера, и теоретическим воззрениям
А.В. Семенович. Подобное системное понимание психики задает профессионалу установку на взаимодействие с целостным живым образованием и предостерегает от излишней концентрации на разрешении отдельных аффективных проблем.
Это положение особенно важно для современной развивающей и коррекционной работы, поскольку оно задает иной вектор деятельности практического психолога. До сих пор работа с ребенком ведется по принципу: плохая память — работаем с памятью (пусть даже через «верхние» этажи: сюжетно-ролевые игры, эмоциональные состояния), есть страхи — нивелируем страхи и т.п. Исследование О.С. Никольской неопровержимо доказывает, что применение этого принципа возможно лишь на этапе «скорой помощи». Настоящая же работа заключается в воздействии на всю систему: нужно гармонизировать, сбалансировать всю аффективную систему ребенка. Таким образом создается четкая система диагностики, развивающей и коррекционной работы с самыми различными категориями детей, в том числе и с обычными.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Оригинальный системный подход представлен в работах А.В. Семенович (1, 5). В настоящее время доказана эффективность нейропсихологического подхода для практики образования. Поэтому работы А.В. Семенович — одного из ведущих детских нейропсихологов — вызывают неподдельным интерес.
К сожалению, мы пока не имеем целостной концептуальной монографии, посвященной нейропсихологическому подходу. Есть отдельные статьи и главы в сборниках, которые, впрочем, полностью раскрывают новаторскую позицию Анны Владимировны. Следует также отметить, что наиболее актуальные термины, такие как «отклоняющееся развитие», «принцип замещающего онтогенеза», были предложены именно А.В. Семенович и уже вошли в практику.
Чем так привлекательна концепция А.В. Семенович? Теоретики и практики пытаются разрешить проблему взаимодействия/соответствия мозга и психики. Последние научные выводы: особенности функциональной организации мозговой деятельности определяют и модулируют психическую деятельность в целом, в том числе и отдельные психические процессы.
К сожалению, общепринятые положения, растиражированные во многих изданиях, слишком механистично и прямолинейно трактуют сложнейшие нейропсихологические закономерности. Все сводится к тривиальной дихотомии «левое полушарие—правое полушарие» и к подходу: «теменно-височные области левого полушария (у правшей) заведуют речью и математическими операциями, правое полушарие имеет отношение к целостному восприятию, музыкальным способностям и эмоциям». Лобным отделам мозга «отдаются» программирующие и контрольные функции.
Нейропсихологические закономерности практически подменяются простыми и удобными положениями, из которых вытекают не менее простые следствия и «правила», гордо именуемые «нейропсихологической коррекцией». Специалист, работающий по этим «правилам», называет себя нейропсихологом.
Собственно говоря, подобный подход и развенчивает А.В. Семенович. Автор, опираясь на системные воззрения своих учителей А.Р. Лурия и Э.Г. Симерницкой, создает новую оригинальную нейропсихологическую теорию, имеющую непосредственный выход
в диагностическую и коррекционно-развивающую работу психолога.
А.В. Семенович удалось раскрыть динамику становления мозговой организации в онтогенезе. Это возможно было сделать только с использованием системного («синдромального») подхода и анализа вертикальных и горизонтальных структур психики, их становления и мозговой репрезентации.
В приведенных работах показаны закономерности становления мозговой организации у различных категорий детей в возрастной динамике, а также вклад мозговой организации в актуализацию различных психических функций и межфункциональных процессов — сенсомоторных, соматогностических, оптико-пространственных и др.
А.В. Семенович предлагает подход к работе психолога, определяемый ею как принцип замещающего онтогенеза: воздействию подвергается не страдающий уровень (функция, процесс), а непосредственно связанная с ним система. Как и в случае гармонизации аффективной сферы, работа, базирующаяся на принципе замещающего онтогенеза, ориентируется не на психолого-педагогическое воздействие по принципу «симптом-мишень», а на установление нейропсихологического статуса регуляторных и операциональных систем, «выбор типа, иерархии и этапов коррекционных и абилитационных программ, изоморфных характеру его онтогенеза» (1, с. 136).
Подобный нейропсихологический подход позволил автору создать нейропсихологическую синдромальную типологию отклоняющегося развития, с помощью которой можно соотнести наблюдаемые феномены и обобщающие характеристики групп детей. Последнее дает в руки психолога-практика инструмент системного анализа.

ЗАПАДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В книге Дж. Баттерворта и М. Харрис (2) дается анализ современных (западных) исследований, которые показывают феноменологию развития психологии. Западные авторы, естественно, ничего не знают о наших отечественных исследованиях и методологиях.
Содержание монографии — это критический анализ теорий Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и Дж. Боулби. Многочисленные работы, посвященные этим теориям, образуют дискуссионное поле, и возникает достаточно полная картина современного состояния психологии развития. В книге приводятся обзоры современных экспериментальных исследований, дается достаточно связная динамика становления отдельных функций и систем в онтогенезе.
Авторы предисловия отмечают, что в книге «опускается» жесткая социальная детерминация психического развития. Такая детерминация идет еще от культурно-исторической теории Л.С. Выготского, которая находится в некотором противоречии с современными данными о взаимообусловленности генетического и средового в развитии человека.
Экспериментально доказывается ограниченность теоретических воззрений Ж. Пиаже. Интересным для нас является и критический подход к нашей, отечественной возрастной периодизации. Современные данные указывают на параллельность в развитии социального и предметного познания, составляющих единую линию психического развития ребенка. Отвергается полное господство деятельностного подхода.
В книге Дж. Баттерворта и М. Харрис замечательно представлено исследование детей младенческого и раннего возраста. Подобные исследования позволили поставить под сомнение многие постулаты Ж. Пиаже и его последователей. Так, например, аргумент против постулата «осязание обучает зрение» был получен в остроумных экспериментах, показавших способность младенцев реагировать на зрительную информацию о возможности столкновения с движущимися объектами. Аналогичные эксперименты наших исследователей (например, доктора психологических наук Е.А. Сергиенко) позволили усомниться в широко декларируемом положении «рука учит глаз» и в других, казавшихся незыблемыми, постулатах.
Анализируя книгу Дж. Баттерворта и М. Харрис, можно сделать такой важный вывод: врожденному должно быть уделено гораздо больше внимания, чем это делалось до сих пор. Важно учитывать, что врожденное — это неотъемлемая составная часть высших уровней психических процессов. При этом нисколько не умаляется значение социальной детерминации.
Образно говоря, «ничто не вечно под луною». Даже основополагающие истины со временем подвергаются уточнениям, соответствующим времени трактовкам.
В целом данная книга привлекает трезвостью подхода и уважительно-критической направленностью. Авторы имеют собственный, не подверженный конъюнктурным соображениям взгляд на сложные проблемы развития человека.

Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук


ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие. Л.С. Цветкова, А.В. Семенович и др. /Под ред. Л.С. Цветковой. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000.
3. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл; Per Se , 2000.
4. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
5. Семенович А.В., Цыганок А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза. В сб.: Нейропсихология сегодня. /Под ред. Е.Д. Хомской. М.: МГУ, 1995.
6. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). М.: Изд-во МГПУ, 1999.