ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
О семинаре для заведующих детскими
образовательными учреждениями (ДОУ)
В течение 2000—2001 учебного года на базе
Центра психолого-медико-педагогической
реабилитации детей и подростков г. Пскова
постоянно действовал семинар для
администраторов ДОУ, посвященный проблемам
психологической службы.
Заведующие ДОУ и их заместители неоднократно
высказывались о функциях психолога в ДОУ, о
возможностях его помощи педагогам. Занятия
строились исходя из запросов участников.
Основной целью занятий была помощь в организации
психологического сопровождения дошкольников.
Задачами семинаров были следующие.
Информирование администрации о
целях, задачах и функциях психологической службы
в ДОУ.
Повышение авторитета
педагога-психолога в ДОУ.
Ориентация администрации на
сотрудничество с педагогом-психологом.
Занятия начались со знакомства с
документами обязательной отчетности психолога.
Для успешного сотрудничества
психолога с коллективом ДОУ необходимо, чтобы
администрация обсуждала с психологом годовой
план его работы и, при необходимости,
корректировала его. Психологу нужен оптимальный
график работы — режим дня детей должен
предусматривать их занятия с психологом.
Администрация же должна предоставлять помещения
для психологических занятий. Психологу
необходимо иметь возможность повышать
квалификацию (посещать библиотеки, семинары,
общаться с коллегами и т.д.).
Вся эта информация стала первым шагом для
понимания администраторами ДОУ специфики работы
педагога-психолога.
Вторым же шагом (а значит, и темой очередной
встречи) стало обсуждение содержания работы
педагога-психолога. Администрация считает, что
психолог должен проводить диагностику развития
детей и занятия с ними, а также сообщать
результаты диагностики педагогам и родителям,
проводить их консультирование.
Подобные представления администрации, с одной
стороны, отчасти являются отражением той работы,
которую обычно осуществляет психолог в детском
саду, а с другой — существенно ограничивают
возможности психолога.
Без тесного сотрудничества психолога с
педагогами ДОУ невозможно говорить о системе
сопровождения дошкольников.
В результате дискуссии участники согласились,
что организация системы сопровождения
невозможна без активного взаимодействия
психолога с педагогами.
Следующий семинар начался несколько неожиданно:
руководителям ДОУ было предложено просмотреть
видеозапись фрагмента психологического занятия.
Дошкольники сначала «ругались», используя
названия овощей и фруктов, затем «воевали»
(снарядами служили скомканные листы бумаги), а в
конце мирились и говорили друг другу ласковые,
добрые слова.
Реакция участников на увиденное были очень
разной. Ведущий пытался убедить руководителей в
том, что, позволяя детям выплескивать негативные
эмоции без нанесения вреда окружающим, психолог
учит детей управлять своими страстями (именно
управлять, а не подавлять в соответствии с
распространенным педагогическим стереотипом).
Именно так, через споры и эмоции, участники
семинара приходили к пониманию специфики
психологических занятий.
А что же делать с диагностикой? Как психологу
отслеживать развитие каждого ребенка? И здесь
администрации было предложено оптимальное
решение: введение в практику двухуровневой
диагностики — педагоги выявляют детей,
требующих особого внимания, а психолог проводит
психологическую диагностику, при необходимости
— углубленную.
Не осталась без внимания и работа психолога с
родителями: ведь давно известно, что усилия
детского сада в воспитании ребенка будут
неэффективными без поддержки семьи.
На семинаре руководители ДОУ имели возможность
узнать об опыте коллег в налаживании
взаимодействия с психологом. Выступали
руководители тех детских садов, в которых
психолог стал незаменимым участником
воспитательного процесса. На это понадобилось
немало времени. Опыт показал, что организация
психологического сопровождения — трудоемкий и
долгий процесс, но именно психологическое
сопровождение дошкольников является
оптимальной перспективой развития дошкольного
образования.
Руководители ДОУ высоко оценили эффективность
проведенных занятий. При этом отмечалось, что в
ходе семинара участники узнали много нового о
содержании работы психолога, о путях его
взаимодействия с педагогами, о роли
администрации в организации психологического
сопровождения. Участники также отметили
доступность и конкретность подаваемого
материала.
Все изъявили желание и в дальнейшем принимать
участие в подобных семинарах.
Среди тем для обсуждения были предложены такие.
Развитие эмоционально-волевой сферы
ребенка (с учетом возраста).
Психология общения.
Психология управления педагогическим
коллективом.
Из этого следует, что сотрудничество
нашего психологического центра с администрацией
образовательных учреждений будет продолжено.
Румия КАЛИНИНА,
кандидат психологических наук,
руководитель психологической службы
Центра психолого-медико-педагогической
реабилитации детей и подростков,
г. Псков