Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2001

ЗАРУБЕЖНОЕ

САМ СЕБЕ ГУММАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ

С легкой руки отечественных издателей название популярной книги В. Каппони и Т. Новака «Сам себе психолог» превратилось не только в фирменную марку целой книжной серии, но и в своеобразную идеологему, характеризующую особый пласт литературы и даже массовую познавательную стратегию освоения психологического знания.
При том, что психологов в нашей стране с каждым годом становится все больше, для многих читателей эта профессия продолжает оставаться чем-то очень экзотическим, и большинство из них живого психолога никогда в жизни не встречали. Однако разрозненные крупицы психологических знаний, сумбурно поставляемые газетами и журналами вперемешку с гороскопами и светскими сплетнями, уже убедили многих: психология — это не только интересно с познавательной точки зрения, но и небесполезно с практической.
Очень соблазнительно самому стать хотя бы немножко психологом, то есть научиться психологической проницательности, освоить навыки продуктивного общения и приемы личностного совершенствования. В поддержку этого стремления ныне ежемесячно выпускается не один десяток книг, книжек и книжонок соответствующей тематики — от псевдонаучных учебников распознавания характера по форме ногтей до весьма обстоятельных монографий по психологии влияния и творческого мышления.

НАПОМИНАНИЕ СКЕПТИКАМ

Профессиональные психологи не могут остаться равнодушными к этому явлению. Хотя большинство подобных книжек переводится с иностранных языков (главным образом с английского), наши психологи тоже стараются не отстать. Те, кто в состоянии описать психологические законы и явления в форме членораздельной письменной речи, активно конкурируют с заморскими коллегами и публикуют собственные книжки. Однако большинство относится к этому жанру скептически, небезосновательно упрекая его в том, что популяризация психологического знания зачастую ведется на грани профанации, а то и за этой гранью.
Правда, иногда такие упреки носят характер психологической защиты, ибо оказывается, что иные высоконаучные изыскания представляют собой пустопорожнее жонглирование мудреными терминами и при попытке перевести их на общедоступный язык лопаются, как мыльные пузыри. В этой связи хочется напомнить скептикам мудрую фразу: «Ученый, который не в состоянии доходчиво разъяснить смысл своей работы восьмилетнему ребенку, занимается ерундой».
«Школьный психолог» в рубрике «Арсенал» и «Печатном слове» уже не раз писал о том, как под маркой психологии пропагандируется лженаучный вздор, и о том, как даже в честном стремлении популяризировать психологическое знание можно договориться до несусветных глупостей. Разговор на тему, что такое плохая научно-популярная литература по психологии, можно считать исчерпанным (если бы только книжный рынок постоянно не подбрасывал для него новые сюжеты!), и сегодня нет никакой охоты бросать лишний камень в эту легкоуязвимую и изрядно побитую мишень. Стоит лишь заметить, что критики бывают достойны как отечественные, так и переводные издания, ибо графоманы от психологии — явление интернациональное.
Нельзя сказать, например, будто у нас популярный жанр примитивен, а у них доведен до совершенства, или наоборот. Опыт свидетельствует, что и там и тут это нелегкое, серьезное и важное дело можно сделать хорошо или плохо. На сей раз хочется поговорить о том, как его удается сделать хорошо, причем именно на зарубежном примере, который свидетельствует: формулу «Сам себе психолог» можно проводить в жизнь толково и основательно, а не в стиле бульварного чтива. Пример этот, кстати, поучителен и для отечественных издателей, которые (знаю по собственному опыту) постоянно побуждают отечественных авторов «не умничать». На самом деле, во всем мире существуют умные читатели, которым нужны умные (хотя желательно — не слишком мудреные) книги. Примером такой книги может служить «Гимнастика для разума» Дэниса Постла, вышедшая несколько лет назад в США, а ныне готовящаяся к печати и на русском языке.

КАК СТАТЬ ЛУЧШЕ

Даже внешне эта книга отличается от знакомых нам книжиц карманного формата («прочитал и выбросил») — это крупный 250-страничный том в твердом переплете и суперобложке, снабженный грамотным справочным аппаратом и деликатно, не вызывающе иллюстрированный. Само оформление книги подсказывает ее статус настольной, то есть такой, к которой читатель станет возвращаться, вдумчиво работать с нею, а не просто бегло пролистает в метро ради забавы. Наверное, так и следует издавать хорошие книги, оставив карманный формат марининым от психологии.
В подзаголовке книга называется «Упражнения, игры, задачи, советы по самопознанию и самосовершенствованию». Иными словами, ее цель — помочь читателю в решении задач, которые для многих очень важны и актуальны, — разобраться в себе и попробовать стать лучше. Эти задачи автор предлагает решать с позиций того направления, которое ему близко, — гуманистической психологии. Соответственно, читателю книга дает возможность на доходчивых примерах разобраться, что же такое гуманистическая психология.
Мне такой подход показался особенно интересным, и книгу я прочел с большим вниманием. Постоянные читатели «Школьного психолога» могли заметить, что Сергей Степанов, благоговея перед идеалами гуманистической психологии, то и дело позволяет себе скепсис по отношению к особо приторным ее тезисам. Сам себя я считаю эклектиком, ибо полагаю допустимым заимствование здравых, на мой взгляд, идей у любой школы.
По прочтении книги Дэниса Постла я пришел к выводу, что с полным правом могу отнести себя к гуманистическим психологам, ибо придерживаюсь, оказывается, той же позиции, что и гуманист Постл. Хотя кое в чем хотел бы с ним и поспорить. Полагаю, такую позицию займет и большинство читателей, когда книга увидит свет на русском языке (предположительно — весной).

ХОРОШАЯ КОМПАНИЯ

Чтобы пояснить, приведу список «ключевых фигур гуманистической психологии», каким он видится автору. Разумеется, в нем представлены Маслоу и Роджерс — в представлении многих гуманистическая психология ассоциируется в первую очередь (а порою — и только) с этими именами. Не диссонирует с ними и фигура Уилла Шутца — организатора первых открытых энкаунтер-групп (языковые пуристы предпочитают называть их группами встреч).
Далее — интереснее. В круг психологов-гуманистов автором включен и Ролло Мэй. Такое отнесение небезосновательно, хотя формально и не очень точно — Мэя чаще именуют экзистенциальным психотерапевтом, сближая его скорее с Франклом, чем с Роджерсом.
А вот Фриц Перлз, наверное, удивился бы включению себя в эту обойму. Хотя выходец из фрейдистского лона, создатель собственной оригинальной школы гештальт-терапии, в самом деле был истинным гуманистом по духу. Его идеи и практические приемы широко используются в практике гуманистической психотерапии и консультирования, и уже трудно сказать, то ли гештальт-терапия является методом гуманистической психологии (хотя это, разумеется, не просто метод, но и целая теоретическая система), то ли гуманистическая психология является идеологическим стержнем гештальт-терапии. (В известной мере, вероятно, справедливо и то и другое.)
Еще более спорным, хотя интуитивно понятным, кажется отнесение к этой когорте Якоба Морено. Создатель психодрамы, вне сомнения, имеет полное право называться гуманистом. То же, наверное, можно сказать и про Александра Лоуэна, ученика Райха, создавшего систему телесно-ориентированной терапии, хотя с отнесением его к гуманистической психологии, признаюсь, мне довелось в данном случае столкнуться впервые.
Многое объясняет появление в списке Роберто Ассаджоли, создателя психосинтеза — интегративного учения о личностном росте.
Среди идейных источников гуманистической психологии фигурируют также имена Адлера, Ранка, Левина и др. Даже Фрейд упомянут со сдержанной почтительностью. Руководствуясь столь широкими критериями, этот список можно было бы и значительно расширить (мне, например, видятся в нем Фромм, Хорни, Беттельхейм и многие другие).
Тут невольно вспоминаются слова С. Джурарда, определившего гуманистическую психологию как тенденцию, а не доктрину. Фактически к гуманистам в той или иной мере следует причислить каждого, кто вносит свой вклад в дело личностного совершенствования и роста. А вся психология, по сути дела, этим и занимается, за исключением, может быть, психологии когнитивных процессов (хотя мироощущение начинается все-таки с ощущения). Невозможно быть психологом, не будучи гуманистом. Какой смысл заниматься практическим «человековедением» без веры в человека, без доброго к нему отношения, без стремления помочь ему стать лучше?

ОТ САМОПОЗНАНИЯ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

К личному совершенствованию ведут разные пути, и опору тут можно найти в суждениях самых разных мыслителей. Так и первая часть книги Постла, посвященная самопознанию, призывает читателя обратиться к собственному жизненному опыту, преимущественно раннему (поклон доктору Фрейду!), чтобы осознать, какое влияние этот опыт оказал на его нынешнее душевное состояние.
Фактически читателю предлагается заняться самопсихоанализом. Для этого предлагаются некоторые ключевые опоры в форме наводящих вопросов о составе родительской семьи, отношениях с братьями и сестрами, родительской тактике воспитания, раннем опыте общения со взрослыми и сверстниками, способах практиковавшихся поощрений и наказаний, воспоминаниях о детских опасениях и мечтах и т.п. Ортодоксальный психоаналитик, вероятно, усмотрит в этом вульгаризацию метода, который на самом деле требует многомесячных изысканий в символике сновидений и ассоциаций, непременно под руководством сертифицированного специалиста. Вот это жесткое требование, пожалуй, и можно оспорить, а ключевая идея — анализ влияния раннего опыта на взрослую жизнь — вряд ли вызывает сомнение.
Вообще, многие психологи не согласятся с утверждением автора о том, что самопознание и самосовершенствование лучше осуществлять самостоятельно, без посторонней помощи, с опорой лишь на путеводные ориентиры вроде его книги. Ведь по мнению Постла, никто не в состоянии разобраться во всех хитросплетениях внутреннего мира человека так, как сам человек, и любой «специалист» скорее навязывает вам свое видение ваших проблем, нежели стимулирует ваше самопознание. Здесь отчетливо звучит идея клиент-центрированного подхода о внутреннем потенциале личностного роста. Однако автор и сам невольно навязывает читателю свои несколько морализаторские суждения о свободе выбора, праве на ошибку и т.п. Он, правда, утверждает: «Вы можете использовать эту книгу так, как вы захотите, как сочтете наиболее для себя удобным». И далее предлагает конкретные упражнения и задачи, из которых можно выбрать любые, самые подходящие.
В этом, по-моему, и состоит главное достоинство «Гимнастики для разума». Она в доступной форме сообщает читателю сведения о закономерностях формирования личности, предлагает приемы самоанализа, упражнения по развитию своих достоинств и смягчению слабостей. При этом автор в полном соответствии со своей общегуманистической позицией оставляет человеку право выбирать собственный вариант решения своей неповторимой жизненной проблемы. Любой, читая эту книгу, и впрямь начинает чувствовать себя психологом.
К этому хотелось бы еще добавить, что книги такого рода преимущественно адресованы тем, кто испытывает какие-то трудности в самоопределении, ощущает некий разлад с самим собой. Это состояние типично для подросткового и юношеского возраста, поэтому для неглупых старшеклассников книга станет настоящим подарком. Для школьного психолога — в еще большей мере, ибо позволяет транслировать юношеству ее идеи и методы в своей собственной неповторимой манере. Так что, когда увидите на прилавке «Гимнастику для разума» — не пропустите.

Сергей СТЕПАНОВ