КНИЖНЫЙ ШКАФ
ТРЕНИНГ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Г. Смит
СПб.: Речь, 2001
Серия «Психологический тренинг»
издательства «Речь» уже не раз радовала
практикующих психологов и преподавателей
психологических дисциплин интересными
разработками в области активного
психологического обучения. Это, например, работы
Е.В. Сидоренко, уникальная книга Н.Ю. Хрящевой с
соавторами «Психогимнастика в тренинге» и т.д.
Но, к сожалению, содержание некоторых книг этой
серии не вполне соответствует увлекательным и
многообещающим названиям и подзаголовкам на
обложке. Я понимаю, что первоочередная задача
всякого издателя — продать издание любой ценой,
чтобы вернуть затраченные средства, да еще и с
прибылью. Но идти ради этого на примитивный и
легко обнаруживаемый обман уважающему себя (и
читателей!) издательству совершенно не к лицу.
Вчитываясь в предложенный мне для рецензии
текст, я никак не мог отделаться от мысли, что
меня наглым образом надувают.
Начнем с названия. Издатель, слава богу, не сокрыл
года выпуска оригинала и авторского названия
книги: Sensitivity training: The Scientific Understanding of Individuals.
По-русски это звучит как «Тренинг сенситивности:
научное понимание индивидуальности».
Способность к прогнозированию поведения других
людей автор рассматривает как главную цель (?) и
следствие развития сенситивных способностей. Но
самому прогнозированию здесь уделяется так мало
места, что выносить это словосочетание в
заглавие — значит идти на заведомый подлог. Или
демонстрировать свою полную некомпетентность.
Подзаголовки на обложке также вводят читателя в
заблуждение: никаких тренингов по развитию
эмпатии или способности к пониманию окружающих
людей вы не обнаружите. Максимум, на что можно
рассчитывать, это на описание исследований в
области различных видов сенситивности и общие
рассуждения автора по поводу эффективности того
или иного тренинга.
В оглавлении можно встретить разнообразные
тренинги: теоретический тренинг, тренинг
улавливания сигналов, тренинг точности
стереотипов... Только за этими красивыми словами
ничего нет, кроме туманных словоизлияний да
изложения результатов старых американских
исследований, из которых мне так и не удалось
извлечь практического смысла.
В книге содержится ряд тестов на сенситивность,
многие из которых предполагают ответы на вопросы
после просмотра видеороликов, к книге не
приложенных. Так что, дорогой читатель, снимайте
свои!
Понимание автором некоторых психологических
терминов сильно отличается от общепринятых в
современной теории и практике, что создает еще
одну сложность при чтении. Так, эмпатию он
трактует как «степень сходства, которое человек
допускает между собой и другим», а
рационалистическое понимание — как «ощущение
человеком того, что он понимает другого человека,
близок к нему и солидарен с ним».
Обещанные в аннотации «практические приемы
развития способностей человека к пониманию
других людей» в книге не обнаружены. Так что
вслед за известным булгаковским персонажем
хочется воскликнуть: «Поздравляю, соврамши!»
Александр ШАДУРА
|