Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТРЕНИНГ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯТРЕНИНГ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

 

 

Г. Смит
СПб.: Речь, 2001

 

Серия «Психологический тренинг» издательства «Речь» уже не раз радовала практикующих психологов и преподавателей психологических дисциплин интересными разработками в области активного психологического обучения. Это, например, работы Е.В. Сидоренко, уникальная книга Н.Ю. Хрящевой с соавторами «Психогимнастика в тренинге» и т.д.
Но, к сожалению, содержание некоторых книг этой серии не вполне соответствует увлекательным и многообещающим названиям и подзаголовкам на обложке. Я понимаю, что первоочередная задача всякого издателя — продать издание любой ценой, чтобы вернуть затраченные средства, да еще и с прибылью. Но идти ради этого на примитивный и легко обнаруживаемый обман уважающему себя (и читателей!) издательству совершенно не к лицу. Вчитываясь в предложенный мне для рецензии текст, я никак не мог отделаться от мысли, что меня наглым образом надувают.
Начнем с названия. Издатель, слава богу, не сокрыл года выпуска оригинала и авторского названия книги: Sensitivity training: The Scientific Understanding of Individuals. По-русски это звучит как «Тренинг сенситивности: научное понимание индивидуальности».
Способность к прогнозированию поведения других людей автор рассматривает как главную цель (?) и следствие развития сенситивных способностей. Но самому прогнозированию здесь уделяется так мало места, что выносить это словосочетание в заглавие — значит идти на заведомый подлог. Или демонстрировать свою полную некомпетентность.
Подзаголовки на обложке также вводят читателя в заблуждение: никаких тренингов по развитию эмпатии или способности к пониманию окружающих людей вы не обнаружите. Максимум, на что можно рассчитывать, это на описание исследований в области различных видов сенситивности и общие рассуждения автора по поводу эффективности того или иного тренинга.
В оглавлении можно встретить разнообразные тренинги: теоретический тренинг, тренинг улавливания сигналов, тренинг точности стереотипов... Только за этими красивыми словами ничего нет, кроме туманных словоизлияний да изложения результатов старых американских исследований, из которых мне так и не удалось извлечь практического смысла.
В книге содержится ряд тестов на сенситивность, многие из которых предполагают ответы на вопросы после просмотра видеороликов, к книге не приложенных. Так что, дорогой читатель, снимайте свои!
Понимание автором некоторых психологических терминов сильно отличается от общепринятых в современной теории и практике, что создает еще одну сложность при чтении. Так, эмпатию он трактует как «степень сходства, которое человек допускает между собой и другим», а рационалистическое понимание — как «ощущение человеком того, что он понимает другого человека, близок к нему и солидарен с ним».
Обещанные в аннотации «практические приемы развития способностей человека к пониманию других людей» в книге не обнаружены. Так что вслед за известным булгаковским персонажем хочется воскликнуть: «Поздравляю, соврамши!»

Александр ШАДУРА