Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2001

СТАРАЯ КНИГА

Я — ТЫ — МЫ

Я держу в руках потертую книжку в мягкой обложке: Е. Мелибруда «Я — Ты — Мы». Мы с ней вместе — 16 лет. Она не моя, я еще помню, у кого взяла ее много лет назад и не вернула (и не верну, Наташа, не надейся!). Книги сами выбирают себе хозяев. Эта — весьма самостоятельная особа. Она много раз уходила и от меня, меняла «одежки», в которые ее одевали самые аккуратные из временных владельцев, обрастала разнообразными пометками и пятнами менее корректных хранителей, теряла изначальную белизну страниц...
Этот образчик книгопечатной продукции прожил интересную жизнь: его действительно читали, им дорожили, его «замыливали» не по рассеянности, а по крайней заинтересованности, из него выписывали цитаты, его конспектировали и многократно ксерокопировали. Достойная судьба достойной книги! ...годы идут, а книга сохраняет свою ценность.

ДОЛГОЛЕТИЕ

В 1986 году в моей личной библиотеке было две книги на русском языке, благодаря которым можно было прикоснуться к практике групповой работы, — Е. Мелибруды «Я — Ты — Мы» и К. Рудестама «Групповая психотерапия» (в произвольно усеченном редакторами варианте). За эти издания низкий поклон издательству «Прогресс»! Каждое было — на вес золота.
Одна из частей книги Мелибруды под названием «Лаборатория поисков» содержала фантастическую по тем временам информацию: сценарии групповых встреч. Подробные, со всем необходимым методическим обеспечением! Читались не только строки, изучалось пространство между строк... Так хотелось понять, что же такое тренинговая группа, как она развивается, что в ней происходит и как всем этим управлять!
Информации не хватало, Мелибруда писал свои тексты, явно рассчитывая на компетентность читателей. А где ее было взять? Может быть, именно в этом одна из причин информационного долголетия книги: мне ее смысл давался постепенно — чем больше я знакомилась с зарубежным опытом, тем лучше я понимала ее текст.

ПРОСТОТА

Вот — изложение теории В. Шутца о ведущих межличностных потребностях... Вот — краткий экскурс в системную семейную психотерапию: рассмотрение семьи как системы отношений... Вот — популярное изложение представлений К. Роджерса о сущности гуманистического общения и оказания помощи другим людям... Но все то, что в других литературных источниках изложено сложно, запутанно, туманно, здесь — просто и совсем недогматично.
Это огромное достоинство книги
Е. Мелибруды — простота. Только не надо путать с упрощенностью. Это серьезная, очень профессиональная, ответственная книга, написанная чрезвычайно легко и изящно. 15 лет назад это поражало и даже несколько отпугивало (ведь автор — солидный человек, доктор наук, профессор!). Сейчас — вызывает огромное уважение. Так о сложном, о главном можно писать только в том случае, если содержание пропущено автором через самого себя. (Плюс, конечно, еще нелишняя способность — выражать свое личное содержание словом.)

В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

Жанр книги можно определить словами самого автора — это изложение личностного знания. Личностное знание приобретается только в процессе реального общения с другими людьми; такое знание помогает человеку в его взаимоотношениях с миром; автор говорит только о том, во что верит сам.
Личностное знание интегративно. Это некая целостная внутренняя картинка, которая действительно возникает после прочтения книги. В этой картинке — и конкретные знания, и личные эмоционально значимые примеры, которые помогли это знание осмыслить, и «двигательный импульс» — готовность вести себя определенным образом, строить ценные для себя отношения.
Кстати, с точки зрения жанра, книга и сегодня остается редкостью. Мало кому удается так удачно соединить, слить в единый «гештальт» научное знание, личный опыт, объективные данные, мировоззрение, факты и ценности.

ЗНАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ

Еще одна удивительная особенность книги, ставшая понятной лишь с годами: есть много разных достойных поводов обращения к ней и, соответственно, способов ее прочтения.
Ее можно читать с познавательной целью — всем, кому небезразличны отношения с миром и кому хочется эти отношения развивать. Сегодня же такому любопытствующему или просто начинающему психологу-лично-для-себя я бы обязательно рекомендовала прочитать эту книгу одной из первых (до Э. Берна и тем паче
З. Фрейда).
Ее весьма полезно читать, когда эти самые контакты с миром, особенно ближайшим, расположенным в собственной квартире или по соседству, дали сбой, не заладились. Книга лечит, помогает переключиться с тех, кто ранит, на то, что болит, — собственные переживания, собственное «Я».
Естественно, можно бесконечно винить в своих проблемах и бедах злонамеренных соседей, истончившийся озоновый слой, магнитные бури на Солнце и масонов. Но можно заняться собой. Книга помогает это сделать. Есть в ней этакая особенная трепетность (спасибо переводчице Е. Новиковой, которая сохранила эту трепетность, а может быть, и помогла создать), обращенность к конкретному читателю.

СТРАТЕГИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

«Я — Ты — Мы» — кладезь полезной для профессионала информации, особенно, если он не диссертацию писать собрался, а говорить о психологии с нормальными людьми на нормальном языке.
Не скрою, многие мои популярные лекции по психологии общения были сделаны с активным привлечением материала этой книги. Это и положение об обратной связи, и модели помощи другим людям, и свойства семейной системы, и понятие активного слушания, и модель разрешения межличностных конфликтов и многое другое.
Книга помогает также структурировать практическую работу. Скажем, я хочу развивать у подростков навыки понимания других людей, а в тексте Мелибруды перечислены основные компоненты, из которых эти навыки складываются. Подобрать же конкретные приемы их формирования — это уже дело техники, главное — не упустить чего-то основного.
Я часто задумываюсь над тем, что же мы, психологи, все-таки делаем в школе, зачем мы детям. Передаем «умные» знания? Нет, конечно, нет! Учим тому, как надо? А как надо? Вероятнее всего, мы все-таки затем, чтобы повышать готовность каждого нашего подопечного к саморазвитию, самостоятельной реализации своих жизненных целей. А как это делать?
Заглянем в книгу Мелибруды. Он выделяет несколько, условно говоря, способностей личности, значительно повышающих ее готовность строить успешные отношения с миром:

— с бо’льшим доверием относиться к своему субъективному опыту (понимать и принимать свои чувства);
— экспериментировать с самим собой, то есть активно искать новые способы поведения и мышления;
— искать в окружающей реальности информацию, содержащую обратные связи, то есть информацию о последствиях своих поступков, о чувствах других людей;
— уметь сознательно делать выбор и принимать решения о том, как себя вести, стараться быть автором своих поступков;
— анализировать свои достижения и неудачи;
— уметь сочетать в равных пропорциях наблюдение и активное обучение (то есть учиться как на своих, так и на чужих поступках и их следствиях).

По сути дела, это ответ на вопрос, чем именно нужно заниматься психологу в школе, какие цели закладывать в различные формы работы с детьми и подростками.
Наконец, сохраняет свою ценность и программа групповой работы, предложенная автором. Это классический вариант сенситивного тренинга — продуманный, целостный и законченный. Все очень просто и эффективно, в меру глубоко и в то же время безопасно для участников. Есть чему поучиться.

ГОДЫ, ЛЮДИ, ЖИЗНЬ

А в завершение — цитата из книги. Это первый абзац введения, первые слова автора, которыми он встречает своего читателя.
Порой я спрашиваю себя: может быть, моя жизнь сложилась бы по-другому, если бы двадцать лет назад кто-нибудь рассказал мне о жизни и людях то, что я знаю теперь? Пожалуй, на этот вопрос я ответил бы утвердительно, однако не могу сказать, что абсолютно уверен в этом. Тот же вопрос можно сформулировать иначе: если бы сегодня кто-то рассказал мне о жизни и людях то, что я, вероятно, узнаю за следующие двадцать лет, постарался бы я уже сейчас изменить свою жизнь с учетом полученной информации? На этот вопрос ответить гораздо труднее, и вряд ли бы я смог убедить своим ответом себя и читателей.
Оставим цитату без комментариев...
«Я — Ты — Мы» — по-настоящему гуманистическая книга. Книга о человеке для него самого. Она пронизана уважением к личности, признанием ее свободы и верой в ее возможности. Она полна мягкой доброжелательной иронии по отношению к тем, кто переоценивает свое «Я», не считаясь с окружающими людьми, и искреннего сочувствия к тем, кто потерял и так пока и не обрел понимания собственной безусловной ценности.
Это умная и добрая книга. Таких не много. Но очень хорошо, что они есть.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук