СТАРАЯ КНИГА
Я — ТЫ — МЫ
Я
держу в руках потертую книжку в мягкой обложке: Е.
Мелибруда «Я — Ты — Мы». Мы с ней вместе — 16 лет.
Она не моя, я еще помню, у кого взяла ее много лет
назад и не вернула (и не верну, Наташа, не
надейся!). Книги сами выбирают себе хозяев. Эта —
весьма самостоятельная особа. Она много раз
уходила и от меня, меняла «одежки», в которые ее
одевали самые аккуратные из временных
владельцев, обрастала разнообразными пометками
и пятнами менее корректных хранителей, теряла
изначальную белизну страниц...
Этот образчик книгопечатной продукции прожил
интересную жизнь: его действительно читали, им
дорожили, его «замыливали» не по рассеянности, а
по крайней заинтересованности, из него
выписывали цитаты, его конспектировали и
многократно ксерокопировали. Достойная судьба
достойной книги! ...годы идут, а книга сохраняет
свою ценность.
ДОЛГОЛЕТИЕ
В 1986 году в моей личной библиотеке было
две книги на русском языке, благодаря которым
можно было прикоснуться к практике групповой
работы, — Е. Мелибруды «Я — Ты — Мы» и К.
Рудестама «Групповая психотерапия» (в
произвольно усеченном редакторами варианте). За
эти издания низкий поклон издательству
«Прогресс»! Каждое было — на вес золота.
Одна из частей книги Мелибруды под названием
«Лаборатория поисков» содержала фантастическую
по тем временам информацию: сценарии групповых
встреч. Подробные, со всем необходимым
методическим обеспечением! Читались не только
строки, изучалось пространство между строк... Так
хотелось понять, что же такое тренинговая группа,
как она развивается, что в ней происходит и как
всем этим управлять!
Информации не хватало, Мелибруда писал свои
тексты, явно рассчитывая на компетентность
читателей. А где ее было взять? Может быть, именно
в этом одна из причин информационного долголетия
книги: мне ее смысл давался постепенно — чем
больше я знакомилась с зарубежным опытом, тем
лучше я понимала ее текст.
ПРОСТОТА
Вот — изложение теории В. Шутца о
ведущих межличностных потребностях... Вот —
краткий экскурс в системную семейную
психотерапию: рассмотрение семьи как системы
отношений... Вот — популярное изложение
представлений К. Роджерса о сущности
гуманистического общения и оказания помощи
другим людям... Но все то, что в других
литературных источниках изложено сложно,
запутанно, туманно, здесь — просто и совсем
недогматично.
Это огромное достоинство книги
Е. Мелибруды — простота. Только не надо путать с
упрощенностью. Это серьезная, очень
профессиональная, ответственная книга,
написанная чрезвычайно легко и изящно. 15 лет
назад это поражало и даже несколько отпугивало
(ведь автор — солидный человек, доктор наук,
профессор!). Сейчас — вызывает огромное уважение.
Так о сложном, о главном можно писать только в том
случае, если содержание пропущено автором через
самого себя. (Плюс, конечно, еще нелишняя
способность — выражать свое личное содержание
словом.)
В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
Жанр книги можно определить словами
самого автора — это изложение личностного
знания. Личностное знание приобретается только в
процессе реального общения с другими людьми;
такое знание помогает человеку в его
взаимоотношениях с миром; автор говорит только о
том, во что верит сам.
Личностное знание интегративно. Это некая
целостная внутренняя картинка, которая
действительно возникает после прочтения книги. В
этой картинке — и конкретные знания, и личные
эмоционально значимые примеры, которые помогли
это знание осмыслить, и «двигательный импульс» —
готовность вести себя определенным образом,
строить ценные для себя отношения.
Кстати, с точки зрения жанра, книга и сегодня
остается редкостью. Мало кому удается так удачно
соединить, слить в единый «гештальт» научное
знание, личный опыт, объективные данные,
мировоззрение, факты и ценности.
ЗНАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ
Еще одна удивительная особенность
книги, ставшая понятной лишь с годами: есть много
разных достойных поводов обращения к ней и,
соответственно, способов ее прочтения.
Ее можно читать с познавательной целью — всем,
кому небезразличны отношения с миром и кому
хочется эти отношения развивать. Сегодня же
такому любопытствующему или просто начинающему
психологу-лично-для-себя я бы обязательно
рекомендовала прочитать эту книгу одной из
первых (до Э. Берна и тем паче
З. Фрейда).
Ее весьма полезно читать, когда эти самые
контакты с миром, особенно ближайшим,
расположенным в собственной квартире или по
соседству, дали сбой, не заладились. Книга лечит,
помогает переключиться с тех, кто ранит, на то,
что болит, — собственные переживания,
собственное «Я».
Естественно, можно бесконечно винить в своих
проблемах и бедах злонамеренных соседей,
истончившийся озоновый слой, магнитные бури на
Солнце и масонов. Но можно заняться собой. Книга
помогает это сделать. Есть в ней этакая особенная
трепетность (спасибо переводчице Е. Новиковой,
которая сохранила эту трепетность, а может быть,
и помогла создать), обращенность к конкретному
читателю.
СТРАТЕГИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
«Я — Ты — Мы» — кладезь полезной для
профессионала информации, особенно, если он не
диссертацию писать собрался, а говорить о
психологии с нормальными людьми на нормальном
языке.
Не скрою, многие мои популярные лекции по
психологии общения были сделаны с активным
привлечением материала этой книги. Это и
положение об обратной связи, и модели помощи
другим людям, и свойства семейной системы, и
понятие активного слушания, и модель разрешения
межличностных конфликтов и многое другое.
Книга помогает также структурировать
практическую работу. Скажем, я хочу развивать у
подростков навыки понимания других людей, а в
тексте Мелибруды перечислены основные
компоненты, из которых эти навыки складываются.
Подобрать же конкретные приемы их формирования
— это уже дело техники, главное — не упустить
чего-то основного.
Я часто задумываюсь над тем, что же мы, психологи,
все-таки делаем в школе, зачем мы детям. Передаем
«умные» знания? Нет, конечно, нет! Учим тому, как
надо? А как надо? Вероятнее всего, мы все-таки
затем, чтобы повышать готовность каждого нашего
подопечного к саморазвитию, самостоятельной
реализации своих жизненных целей. А как это
делать?
Заглянем в книгу Мелибруды. Он выделяет
несколько, условно говоря, способностей
личности, значительно повышающих ее готовность
строить успешные отношения с миром:
— с бо’льшим доверием относиться к
своему субъективному опыту (понимать и принимать
свои чувства);
— экспериментировать с самим собой, то есть
активно искать новые способы поведения и
мышления;
— искать в окружающей реальности информацию,
содержащую обратные связи, то есть информацию о
последствиях своих поступков, о чувствах других
людей;
— уметь сознательно делать выбор и принимать
решения о том, как себя вести, стараться быть
автором своих поступков;
— анализировать свои достижения и неудачи;
— уметь сочетать в равных пропорциях наблюдение
и активное обучение (то есть учиться как на своих,
так и на чужих поступках и их следствиях).
По сути дела, это ответ на вопрос, чем
именно нужно заниматься психологу в школе, какие
цели закладывать в различные формы работы с
детьми и подростками.
Наконец, сохраняет свою ценность и программа
групповой работы, предложенная автором. Это
классический вариант сенситивного тренинга —
продуманный, целостный и законченный. Все очень
просто и эффективно, в меру глубоко и в то же
время безопасно для участников. Есть чему
поучиться.
ГОДЫ, ЛЮДИ, ЖИЗНЬ
А в завершение — цитата из книги. Это
первый абзац введения, первые слова автора,
которыми он встречает своего читателя.
Порой я спрашиваю себя: может быть, моя жизнь
сложилась бы по-другому, если бы двадцать лет
назад кто-нибудь рассказал мне о жизни и людях то,
что я знаю теперь? Пожалуй, на этот вопрос я
ответил бы утвердительно, однако не могу сказать,
что абсолютно уверен в этом. Тот же вопрос можно
сформулировать иначе: если бы сегодня кто-то
рассказал мне о жизни и людях то, что я, вероятно,
узнаю за следующие двадцать лет, постарался бы я
уже сейчас изменить свою жизнь с учетом
полученной информации? На этот вопрос ответить
гораздо труднее, и вряд ли бы я смог убедить своим
ответом себя и читателей.
Оставим цитату без комментариев...
«Я — Ты — Мы» — по-настоящему гуманистическая
книга. Книга о человеке для него самого. Она
пронизана уважением к личности, признанием ее
свободы и верой в ее возможности. Она полна
мягкой доброжелательной иронии по отношению к
тем, кто переоценивает свое «Я», не считаясь с
окружающими людьми, и искреннего сочувствия к
тем, кто потерял и так пока и не обрел понимания
собственной безусловной ценности.
Это умная и добрая книга. Таких не много. Но очень
хорошо, что они есть.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук