ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
В СИТУАЦИИ БЕДСТВИЯ
Стихийные бедствия, техногенные
катастрофы, террористические акты, к сожалению,
стали реалиями сегодняшнего дня. Нам, психологам,
необходимо уметь оказывать экстренную
психологическую помощь людям, пережившим
кризисные ситуации. В России это направление
психологии находится на этапе становления, и
важна любая крупица опыта. Мы с большим вниманием
изучили опыт работы московских психологов после
взрывов 1999 года, освещенный на страницах газеты
«Школьный психолог» (см. интервью с С. Малых, Н.
Янковской, А. Шадурой «Нам не хватит любви, чтобы
возместить эти страдания...», № 39, 1999), и
Ростовского областного ППМС-центра в книге
«Организация диагностической и
психокоррекционной работы с детьми,
оказавшимися в кризисных ситуациях»
(Ростов-на-Дону, 2001). Надеемся, что и наш опыт может
быть чем-то полезен.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
В Республике Саха (Якутия) в этом году
произошло наводнение. Такого бедствия не было за
последние 100 лет: полностью затопило город Ленск
и некоторые поселки, часть которых даже не
подлежит восстановлению. Масштабы катастрофы
огромны: в Ленске вода дошла до третьего этажа
каменных зданий, деревянные затопило полностью,
многие разрушило или унесло водой. Кроме
материальной и медицинской помощи, люди,
пережившие стресс, потерявшие дом и все
имущество, нуждаются в психологической
поддержке.
Почти все пострадавшие имеют симптомы
посттравматического стрессового расстройства
(нарушение сна, утомляемость, эмоциональные
срывы, депрессия, потеря интереса к жизни).
Психологи республики провели работу по
посттравматической реабилитации пострадавших.
Она велась по двум направлениям: с детьми,
эвакуированными из зоны затопления в Якутск, и со
взрослыми.
На подготовительном этапе в городе Якутске для
психологов был организован обучающий
семинар-тренинг преподавателя
Санкт-Петербургского гуманитарного
университета А.В. Ефимова «Психологическая
реабилитация лиц, переживших экстремальную
ситуацию» (организатор — ГП «Иматон»).
Предложенная им техника мнемореабилитации
показала себя как эффективный метод снятия
симптомов перенесенного стресса и нейтрализации
травмирующих переживаний и воспоминаний.
РАБОТА С ЭВАКУИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ
Сразу после наводнения из Ленского и
Томпонского улусов (районов) было эвакуировано в
экстренном порядке в Якутск около 500 детей. Все
они были размещены в санаториях и профилакториях
города. Правительство республики создало все
условия для лечения и отдыха, организовало
большую культурную и развивающую программу
(посещение музеев, театров, занятия в тренажерных
залах, в компьютерных классах, участие в
различных конкурсах и спортивных соревнованиях).
Кроме того, все дети прошли медицинское
обследование и при необходимости лечение в
Республиканском центре охраны материнства и
детства. Для психологической реабилитации детей
Министерством образования республики была
собрана группа школьных психологов Якутска,
которые, несмотря на свой отпуск, согласились
помочь детям.
Группа из 14 психологов работала в санаториях и
профилакториях три недели. Основными своими
задачами психологи считали снятие
посттравматического стресса у детей, снижение
уровня тревожности, обучение навыкам релаксации,
развитие коммуникативных способностей. Общее
руководство работой осуществляла служба
практической психологии Республиканского
диагностико-реабилитационного и методического
центра Министерства образования Республики Саха
(Якутия).
В начале работы проводилась психологическая
диагностика эмоционального состояния детей,
определялся уровень тревожности и самооценки.
Выяснилось, что уровень ситуативной тревожности
у детей выше нормы, отмечалась эмоциональная
нестабильность, что объясняется наличием
посттравматического стресса, сменой привычной
обстановки, разлукой с родителями. Одни дети,
оказавшись в такой ситуации, испытывали страх и
депрессию, другие попытались воспользоваться
вседозволенностью и безнаказанностью.
Во время психологической реабилитации
проводились тренинговые занятия по снятию
страхов и агрессии, повышению коммуникативных
умений. Большое внимание уделялось обучению
навыкам конструктивного поведения и
взаимодействия в среде сверстников, сплочению
детей в группе, тренингу уверенности в себе.
Использовались такие методы, как сказкотерапия,
арт-терапия, где дети через рисунок выражали свои
эмоции и переживания. Все занятия проводились в
увлекательной игровой форме, и дети с большим
интересом в них участвовали. Желающие поговорить
с психологом по душам, поделиться своими
проблемами, могли прийти в кабинет и всегда
встретить здесь понимание и поддержку.
В результате дети стали намного спокойнее,
уравновешеннее, меньше стали конфликтовать. Если
раньше они делились на группы по месту
проживания, то после работы с психологами
сдружились, стали с пониманием относиться друг у
другу. Дети начали раскрываться, принимать
активное участие во всех занятиях и
мероприятиях, которые для них проводились. Всем
ребятам очень понравилось заниматься с
психологами, многие не хотели с ними
расставаться.
РАБОТА ВЫЕЗДНЫХ БРИГАД ПСИХОЛОГОВ
С целью оказания психологической
помощи населению на местах, распоряжением
Правительства Республики Саха (Якутия) был
организован выезд двух комплексных бригад
психологов республики непосредственно в
пострадавшие районы — Ленский и Томпонский
улусы. В бригады вошли 11 психологов различных
ведомств и министерств республики. Все
специалисты — это высококвалифицированные
психологи, имеющие опыт консультирования лиц,
переживших экстремальную ситуацию (жертв
насилия, участников военных действий и др.). Общую
координацию осуществлял Центр
социально-психологической поддержки молодежи
при Министерстве по делам молодежи.
Первым и очень важным этапом в работе выездных
бригад явилось информирование населения улусов
о работе психологов, так как люди не имели
представления о ее специфике и методах. Сразу по
прибытии на место психологи через СМИ
(телевидение, радио, газеты) рассказали об
особенностях посттравматического стрессового
расстройства, в общественных местах вывесили
объявления о работе психологов, организовали
запись по телефону.
Кроме того, психологи выступили с
разъяснительными беседами в эвакопунктах,
палаточных городках, на планерке в штабе по
ликвидации последствий паводка, в трудовых
коллективах. На встречах с населением
проводилось анкетирование с целью выявления
потребности в психологической помощи. В
Томпонском улусе были распространены
листовки-памятки о мерах самопомощи.
Хотя в начале работы у психологов были опасения,
что население, занятое на работе и
восстановлении своего жилья, не будет обращаться
за помощью, оказалось, что существует острейшая
потребность в психологической поддержке. всего
за 10 дней работы психологами было дано более 300
индивидуальных консультаций.
Почти 30% обратившихся пришли по рекомендациям
знакомых, которые уже получили психологическую
помощь, что свидетельствует об эффективности
работы специалистов. Основной формой
деятельности психологов являлись
индивидуальное консультирование, клиническая
беседа, мнемореабилитация, обучение навыкам
само- и взаимопомощи, эмпатическое слушание. В
тех поселках, где были дети, проводились занятия
по снятию страхов, арт-терапия, психогимнастика.
При анализе работы выяснилось, что чаще всего
применялась методика мнемореабилитации,
зарекомендовавшая себя как наиболее эффективный
метод снятия симптомов посттравматического
стресса. Все клиенты отмечали улучшение своего
состояния, указывали на необходимость и
своевременность оказания психологической
помощи. Это подтверждается результатами
тестирования по модифицированной методике САН.
В ситуации бедствия обострились ранее
существовавшие личностные проблемы клиентов,
вспыхнули внутрисемейные конфликты. Был отмечен
всплеск алкоголизма как формы ухода от
действительности. Люди находились в сильном
эмоциональном напряжении, что проявилось в
большом количестве аффективных реакций во время
консультирования. Облегчение состояния
отмечалось уже после первого сеанса, после
нескольких сеансов наступало стойкое улучшение
самочувствия.
Посттравматические расстройства имеют
характерную динамику развития, и если
пострадавшие своевременно не получают
психологическую помощь, то в дальнейшем им
приходится обращаться к врачам.
Отсюда можно сделать вывод, что психологическая
реабилитация — это наиболее рациональный и
экономичный вид помощи населению.
Татьяна МАРТЫНОВА,
заведующая службой практической психологии
Республиканского
диагностико-реабилитационного
и методического центра
Eлена ПАВЛОВА,
психолог-консультант,
Республика Саха (Якутия)
Статья подготовлена при поддержке проекта «med-vedi.ru». Если Вы решили произвести санаторное лечение за границей, то оптимальным решением станет зайти на проект «med-vedi.ru». Санаторное лечение за границей-прекрасный способ поправить здоровье и посмотреть другие страны нашей немаленькой планеты. В проекте «med-vedi.ru» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.