ИГРОТЕКА
МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ...
Уведущего
тренинговой группы нередко возникает задача ее
разделения на отдельные подгруппы. Дело не
только в том, что многие тренинговые упражнения
подразумевают работу в парах, тройках или
четверках. Ведь задача интенсифицировать
процесс общения между участниками и вообще
придать динамизм тренингу может быть решена
именно через дробление на подгруппы.
При этом следует помнить об одном важном условии
— нельзя давать этим подгруппам «застыть» в
определенном составе. Нужно постоянно
перетасовывать участников, чтобы предоставить
возможность каждому пообщаться со всеми.
Применение одних и тех же приемов быстро
надоедает, поэтому я предлагаю набор (далеко не
исчерпывающий!) вариантов разделения участников
тренинга на отдельные подгруппы.
Расчет
Это самый элементарный способ.
Производится расчет на «первый-второй»,
«первый-второй-третий» и т.д., в зависимости от
того, сколько требуется групп. Тут важно не
перепутать: расчет нужно делать исходя из
нужного количества групп, а не из количества
участников в каждой группе.
Сегментация круга
Если тренинг проходит в круге, то
группу можно поделить пополам, проведя
воображаемый диаметр круга от ведущего к
участнику, сидящему напротив. В случае, если
требуется более двух команд, круг просто
разбивается на нужное число сегментов.
Цветоделение
Деление на группы проводится по
внешним признакам участников, например по цвету
одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет,
получают название «зеленых» (можно и «Гринписом»
назвать). Могут появиться и «красные», и «белые».
Те, кто не попал ни в одну категорию, могут
объединиться, например, в команду «пестрых».
Не советую создавать «содружество темных сил»,
даже если многие участники одеты в траурные
цвета. Исключением может стать игра, где есть
негативные персонажи, а также если ведущий
рассматривает темный цвет одежды конкретных
участников как бессознательное отражение их
отрицательных эмоций, которые нуждаются в
«отыгрывании».
Критериями для выделения отдельных групп могут
быть не только цвета одежды, но и другие внешние
признаки: наличие украшений, часов, цвет волос,
цвет глаз и т.д.
Построение по ранжиру
Участники встают в шеренгу. По команде
ведущего за минимальное время они должны молча
перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по
росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и
другим признакам.
Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с
какой стороны должны встать участники, например,
«с самыми светлыми волосами», а с какой — «с
самыми темными».
После того как построение по какому-либо
признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на
нужное количество групп с разной степенью
выраженности выбранного признака.
Стрельба глазами
Участники встают в круг, опустив глаза.
По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь
встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось,
то образовавшиеся пары покидают круг.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники
не окажутся разбитыми по парам. А дальше — по
замыслу ведущего: либо организуется работа в
парах, либо пары группируются в более крупные
объединения.
Можно провести это несколько иначе: попытки
повторяются до тех пор, пока вся группа
одновременно не распадется на пары взаимно
выбравших друг друга участников.
Драматичной может стать ситуация, когда число
участников является нечетным и кто-то заведомо
должен остаться без пары. В этом случае ведущий
может, например, предложить какой-либо паре (или
команде) тянуть жребий, кому достанется
оставшийся игрок, или устроить между командами
соревнование за право включить этого игрока в
свой состав.
Атомы и молекулы
Участники группы разбредаются по
тренинговой комнате под негромкую «космическую»
музыку.
Ведущий произносит: «Каждый из вас — одинокий
атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь
с другими атомами, иногда даже случаются легкие
столкновения. Но иногда вы получаете возможность
объединиться в молекулы. Вы будете делать это по
моей команде. Число атомов в молекуле я назову».
Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши,
музыка останавливается, и он произносит,
например: «Четыре». Участники быстро составляют
группы по четыре человека. Те, кто не успел войти
ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось
трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова
распадаются на атомы, продолжающие блуждать в
пространстве до следующей команды ведущего.
В результате можно либо создать две команды (из
тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре), либо в
определенный момент дать команду собраться в
молекулы с таким числом атомов, какое нужно для
дальнейших процедур (хорошо, если это число будет
равно количеству выбывших участников, которые
тогда смогут образовать свою группу).
Лидеры
Ведущий быстро и неожиданно командует:
«Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые
двое (трое, четверо — смотря сколько надо
подгрупп) объявляются руководителями, имеющими
право набрать свои команды.
Можно поступить иначе: каждому из лидеров
предлагается выбрать только одного участника,
которого он хочет видеть в своей команде. Затем
выбранные участники по очереди выбирают
следующих и так далее до тех пор, пока группа не
окажется поделенной на две части.
Если участников нечетное количество, то
возникает ситуация, когда кто-то один остается
невостребованным. (Вы уже догадались, что эта
процедура, как и вариант «Стрельба глазами»,
имеет социометрический характер.)
«Невостребованный» участник может
почувствовать себя дискомфортно. Поэтому
ведущий может предложить лидерам двух групп
поспорить о праве на этого последнего участника:
произнести краткий монолог, в котором доказать,
что в силу таких-то достоинств этот человек
необходим именно его команде. После этого
участник сам выбирает для себя команду.
Любое число
Ведущий называет по имени любого из
игроков. Тот сразу же должен произнести
какое-нибудь число — от единицы до числа, равного
количеству участников.
По команде ведущего одновременно должно встать
такое количество игроков, которое соответствует
названному числу. При этом игрок, произнесший это
случайное число, может и не вставать.
Кто-нибудь может сообразить, что существуют
беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и
вскочить самому, либо назвать число членов
группы, и тогда встанут все.
После одной-двух удачных попыток участники
испытывают чувство групповой сплоченности. Тут
ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А
теперь я сам скомандую!» — заявляет он и называет
число, которое, по его замыслу, соответствует
необходимому количеству игроков в одной
подгруппе.
Если игроков встало столько, сколько и было
заказано, то ведущий просит их выйти из круга и
продолжает игру с оставшимися.
Разбивка по критерию
Ведущий предлагает группе какие-либо
критерии, которые подразумевают не ранжирование,
а ясную классификацию с четким разделением
участников на разные категории. Этот способ
особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах
необязательно должно быть равное количество
игроков.
Например, в процессе тренинга ведущему
необходимо получить информацию о чувствах
участников.
Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг
можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте,
что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели
в нем какое-то время, попробовали некоторые
блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень,
кто-то уже насытился, а кто-то только-только
заморил червячка. Давайте попробуем занять места
в нашем «ресторане» в соответствии со своими
ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось,
но свой голод они еще не утолили и желали бы
отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, —
прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы
покинуть ресторан, занимают места в
противоположном углу. Может быть, кому-то блюда
из меню ресторана оказались не вполне по вкусу?
Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а
четвертый угол займут те, кто еще не понял,
удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак,
располагайтесь!»
Далее можно, например, предложить каждой группе
обсудить и обосновать свой выбор, высказать
пожелания относительно рецептов, качества
приготовления и преподнесения блюд.
Вместо «ресторанной» метафоры можно
использовать и другие. Допустим, можно повесить в
разных углах тренинговой комнаты рожицы с
изображением разных эмоциональных состояний —
от беспросветной тоски до безудержного восторга
— и попросить участников выбрать наиболее
подходящее для себя место.
Задания образовавшимся группам можно дать в
соответствии с их настроением. Например,
«восторженным» участникам можно поручить
придумать способы, как развеселить «тоскующую»
подгруппу.
Кто на новенького?
Этот способ предполагает передачу
инициативы по созданию подгрупп самим
участникам. Ведущий просто предлагает каждому
выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы
он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с
ним глазами, невербально договориться и подойти
друг к другу.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук