Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2001

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

ПРОБЛЕМА, КОТОРАЯ ПОДЛЕЖИТ ОБСУЖДЕНИЮ

Вопрос о том, быть или не быть преподаванию психологии в школе, остается дискуссионным даже среди школьных психологов. На страницах нашего еженедельника мы начинаем обсуждение этой проблемы. Для разговора мы пригласили психологов, работающих в системе образования, среди которых есть и теоретики, и практики, и управленцы. Наши собеседники сегодня — Алексей Алексеевич ЛЕОНТЬЕВ (доктор филологических и доктор психологических наук, академик РАО), Ирина Владимировна ДУБРОВИНА (заведующая лабораторией Психологического института РАО, доктор психологических наук), Наталья Васильевна МОРОЗОВА (заместитель директора Московского городского психолого-медико-социального центра, кандидат психологических наук), Марьяна Михайловна БЕЗРУКИХ (директор Института возрастной физиологии детей и подростков РАО, доктор биологических наук) и Андрей Викторович МИЛЕХИН (учитель психологии школы № 1927 Восточного окружного управления образования г. Москвы, победитель конкурса «Учитель года — 2001» в номинации «Практический психолог образования»).

Нужно ли преподавать психологию в школе?

А.А. Леонтьев. Конечно, нужно! Правда, можно спорить о том, каким должен быть этот курс и какие задачи стоят перед ним. У нас, как это ни странно, среди многочисленных школьных предметов нет такого, который бы изучал самого человека. Сейчас уже прошло то время, когда выбирали за ребенка, точнее, это перестало быть господствующей идеологией. А реально дети ничего не знают о себе, своих особенностях, о том, какое участие они могут принять в своей судьбе.
Кроме того, перед старшеклассниками встает вопрос, для чего вообще они получают образование. Мы видим, что огромное число профессий требует определенной психолого-педагогической квалификации. Например, педагог, руководитель, тренер, менеджер. Не может быть педагогики без психологии, и наоборот, не может быть психологии без педагогики. Почти все наши дети выходят из школы без малейших знаний и умений в области психологии.

И.В. Дубровина. Этот вопрос даже не обсуждается. Безусловно, психология должна преподаваться в школе. Знания по этому предмету нужны каждому молодому человеку, независимо от того, кем он станет в будущем.
В процессе воспитания ребенок не может определить цель саморазвития, если он ничего о себе не знает. Учитывая сегодняшнюю ситуацию, я могу предположить, что у нас сейчас специально скрывают знания по психологии, для того чтобы удобнее было манипулировать людьми. Человек имеет право познать себя. Он обязан знать законы развития не только природы, но и человеческой психики. Без этого он не будет подготовлен к жизни.

Н.В. Морозова. Преподавание психологии крайне необходимо, поскольку на этом уроке мы можем дать школьнику знания о себе и о других. А этого пока нет.
Психология — это культура отношения к себе и другим. Причем через психологию можно решить проблему интеграции отдельных предметов. Я сама читала психологию в школе, и мы с учителем литературы объединились и преподавали интегрированный курс: историю развития психологии и литературы. Можно ли соединить, например, физику и психологию? Можно! Опыт некоторых школ Челябинска говорит об этом.

М.М. Безруких. Нужна ли психология как предмет — не знаю, а психология как система знаний, естественно, нужна. У нас в российской школе преподается много естественно-научных дисциплин. Есть специальный цикл, который называется «Человек», поэтому психологические знания есть куда вставить. Был же отдельный предмет «Этика и психология семейной жизни», мы все знаем, чем это закончилось. поэтому вряд ли целесообразно выделять психологию как учебный предмет.

А.В. Милехин. Психология в школе должна быть обязательно. Хотя есть опасность увлечения этой наукой — недельная нагрузка на ребенка не должна быть чрезмерной. У нас в школе занятия по психологии дети посещают по желанию, поэтому психология стоит у нас первым или последним уроком.

Что же должно быть в основе предмета «Психология»?

И.В. Дубровина. В основу курса должны быть положены знания по психологии, как и по любому другому учебному предмету. Причем в таком изложении, которое понятно детям. Это может быть систематический курс, включающий основы психологических знаний. Начинать его изучение нужно с начальной школы, поскольку именно тогда формируется мировоззрение ребенка, его отношение к миру.

Н.В. Морозова. Многие психологи стараются преподавать психологию теми способами, которые наиболее соответствуют конкретному возрасту. Например, в начальной школе это могут быть курсы «Познай себя», «Познай окружающий мир». У старшеклассников это может быть научная дисциплина, такая же, как физика, химия.

М.М. Безруких. При определении тематики занятий нужно исходить из потребностей возраста. Мы знаем, что для подростков общение со сверстниками наиболее актуально. Поэтому в этом возрасте их надо обучать навыкам коммуникативного взаимодействия. Говоря о подростках, я имею в виду детей от 11 до 14 лет.

А.В. Милехин. Изучение психологии в рамках школы может охватывать различные ее аспекты, но должна быть генеральная стратегическая направляющая — формирование индивидуального сознания. Здесь главное — предоставить ребенку возможность понять себя и других, способствовать открытию, которое он может совершить.

Каково место психологии среди других предметов?

А.А. Леонтьев. В нашем проекте базисного учебного плана на 12 лет (участниками которого стала группа энтузиастов: профессиональных педагогов и психологов, разрабатывающих модель «Школа ХХI века») уже в начальной школе допускается вынесение психологии за общую «сетку» уроков. То, что вынесено «за сетку», не считается учебной нагрузкой (физическая культура, организация личного времени учащихся, поисковая деятельность).
С третьего класса предполагается введение предмета «Психология». В основной и старшей школе психология входит в школьный компонент (один урок в неделю).

Н.В. Морозова. Для каждой возрастной группы могут быть свои формы проведения занятий. При преподавании психологии деление на уроки, семинары, тренинги во многом условно.

М.М. Безруких. Как это делать, зависит от возраста ребенка. Специальные занятия нужны начиная где-то с 13–14 лет. А младшим школьникам эти знания следует давать в деятельностно-игровой форме. Не загружать их теоретическими знаниями, а на практике учить азам психологии общения.

А.В. Милехин. По форме это могут быть и экскурсии, и драматизации, и инсталляции. Психология в каждом возрасте должна решать свои задачи. Где-то это будет разгрузка, где-то возможность подумать о себе, разобраться в проблемах. Все зависит от конкретного класса.

Существуют ли проблемы, которые необходимо решить, прежде чем широкомасштабно вводить преподавание психологии в школе?

Н.В. Морозова. Хотя сейчас психология и преподается в школе, она не имеет официального статуса. Этот барьер крайне важно преодолеть. По-хорошему, надо было бы сформировать комиссию или группу, которая обобщила бы имеющийся опыт преподавания психологии и на основе этого разработала единый стандарт преподавания.
Правда, психология мало поддается стандартизации, и каждый может ее преподавать по-своему. Тем не менее стандарт нужен хотя бы для того, чтобы психология имела равное место среди других дисциплин.

И.В. Дубровина. Проблема, на мой взгляд, еще и в другом. Для того чтобы преподавать психологию, ее надо знать. В пединститутах психологию учат очень формально. Особенно основные познавательные процессы. Но если педагог не знает, что такое ощущение и восприятие, как он может преподавать этот предмет? У психолога должен быть широкий кругозор и хорошее знание предмета. Этому надо учить. Кроме того, психолог должен чувствовать и понимать другого человека, уметь вовремя перестроиться при общении.

Как можно оценивать знания детей в процессе преподавания психологии?

А.А. Леонтьев. Никаких отметок не должно быть даже в первом приближении! Правда, это не относится к оценке. И эти понятия нужно разделить. Если учитель улыбнулся — это уже оценка. Что касается отметок, то я считаю, что там, где можно не ставить отметки, лучше этого не делать. Максимум оценок, минимум отметок!
Реальная функция отметки — формирование у ребенка умения оценивать себя. Но та же самая «двойка» (имеется в виду текущая отметка) может быть получена за совершенно разные вещи: одно дело — ученик учил и не выучил, не смог, другое — просто не учил. Надо разрабатывать дифференцированные формы оценки.

И.В. Дубровина. По этому вопросу было много дискуссий. Мы убеждены, что преподавание психологии не должно сводиться только к игре или урокам развития. Эти знания должны быть в общем ряду знаний о вселенной. Другое дело, что психология имеет отношение к самому человеку, поэтому нельзя ставить оценку за личностные качества человека, за его способности. Но знать какие-то вещи необходимо. В нашей практике был такой случай, когда дети в 5-м классе взбунтовались из-за отсутствия отметок. Ведь ребенок изучает предмет. Что-то ищет, читает, а его работу никто не оценивает. Дети не должны запоминать сложные определения. Но что такое память и как происходит запоминание, они должны знать.
Здесь мы столкнулись с интересной проблемой. Психологи учат педагогов ставить оценки, но сами эти оценки и боятся ставить, и не умеют. Поставить оценку, чтобы не задеть личностные особенности ребенка, сложно. Что надо оценивать: знания или навыки? Знания! Что касается навыков... Если я учу детей, например, навыкам конструктивного общения, то как это оценить?

Н.В. Морозова. С одной стороны, оценка может угнетать человека, а с другой — стимулировать его развитие. Я, например, своим студентам и учащимся говорю, что не буду ставить плохих отметок. При этом у них возникает мотив получения более высокого балла.
Могут быть разные способы оценивания психологических знаний.

А.В. Милехин. Если говорить об оценке, то она не нужна. Я работаю со старшеклассниками, и у нас действует модель «зачет-незачет». В хороших школах изначально учитель с учеником определяют область его развития. А личностное развитие сложно измерить.

Преподавание любой науки предполагает наличие учебников. Есть ли они сейчас?

А.А. Леонтьев. Я попал в школу, когда преподавали психологию по учебникам Б.М. Теплова, а учителем психологии в моей школе был Н.С. Лейтес. Конечно, психология тогда была очень политизирована. Сейчас, на мой взгляд, уже имеются хорошие учебники по психологии. Для начальной школы — под редакцией И.В. Дубровиной, для старших детей — Ю.М. Забродина и М.В. Поповой. Они предлагают изучать психологию даже иначе, чем в курсе психфака!

А.В. Милехин. Кто ищет, тот всегда найдет. Я думаю, что хороший учебник — тот идеал, к которому надо стремиться всегда. Идеального учебника быть не может. Я могу сказать, что необходимы такие учебники, с помощью которых дети могли бы разобраться в себе.

Обсуждение проблемы преподавания психологии в школе будет продолжено на страницах нашей газеты. Мы приглашаем к разговору наших читателей. Пишите, нам интересно и ваше мнение.

Вопросы задавала
Ольга РЕШЕТНИКОВА