ИЗ ПЕРВЫХ РУКПРОБЛЕМА, КОТОРАЯ ПОДЛЕЖИТ ОБСУЖДЕНИЮ
Нужно ли преподавать психологию в школе?А.А. Леонтьев. Конечно, нужно!
Правда, можно спорить о том, каким должен быть
этот курс и какие задачи стоят перед ним. У нас,
как это ни странно, среди многочисленных
школьных предметов нет такого, который бы изучал
самого человека. Сейчас уже прошло то время,
когда выбирали за ребенка, точнее, это перестало
быть господствующей идеологией. А реально дети
ничего не знают о себе, своих особенностях, о том,
какое участие они могут принять в своей судьбе. И.В. Дубровина. Этот вопрос даже не
обсуждается. Безусловно, психология должна
преподаваться в школе. Знания по этому предмету
нужны каждому молодому человеку, независимо от
того, кем он станет в будущем. Н.В. Морозова. Преподавание
психологии крайне необходимо, поскольку на этом
уроке мы можем дать школьнику знания о себе и о
других. А этого пока нет. М.М. Безруких. Нужна ли психология как предмет — не знаю, а психология как система знаний, естественно, нужна. У нас в российской школе преподается много естественно-научных дисциплин. Есть специальный цикл, который называется «Человек», поэтому психологические знания есть куда вставить. Был же отдельный предмет «Этика и психология семейной жизни», мы все знаем, чем это закончилось. поэтому вряд ли целесообразно выделять психологию как учебный предмет. А.В. Милехин. Психология в школе должна быть обязательно. Хотя есть опасность увлечения этой наукой — недельная нагрузка на ребенка не должна быть чрезмерной. У нас в школе занятия по психологии дети посещают по желанию, поэтому психология стоит у нас первым или последним уроком. Что же должно быть в основе предмета «Психология»?И.В. Дубровина. В основу курса должны быть положены знания по психологии, как и по любому другому учебному предмету. Причем в таком изложении, которое понятно детям. Это может быть систематический курс, включающий основы психологических знаний. Начинать его изучение нужно с начальной школы, поскольку именно тогда формируется мировоззрение ребенка, его отношение к миру. Н.В. Морозова. Многие психологи стараются преподавать психологию теми способами, которые наиболее соответствуют конкретному возрасту. Например, в начальной школе это могут быть курсы «Познай себя», «Познай окружающий мир». У старшеклассников это может быть научная дисциплина, такая же, как физика, химия. М.М. Безруких. При определении тематики занятий нужно исходить из потребностей возраста. Мы знаем, что для подростков общение со сверстниками наиболее актуально. Поэтому в этом возрасте их надо обучать навыкам коммуникативного взаимодействия. Говоря о подростках, я имею в виду детей от 11 до 14 лет. А.В. Милехин. Изучение психологии в рамках школы может охватывать различные ее аспекты, но должна быть генеральная стратегическая направляющая — формирование индивидуального сознания. Здесь главное — предоставить ребенку возможность понять себя и других, способствовать открытию, которое он может совершить. Каково место психологии среди других предметов?А.А. Леонтьев. В нашем проекте
базисного учебного плана на 12 лет (участниками
которого стала группа энтузиастов:
профессиональных педагогов и психологов,
разрабатывающих модель «Школа ХХI века») уже в
начальной школе допускается вынесение
психологии за общую «сетку» уроков. То, что
вынесено «за сетку», не считается учебной
нагрузкой (физическая культура, организация
личного времени учащихся, поисковая
деятельность). Н.В. Морозова. Для каждой возрастной группы могут быть свои формы проведения занятий. При преподавании психологии деление на уроки, семинары, тренинги во многом условно. М.М. Безруких. Как это делать, зависит от возраста ребенка. Специальные занятия нужны начиная где-то с 13–14 лет. А младшим школьникам эти знания следует давать в деятельностно-игровой форме. Не загружать их теоретическими знаниями, а на практике учить азам психологии общения. А.В. Милехин. По форме это могут быть и экскурсии, и драматизации, и инсталляции. Психология в каждом возрасте должна решать свои задачи. Где-то это будет разгрузка, где-то возможность подумать о себе, разобраться в проблемах. Все зависит от конкретного класса. Существуют ли проблемы, которые необходимо решить, прежде чем широкомасштабно вводить преподавание психологии в школе?Н.В. Морозова. Хотя сейчас
психология и преподается в школе, она не имеет
официального статуса. Этот барьер крайне важно
преодолеть. По-хорошему, надо было бы
сформировать комиссию или группу, которая
обобщила бы имеющийся опыт преподавания
психологии и на основе этого разработала единый
стандарт преподавания. И.В. Дубровина. Проблема, на мой взгляд, еще и в другом. Для того чтобы преподавать психологию, ее надо знать. В пединститутах психологию учат очень формально. Особенно основные познавательные процессы. Но если педагог не знает, что такое ощущение и восприятие, как он может преподавать этот предмет? У психолога должен быть широкий кругозор и хорошее знание предмета. Этому надо учить. Кроме того, психолог должен чувствовать и понимать другого человека, уметь вовремя перестроиться при общении. Как можно оценивать знания детей в процессе преподавания психологии?А.А. Леонтьев. Никаких отметок не
должно быть даже в первом приближении! Правда,
это не относится к оценке. И эти понятия нужно
разделить. Если учитель улыбнулся — это уже
оценка. Что касается отметок, то я считаю, что там,
где можно не ставить отметки, лучше этого не
делать. Максимум оценок, минимум отметок! И.В. Дубровина. По этому вопросу
было много дискуссий. Мы убеждены, что
преподавание психологии не должно сводиться
только к игре или урокам развития. Эти знания
должны быть в общем ряду знаний о вселенной.
Другое дело, что психология имеет отношение к
самому человеку, поэтому нельзя ставить оценку
за личностные качества человека, за его
способности. Но знать какие-то вещи необходимо. В
нашей практике был такой случай, когда дети в 5-м
классе взбунтовались из-за отсутствия отметок.
Ведь ребенок изучает предмет. Что-то ищет, читает,
а его работу никто не оценивает. Дети не должны
запоминать сложные определения. Но что такое
память и как происходит запоминание, они должны
знать. Н.В. Морозова. С одной стороны,
оценка может угнетать человека, а с другой —
стимулировать его развитие. Я, например, своим
студентам и учащимся говорю, что не буду ставить
плохих отметок. При этом у них возникает мотив
получения более высокого балла. А.В. Милехин. Если говорить об оценке, то она не нужна. Я работаю со старшеклассниками, и у нас действует модель «зачет-незачет». В хороших школах изначально учитель с учеником определяют область его развития. А личностное развитие сложно измерить. Преподавание любой науки предполагает наличие учебников. Есть ли они сейчас?А.А. Леонтьев. Я попал в школу, когда преподавали психологию по учебникам Б.М. Теплова, а учителем психологии в моей школе был Н.С. Лейтес. Конечно, психология тогда была очень политизирована. Сейчас, на мой взгляд, уже имеются хорошие учебники по психологии. Для начальной школы — под редакцией И.В. Дубровиной, для старших детей — Ю.М. Забродина и М.В. Поповой. Они предлагают изучать психологию даже иначе, чем в курсе психфака! А.В. Милехин. Кто ищет, тот всегда найдет. Я думаю, что хороший учебник — тот идеал, к которому надо стремиться всегда. Идеального учебника быть не может. Я могу сказать, что необходимы такие учебники, с помощью которых дети могли бы разобраться в себе. Обсуждение проблемы преподавания психологии в школе будет продолжено на страницах нашей газеты. Мы приглашаем к разговору наших читателей. Пишите, нам интересно и ваше мнение. Вопросы задавала |