Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2001

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ТИПОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧАЩИМИСЯ

Поиск новых технологий оказания помощи учащимся и учителям вынуждает не только к эмпирическим исследованиям, но и к попыткам по-новому осмыслить школьные реалии, дать им новое, не вполне привычное теоретическое объяснение. Базой для углубленной рефлексии собственной профессиональной деятельности и понимания процессов, возникающих между главными фигурами образования — учеником и учителем, может стать полисубъектный подход. Не стоит пугаться мудреного термина. Разобраться в основных его идеях не слишком трудно. Зато свежий взгляд с позиций этого подхода может помочь ответить на некоторые непростые вопросы образовательной практики. (Об этом подходе И. Вачков уже писал в своей статье «Полисубъект, который учится в школе», см. «Школьный психолог», № 17, 2001 г.ред.)
Прежде всего, давайте определимся с некоторыми основными понятиями. Субъект — это человек на высшем (индивидуализированно для каждого) уровне активности, целостности (системности), автономности; это всеохватывающее, наиболее широкое понятие, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех качеств человека: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т.д. (А.В. Брушлинский).
Однако свойство субъектности может быть отнесено не только к человеку, но и к общности людей. Такая общность и выступает в качестве полисубъекта. Тогда можно предложить следующее определение: полисубъект саморазвития (в дальнейшем — полисубъект)это целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития внутренних содержаний реальных субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях и объединенных совместной творческой деятельностью. Важнейшей характеристикой полисубъекта является способность к активности, действенности, интеграции, способность выступать единым целым по отношению к процессу саморазвития, то есть способность быть субъектом.
Полисубъект саморазвития «учитель—ученики» имеет два полюса, два центра, образованные субъектом «учитель» и коллективным субъектом «ученики».

Типоллогия отношений между учителем и учащимся. Формат .PDF, объем 38 КБ

ОТНОШЕНИЕ

В качестве основной единицы анализа полисубъекта саморазвития, на наш взгляд, следует выбрать отношение между входящими в полисубъект субъектами (учителем и учащимися).
Данное отношение — это сложное, многокомпонентное и многоуровневое образование, которое:

— обеспечивает единство двух или более изолированных сторон;
— включает в себя пространство своих потенциальных смыслов;
— включает в себя идеи целостности, субъект-субъектной связи, активности, развития, актуальности-потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества, целей, стремлений, тенденций, интересов, оценок, идеалов, потребностей, убеждений.

Двухполюсный характер полисубъекта «учитель—ученики» предполагает два типа внутренних базовых отношений, присущих полисубъекту и включающих по три подтипа.

ПЕРВЫЙ ТИП — «ОТ УЧЕНИКА»

Здесь наличествуют три вектора отношений.

Я как субъект — учитель (диадные субъект-субъектные отношения).
Именно на этом типе отношений прежде всего делается акцент в рамках личностно-ориентированной парадигмы и в русле концепции развивающего образования. Но ведь каждый учитель прекрасно знает: ученик взаимодействует с ним, находясь с глазу на глаз, часто совершенно иначе, чем в присутствии своих одноклассников. «Разговариваешь с каждым по отдельности — видишь: человек, но как соберутся вместе — банда тупоголовых и агрессивных кретинов», — так охарактеризовал подростков восьмого класса один из знакомых учителей.
Это происходит потому, что в первом случае подросток выступает в качестве отдельного независимого субъекта, а во втором — ориентируется на себя как члена сообщества (в приведенном примере — явно асоциального).

Я как часть класса (мы со сверстниками) — учитель (полисубъект-субъектные отношения).
При этом учитель может рассматриваться классом в двух ипостасях: либо как самостоятельный субъект («Мы считаем, что наша Мария Ивановна — строгий, но справедливый человек»), либо как представитель профессионально-педагогического сообщества («Наша училка такая же вредная, как и все они»). И в той, и в другой ситуации педагог рассматривается учениками как противопоставленный классу, однако являющийся «своим», а не «чужим» (слово «наша» в приведенных высказываниях — не случайно).

Я как часть всей общности «учитель—ученики» (мы вместе с учителем) — Они (полисубъект-полисубъектные отношения).
В этом случае учащийся идентифицируется не просто с группой своих сверстников: он включает в значимую для себя общность и учителя. Здесь категория «Мы» оказывается наиболее широкой из всех описываемых. «Они» — это общность, которая может рассматриваться как дружественная, враждебная, конкурентная и т.д. Чаще всего под «Они» в школе подразумеваются классы из той же параллели или вообще другие классы, которые могут выступать как целостность, в чем-то противостоящая или чем-то связанная с «Мы».

ВТОРОЙ ТИП — «ОТ УЧИТЕЛЯ»

Здесь наличествуют три вектора отношений.

Я как субъект — ученик (диадные субъект-субъектные отношения).
У педагога складываются определенные отношения с каждым учеником. Он может глубоко осознавать особенности этих отношений или совершенно не задумываться о них, но практически всегда межличностное пространство между ним и каждым конкретным его учеником насыщено эмоциональными, когнитивными, смысловыми, ценностными и другими содержаниями, составляющими сущность человеческих отношений.
Конечно, встречаются учителя, совершенно индифферентные к детям: дети — это «объекты педагогического воздействия» и только. Однако в подавляющем большинстве случаев отношение учителя к ученикам является очевидно пристрастным.
Если смотреть на вещи трезво, то безусловно гуманный призыв «любить учеников» реализовать полностью почти невозможно — «чувству не прикажешь». Кто-то нравится, кто-то — не очень.
В любом случае учителю так же трудно оставаться эмоционально безучастным, как и любить всех одинаково. Другое дело, что профессиональной обязанностью учителя является «принятие» всех учащихся и готовность строить «субъект-субъектные» отношения с каждым из них.

Я как представитель профессионального сообщества — ученики (субъект-полисубъектные отношения).
Учитель вступает в отношения с учащимися не только как самостоятельный субъект и уникальная личность, но и как представитель профессионального сообщества. Не следует забывать, что он «делегат» взрослого сообщества, «эмиссар», «посредник». Его цель — помочь детям пройти путь к этому самому сообществу и стать его членом.
Поэтому во взаимодействии с детьми учитель должен исполнять вполне определенные обязанности, накладываемые на него профессией. При этом каждый ребенок строит отношения с учителем, учитывая и эту его ипостась. Учитель тоже никогда не забывает, что он «при исполнении».
Иногда этот подтип отношений оказывается доминирующим, в результате чего «профессиональная маска представителя педагогического коллектива» заменяет субъектную сущность учителя. Отношения в полисубъекте в таком случае в значительной мере обедняются.

Я как часть всей общности «учитель—ученики» (мы вместе с учениками) — Они (полисубъект-полисубъектные отношения).
При этом типе отношений учитель как бы является таким же членом класса, как и дети. Он встроен в сложную систему внутригрупповых отношений как один из обязательных (и даже центральных) компонентов. Это особенно ярко проявляется в ситуациях соперничающего или сотрудничающего взаимодействия с другими полисубъектами. Например, при проведении спортивных состязаний между классами их классные руководители порой не просто «болеют» за своих, но и включаются в соревнование.
Восприятие педагогом себя как части общности «учитель—ученики» может быть (в зависимости от ситуации и уровня отношений) и продуктивным, и деструктивным для становления полисубъектности. Скажем, «подсуживание своим» во время соревнований отнюдь не помогает гармоничному развитию полисубъекта, а способность вместе со своими учениками противостоять несправедливым действиям школьной администрации или сотрудничать с другими классами и их педагогами свидетельствует о благоприятном развитии.

В случае высокого уровня развития полисубъекта «учитель—ученики» все шесть видов отношений являются осознаваемыми и гармоничными. Могут происходить естественные и безболезненные для участников взаимодействия переходы от одного вида отношений к другому.
В ситуации разрушения субъект-субъектности отношений между полюсами «учитель—ученики» возможным (но не обязательным) становится превращение класса (без учителя) в самостоятельный полисубъект. Этот подтип отношений описан в социальной психологии. Здесь мы сталкиваемся с такими феноменами, как групповой фаворитизм, конформизм, ценностно-ориентационное единство и т.п.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук