ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
ТИПОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И
УЧАЩИМИСЯ
Поиск новых технологий оказания
помощи учащимся и учителям вынуждает не только к
эмпирическим исследованиям, но и к попыткам
по-новому осмыслить школьные реалии, дать им
новое, не вполне привычное теоретическое
объяснение. Базой для углубленной рефлексии
собственной профессиональной деятельности и
понимания процессов, возникающих между главными
фигурами образования — учеником и учителем,
может стать полисубъектный подход. Не стоит
пугаться мудреного термина. Разобраться в
основных его идеях не слишком трудно. Зато свежий
взгляд с позиций этого подхода может помочь
ответить на некоторые непростые вопросы
образовательной практики. (Об этом подходе И.
Вачков уже писал в своей статье «Полисубъект,
который учится в школе», см. «Школьный психолог»,
№ 17, 2001 г. — ред.)
Прежде всего, давайте определимся с некоторыми
основными понятиями. Субъект — это человек
на высшем (индивидуализированно для каждого)
уровне активности, целостности (системности),
автономности; это всеохватывающее, наиболее
широкое понятие, обобщенно раскрывающее
неразрывно развивающееся единство всех качеств
человека: природных, социальных, общественных,
индивидуальных и т.д. (А.В. Брушлинский).
Однако свойство субъектности может быть
отнесено не только к человеку, но и к общности
людей. Такая общность и выступает в качестве полисубъекта.
Тогда можно предложить следующее определение: полисубъект
саморазвития (в дальнейшем — полисубъект)
— это целостное динамическое психологическое
образование, отражающее феномен единства
развития внутренних содержаний реальных
субъектов, находящихся в субъект-субъектных
отношениях и объединенных совместной творческой
деятельностью. Важнейшей характеристикой
полисубъекта является способность к активности,
действенности, интеграции, способность
выступать единым целым по отношению к процессу
саморазвития, то есть способность быть
субъектом.
Полисубъект саморазвития «учитель—ученики»
имеет два полюса, два центра, образованные
субъектом «учитель» и коллективным субъектом
«ученики».
Типоллогия отношений между
учителем и учащимся. Формат .PDF, объем 38 КБ
ОТНОШЕНИЕ
В качестве основной единицы анализа
полисубъекта саморазвития, на наш взгляд,
следует выбрать отношение между входящими в
полисубъект субъектами (учителем и учащимися).
Данное отношение — это сложное,
многокомпонентное и многоуровневое образование,
которое:
— обеспечивает единство двух или
более изолированных сторон;
— включает в себя пространство своих
потенциальных смыслов;
— включает в себя идеи целостности,
субъект-субъектной связи, активности, развития,
актуальности-потенциальности, взаимодействия,
деятельности, социальности (диалогичности),
рефлексивности, творчества, целей, стремлений,
тенденций, интересов, оценок, идеалов,
потребностей, убеждений.
Двухполюсный характер полисубъекта
«учитель—ученики» предполагает два типа
внутренних базовых отношений, присущих
полисубъекту и включающих по три подтипа.
ПЕРВЫЙ ТИП — «ОТ УЧЕНИКА»
Здесь наличествуют три вектора
отношений.
Я как субъект — учитель (диадные
субъект-субъектные отношения).
Именно на этом типе отношений прежде всего
делается акцент в рамках
личностно-ориентированной парадигмы и в русле
концепции развивающего образования. Но ведь
каждый учитель прекрасно знает: ученик
взаимодействует с ним, находясь с глазу на глаз,
часто совершенно иначе, чем в присутствии своих
одноклассников. «Разговариваешь с каждым по
отдельности — видишь: человек, но как соберутся
вместе — банда тупоголовых и агрессивных
кретинов», — так охарактеризовал подростков
восьмого класса один из знакомых учителей.
Это происходит потому, что в первом случае
подросток выступает в качестве отдельного
независимого субъекта, а во втором —
ориентируется на себя как члена сообщества (в
приведенном примере — явно асоциального).
Я как часть класса (мы со
сверстниками) — учитель
(полисубъект-субъектные отношения).
При этом учитель может рассматриваться классом в
двух ипостасях: либо как самостоятельный субъект
(«Мы считаем, что наша Мария Ивановна — строгий,
но справедливый человек»), либо как
представитель профессионально-педагогического
сообщества («Наша училка такая же вредная, как и
все они»). И в той, и в другой ситуации педагог
рассматривается учениками как
противопоставленный классу, однако являющийся
«своим», а не «чужим» (слово «наша» в приведенных
высказываниях — не случайно).
Я как часть всей общности
«учитель—ученики» (мы вместе с учителем) — Они
(полисубъект-полисубъектные отношения).
В этом случае учащийся идентифицируется не
просто с группой своих сверстников: он включает в
значимую для себя общность и учителя. Здесь
категория «Мы» оказывается наиболее широкой из
всех описываемых. «Они» — это общность, которая
может рассматриваться как дружественная,
враждебная, конкурентная и т.д. Чаще всего под
«Они» в школе подразумеваются классы из той же
параллели или вообще другие классы, которые
могут выступать как целостность, в чем-то
противостоящая или чем-то связанная с «Мы».
ВТОРОЙ ТИП — «ОТ УЧИТЕЛЯ»
Здесь наличествуют три вектора
отношений.
Я как субъект — ученик (диадные
субъект-субъектные отношения).
У педагога складываются определенные отношения
с каждым учеником. Он может глубоко осознавать
особенности этих отношений или совершенно не
задумываться о них, но практически всегда
межличностное пространство между ним и каждым
конкретным его учеником насыщено
эмоциональными, когнитивными, смысловыми,
ценностными и другими содержаниями,
составляющими сущность человеческих отношений.
Конечно, встречаются учителя, совершенно
индифферентные к детям: дети — это «объекты
педагогического воздействия» и только. Однако в
подавляющем большинстве случаев отношение
учителя к ученикам является очевидно
пристрастным.
Если смотреть на вещи трезво, то безусловно
гуманный призыв «любить учеников» реализовать
полностью почти невозможно — «чувству не
прикажешь». Кто-то нравится, кто-то — не очень.
В любом случае учителю так же трудно оставаться
эмоционально безучастным, как и любить всех
одинаково. Другое дело, что профессиональной
обязанностью учителя является «принятие» всех
учащихся и готовность строить
«субъект-субъектные» отношения с каждым из них.
Я как представитель
профессионального сообщества — ученики
(субъект-полисубъектные отношения).
Учитель вступает в отношения с учащимися не
только как самостоятельный субъект и уникальная
личность, но и как представитель
профессионального сообщества. Не следует
забывать, что он «делегат» взрослого сообщества,
«эмиссар», «посредник». Его цель — помочь детям
пройти путь к этому самому сообществу и стать его
членом.
Поэтому во взаимодействии с детьми учитель
должен исполнять вполне определенные
обязанности, накладываемые на него профессией.
При этом каждый ребенок строит отношения с
учителем, учитывая и эту его ипостась. Учитель
тоже никогда не забывает, что он «при
исполнении».
Иногда этот подтип отношений оказывается
доминирующим, в результате чего
«профессиональная маска представителя
педагогического коллектива» заменяет
субъектную сущность учителя. Отношения в
полисубъекте в таком случае в значительной мере
обедняются.
Я как часть всей общности
«учитель—ученики» (мы вместе с учениками) — Они
(полисубъект-полисубъектные отношения).
При этом типе отношений учитель как бы является
таким же членом класса, как и дети. Он встроен в
сложную систему внутригрупповых отношений как
один из обязательных (и даже центральных)
компонентов. Это особенно ярко проявляется в
ситуациях соперничающего или сотрудничающего
взаимодействия с другими полисубъектами.
Например, при проведении спортивных состязаний
между классами их классные руководители порой не
просто «болеют» за своих, но и включаются в
соревнование.
Восприятие педагогом себя как части общности
«учитель—ученики» может быть (в зависимости от
ситуации и уровня отношений) и продуктивным, и
деструктивным для становления полисубъектности.
Скажем, «подсуживание своим» во время
соревнований отнюдь не помогает гармоничному
развитию полисубъекта, а способность вместе со
своими учениками противостоять несправедливым
действиям школьной администрации или
сотрудничать с другими классами и их педагогами
свидетельствует о благоприятном развитии.
В случае высокого уровня развития
полисубъекта «учитель—ученики» все шесть видов
отношений являются осознаваемыми и
гармоничными. Могут происходить естественные и
безболезненные для участников взаимодействия
переходы от одного вида отношений к другому.
В ситуации разрушения субъект-субъектности
отношений между полюсами «учитель—ученики»
возможным (но не обязательным) становится
превращение класса (без учителя) в
самостоятельный полисубъект. Этот подтип
отношений описан в социальной психологии. Здесь
мы сталкиваемся с такими феноменами, как
групповой фаворитизм, конформизм,
ценностно-ориентационное единство и т.п.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук