Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2001

РЕПОРТАЖ

НАДЕЕМСЯ НА ВЗАИМНОСТЬ

Полгода назад, в одном из номеров нашего еженедельника (см. репортаж «Кто кому пойдет навстречу», «Школьный психолог», № 15, 2001 г.), мы уже писали о проблемах, с которыми сталкиваются психологи, работающие в учреждениях начального и среднего профессионального образования. шла речь и о том, что в Московском городском психолого-медико-социальном центре (МГПМС-центре) начата работа по оказанию помощи психологам в решении этих проблем. Для этого был создан отдел психологической службы профессионального образования, который уже провел ряд семинаров для педагогов-психологов учреждений профобразования.
В новом учебном году сотрудники отдела начали работу с новыми силами. 19 сентября в МГПМС-центре прошла встреча педагогов-психологов учреждений профессионального образования. Если в прошлом году каждый семинар посещало около тридцати человек, то сейчас их пришло гораздо больше. В начале собрания зарегистрировалось 54 человека, а к концу количество участников увеличилось настолько, что некоторым даже пришлось расположиться в коридоре. Программа встречи предполагала не только определение характера будущего взаимодействия и рассмотрение плана курсов повышения квалификации, но и обсуждение имеющихся у этой категории психологов проблем.
Поскольку многие из собравшихся впервые переступили порог городского центра, их познакомили с тем, по каким направлениям идет работа и какую реальную помощь и поддержку здесь могут получить психологи Москвы. Об этом рассказал директор, кандидат психологических наук В.В. Зацепин. Он особо отметил, что в наступившем году планируется привлечение к работе центра большого числа психологов города. Они расскажут о способах выявления основных трудностей у учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

СНОВА ЭТИ ТЕСТЫ...

На встречу с психологами пришел постоянный автор нашей газеты, специалист по профориентации и профотбору, доктор педагогических наук Николай Сергеевич Пряжников (на фото справа вверху).
Свое выступление он по традиции начал с характеристики проблем. Функционал педагогов-психологов, работающих в системе профессионального образования, не обозначен. Как правило, большинство специалистов занимается все тем же тестированием: эта форма работы психолога прочно закрепилась в общественном сознании как нормальная (и чуть ли не единственная).
Тестирование можно и нужно проводить, но делать это следует грамотно, четко представляя себе результаты и дальнейшие возможности его использования. Но часто, берясь тестировать детей, психологи не имеют четкой цели. А иногда увлечение специалиста тестированием является скрытой формой его самоутверждения.
Нередко для получения тех или иных данных используются неадекватные методики — громоздкие, сложные в обработке. Для профотбора даже используют тесты ММРI, Кэттелла, Люшера, которые в данном случае малоинформативны. Часто при выявлении личностных особенностей ребенка не обращают внимания на такие важные показатели, как его способности и уровень мотивации.
Николай Сергеевич считает, что должны быть разработаны специальные несложные методики для конкретных типов профессиональных училищ и колледжей. Любой психолог, работающий в таком учебном заведении, обязан проходить специальную подготовку. Он должен знать мотивацию детей и смысл их учебы, владеть навыками психотерапевтической работы.
Оптимальным здесь видится создание городского центра профориентации и консультирования, в который сможет обратиться за помощью каждый желающий.

ДАВАЙТЕ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ!

Конкретные предложения содержались в выступлении заведующего отделом психологической службы профессионального образования, кандидата психологических наук, лауреата премии Президента России Н.Р. Сидорова (на фото справа внизу). Он рассказал о ситуации, сложившейся в психологической службе профессионального образования Москвы.
Николай Русланович считает, что сейчас созданы все условия для формирования системы психологической службы учреждений профессионального образования. Во-первых, есть отдел в городском центре, который может выполнять необходимые организационно-методические функции; во-вторых, существует прекрасная научная база — Психологический институт РАО; в-третьих, в системе профессионального образования работает свыше
90 психологов.
Многие психологи профессионального образования не знают друг о друге. Если школьные психологи взаимодействуют с окружными ППМС-центрами, то профессиональные часто даже не подозревают об их существовании. Не имея возможности общаться профессионально, психологи часто варятся «в собственном соку». Отсюда — разнобой в целях и методах работы, каждому приходится исходить из собственных представлений.
Поскольку большая часть психологов, работающих в учреждения профессионального образованиях, не имеет базовой психологической подготовки и опыта (более половины всех собравшихся работают психологами не более года), то многие из них профессионально некомпетентны.
Собравшиеся отличаются друг от друга по множеству других признаков: статусу (некоторые работают педагогами-психологами, некоторые — преподавателями психологии), опыту работы, знаниям. Кроме того, профессиональные учебные заведения, в которых они трудятся, принадлежат к различным отраслевым ведомствам (мясной, молочной промышленности и т.д.). Здесь есть простор для исследовательской работы: пока неясно, накладывает ли отраслевая специфика свой отпечаток на работу психолога?

БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ

Впрочем, перечислением проблем дело не ограничилось. В работе психологов профессионального образования есть и положительные моменты, которые с удовлетворением отметил Н.Р. Сидоров.
По его мнению, за последние несколько лет резко изменилось отношение директоров и прочих руководителей системы образования к психологам. Психолог нужен в любом образовательном учреждении — это теперь ни у кого не вызывает сомнения. Сейчас во многих колледжах и ПТУ есть ставки педагогов-психологов, на которые директора никак не могут найти нужных специалистов!
В конце совещания собравшимся была предложена большая программа работы на будущее. В Москве должна быть сформирована профессиональная и эффективная служба практической психологии учреждений профессионального образования. На каждом рабочем месте должен работать грамотный специалист.
Для начала сотрудники МГПМС-центра планируют создать оперативную систему информирования психологов. Затем предполагается провести массовые социально-психологические обследования учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений.

МЫ НЕ БУДЕМ КОМАНДОВАТЬ!

Большая роль в формировании профессионального сообщества отводится городскому центру. Мечтой его руководителей является создание Дома психолога (по аналогии с Домом актера, литератора), где проходило бы профессионально-личностное общение.
Уже сейчас любой специалист может получить в центре консультацию, познакомиться с новой литературой, методиками и развивающими программами.
В центре планируется проводить постоянное повышение квалификации специалистов. Уже в этом году будет сформировано несколько групп для двухнедельного обучения с отрывом от производства. А это даст участникам возможность повысить не только свой материальный уровень, но и разряд. Возобновятся ежемесячные семинары для педагогов-психологов учреждений профессионального образования. Первый из них пройдет 17 октября в Психологическом институте РАО.
«Главное, мы не будем командовать!» — пообещал собравшимся Н.Р. Сидоров. Идеальными он видит партнерские отношения.

НЕСКРОМНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ

Для того чтобы разобраться с диагностическими методиками и обеспечить психологов наиболее ценным инструментарием, требуется изучение того, что есть в их арсенале. Для этой работы будут привлечены студенты старших курсов МГПУ. В результате будет сформирован единый заказ для обеспечения педагогов-психологов минимальным комплектом диагностических методик.
Раз в месяц планируется выпускать информационный бюллетень. Будет выпущен сборник нормативных документов, регламентирующих работу психологов учреждений профессионального образования.
Собравшиеся высказали свои требования. Здесь представителям центра пришлось нелегко. Школьные психологи ведут себя скромнее...
Конечно, большинство работающих в профессиональных учебных заведениях находится в более сложных условиях, чем их коллеги в общеобразовательных школах. Как известно, в ПТУ учатся в основном сложные и проблемные дети. Многих из них «выпихивают» из обычных школ за неуспеваемость и плохое поведение. «Это отстойник!» — сказал в сердцах кто-то из психологов.
Многие руководители ПТУ требуют от психологов организации коррекционно-развивающих групп. Причем их должны посещать все учащиеся независимо от диагноза.
«Мы надеемся на взаимность» — сказал в начале встречи В.В. Зацепин. И к концу совещания после разрешения острых вопросов эта взаимность между сотрудниками центра и участниками совещания, кажется, начала возникать...

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Московский городской
психолого-медико-социальный центр
Тел: (095) 304-77-89