ИГРОТЕКА
КАК ЗАКОНЧИТЬ СКАЗКУ?
В тренинге по сказкотерапии,
проводимом для школьных психологов и учителей,
большое внимание уделяется работе с такими
сказками, которые являются метафорическим
отражением конкретных проблем реальных людей.
Многим людям бывает значительно проще
представить свои жизненные трудности в форме
сказки, то есть рассказать о них косвенно, как бы
укрывшись за безопасным щитом метафоры, чем
изложить существо проблемы впрямую.
Психолог, работая вместе с клиентом над его
сказкой, получает возможность также говорить
метафорически, избегая «лобовых» советов и
конкретных рецептов. Идеи психолога по
построению сюжета сказки, по поиску необходимых
средств решения проблем, высказанных в
метафорической форме, имеют неоднозначный
характер и допускают множество толкований.
Следовательно, клиент сможет найти в них именно
тот смысл, который нужен лично ему.
Однако совместной работе с клиентом (ребенком
или взрослым) над его сказкой должна
предшествовать специальная подготовка. Не
следует думать, что сочинять терапевтические и
психологические сказки — чрезвычайно легкое
занятие. Для того чтобы научиться извлекать
смысл проблемы из сказки клиента и помогать ему в
поисках символического ее решения, полезно
отработать эти навыки на тренинговых занятиях по
сказкотерапии.
Одним из эффективных методов является
продолжение зачинов сказок.
В приложении представлены образцы карточек, на
которых записаны начала сказок. В них отражены
реальные проблемы людей. Опишем некоторые из
упражнений, в которых применяются эти карточки.
На тренинге эти упражнения применяются в такой
же последовательности, как представлены здесь.
ПЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Из стопки карточек ведущий наугад
вынимает одну и зачитывает ее содержание.
Участники группы записывают этот текст. Задачей
игроков является следующее: за десять минут
(подготовленной группе можно дать пять минут)
сочинить продолжение сказочной истории. Оно
должно содержать только пять предложений. Важное
условие: сказка должна быть логичной,
законченной и ее конец должен быть счастливым.
По завершении этой работы все сказки
зачитываются и определяется лучшая.
ТРИ ВАРИАНТА
Группа разбивается на тройки, каждая
из которых получает свою карточку с зачином
сказки. Каждый из игроков за отведенные
пятнадцать минут должен написать продолжение, в
котором предлагался бы способ решения проблемы,
заявленной в зачине. Участники каждой тройки
зачитывают свой текст, а остальные игроки решают,
какой из вариантов лучший.
ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ
Группа делится на подгруппы, состоящие
из пяти человек. Наугад вытягивается карточка.
Ведущий зачитывает текст. Каждая пятерка должна
придумать продолжение сказки и разыграть свой
вариант перед остальными. Время на подготовку —
двадцать минут. По завершении выступлений
обсуждается содержание сказок и сопоставляются
найденные участниками решения проблемы.
СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (1)
Группа разбивается на подгруппы по
четыре-пять человек. Ведущий предлагает зачин
одной из сказок. Он просит участников
представить, что эту сказку сочинил клиент,
пришедший к ним за психологической помощью, и
подчеркивает, что в сказке в метафорической
форме отражена проблема клиента.
Участники должны, во-первых, понять, в чем суть
проблемы; во-вторых, представить, что это за
человек и в каких жизненных ситуациях
актуализировалась указанная проблема; в-третьих,
придумать продолжение сказки, которое в
метафорической форме содержало бы способ
преодоления жизненных трудностей клиента.
В течение двадцати минут участники работают в
подгруппах, после чего предлагают остальным свою
сказку. Комментарии авторов относительно сути
проблемы и образа клиента лучше выслушивать
после знакомства с созданной ими сказкой.
После того как каждая подгруппа представит свой
вариант, проводится общее обсуждение, нацеленное
на анализ сходства и различий в подходах к
решению проблемы клиента.
СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (2)
Проводится аналогично предыдущему
упражнению. Только в этом случае каждый из
участников работает над предложенной сказкой
самостоятельно.
СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (3)
Разница между этим и предыдущими
упражнениями состоит только в том, что каждый
участник получает свою собственную сказку, с
которой необходимо провести ту же работу, что и в
двух предыдущих упражнениях.
После того как участник представил свою сказку и
трактовку проблемы, остальные участники делятся
мнениями, возможно, предлагают собственные
способы завершения сказки.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКИ С ЗАЧИНАМИ СКАЗОК
Пошел как-то Иван Царевич на
охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан:
а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из
скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он
от медведя, но бежать-то некуда: с одной стороны
пропасть, с другой — отвесная скальная стена, с
третьей — болото. А тут уже и медведь
приближается... |
|
Было у сапожника три сына.
Младший сын не удался ростом, и поэтому старшие
братья насмехались над ним. Отец хотел, чтобы его
сыновья тоже стали сапожниками. Но младший, сидя
над сапожной колодкой, часто вдруг задумывался о
чем-то, и поэтому не получился из него хороший
мастер... |
|
К Писателю попала в руки
Волшебная Книга. Ее страницы были пусты. Но
стоило описать в ней какое-нибудь придуманное
событие, как оно происходило в реальности. Даже
выдуманные существа и целые народы могли бы
появиться на свет, если о них написать в Книге. Но
Книга имела еще одну особенность: записанное на
ее страницах (а их было ровно сто) нельзя было
исправить — ни одной буквы... |
|
Жил-был в глубокой пещере в
центре огромной горы Гном, добывавший золото и
драгоценные камни. Возвращался он как-то один с
работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и
вдруг услышал... |
|
Маленький Скворец давно мечтал
научиться летать, но это ему никак не удавалось. И
вот однажды, когда он уже потерял надежду, он
случайно вывалился из гнезда и со страху так
замахал крыльями, что — взлетел. Но когда он
оглянулся вокруг, то вдруг понял... |
|
Однажды маленький Жаворонок
выпал из гнезда и свалился в болото. «Где я?» —
спросил он у Жабы. «В самом прекрасном месте — в
болоте, — сказала та. — И ты будешь наслаждаться
здесь всю свою жизнь!» И Жаворонок поверил ей,
хотя ему порой так хотелось в небо... |
|
Жила-была Канцелярская Кнопка.
Она попала в руки злобному мальчишке, который
использовал ее для своих шуточек: подкладывал
товарищам на стулья и, когда они, присев,
вскакивали как ужаленные, мерзко хохотал. Кнопке
ее роль очень не нравилась. И вот... |
|
В семье львов родился Львенок.
Папа с мамой его очень любили и старательно
оберегали от всех забот, трудностей и опасностей.
Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок
вырос и превратился в Льва... |
|
Отправился Иван Царевич
вызволять из плена свою возлюбленную Василису,
похищенную Змеем Горынычем. И увидел он
высоченную башню без дверей. А у подножия башни
сидел... |
|
Жил-был Футбольный Мяч. У него
была необычная жизнь: в отличие от других его
знакомых, он оказывался полезен только тогда,
когда его начинали бить. Да еще ногами. В конце
концов такая ситуация его возмутила... |
|
У одного Короля было три
дочери. Старшие дочери были красивы, удачливы и
любимы отцом. А младшая не слыла красавицей, и в
делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и
она чувствовала себя очень одинокой. И вот
однажды... |
|
Один Юный Волшебник любил
проказничать и совершать разные чудеса без
разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница
взяла свою волшебную палочку и сделала его
стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности
она всегда могла увидеть, что он задумал... |
|
Попал Иванушка в плен к Злому
Волшебнику. И говорит тот Иванушке: «Выбирай:
либо ты десять лет будешь в моем услужении и
станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я
превращу тебя в капкан, куда будут попадаться
звери лесные...» |
|
Как-то Аленушке Злая Колдунья
(которую та считала доброй) подарила волшебное
кольцо, способное выполнять любые желания.
Аленушка обрадовалась — ведь она не знала, что
кольцо исполняет желания с точностью до
наоборот: например, пожелаешь здоровья — и сразу
заболеешь... |
|
Отправилась как-то Машенька в
лес по ягоды и повстречала там удивительного
старика, который подарил ей маленькое и с виду
ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она
в зеркальце... |
|
Брел странствующий Принц по
какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень
странным названием — Большие Враки. Никак не
ожидал он, что... |
|
|