Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2001

НАШИ ДЕТИ

НЕ ТАК УЖ ОНИ ПЛОХИ!

Принимая человека таким, каков он есть, мы делаем его хуже;
принимая же его таким, каким он должен быть,
мы заставляем его быть таким, каким он может стать.

Виктор Франкл

Люди, чья профессиональная или личная жизнь так или иначе связана с системой образования — с преподаванием в школе или вузе, с учебой детей и внуков, — измеряют свой жизненный путь не календарными, а так называемыми учебными годами. В конце года, как известно, обычно подводят итоги.
2000/2001 учебный год близился к концу, и мне захотелось посмотреть, какие дети сегодня выходят из школы, что представляют собой 15–17-летние москвичи. Полученные результаты заставили о многом задуматься. Боясь ошибиться, я не решилась сразу поделиться своими мыслями на этот счет, однако наблюдения и размышления в летний период подтвердили первоначальные выводы.
Что мы, взрослые, знаем о сегодняшних подростках? Всегда ли мы к ним справедливы? Нам свойственно забывать, что современная жизнь предъявляет высокие требования к людям, в том числе и к детям. Часто мы оправдываем собственные промахи, ссылаясь на трудности жизни, но становимся непримиримыми и даже иногда жестокими, когда такие же промахи совершают другие. А если эти другие — наши дети, которые еще не научились решать взрослые проблемы?

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Довольно часто приходится слышать (особенно от людей старшего поколения), что «молодежь теперь не такая», «вот мы в их годы» и т.п. Постоянное общение со школьниками, к сожалению, иногда подтверждает данную точку зрения. Действительно, бывают ситуации, в которых я не знаю, как себя вести, чтобы поставить на место разбушевавшееся дитя, ибо в нашем школьном опыте такого просто не было. Мы не слушали на уроках плеер, не рассматривали картинки в глянцевых журналах, рассказывающих о «настоящей жизни» эстрадных звезд, не ломали компьютеры.
Но так ли уж мы были безупречны в их возрасте? Случалось, что и мы прогуливали скучные уроки, списывали, «забывали» тетради с домашним сочинением, разбивали стекла. Школьные шалости — большие и маленькие — психологически тонко и лирично запечатлены в хорошо известном фильме более чем тридцатилетней давности «Доживем до понедельника».
Сегодняшние выпускники школы сильно отличаются от своих ровесников 70–80-х годов. Среди современной молодежи немало тех, кого по праву можно назвать взрослыми. Они сознательно совершают свой жизненный выбор, исходя не столько из желаний, сколько из своих возможностей. Нельзя не согласиться с теми, кто говорит о меркантильности молодежи, но она ведь бывает разной. Молодые люди отказываются от учебы, так как понимают, что уже обязаны хотя бы частично содержать себя. Стоит ли к этому относиться отрицательно? И вообще, всегда ли мы правы, оценивая молодежь со своих позиций? Кстати говоря, по мнению подростков, мы не правы в большинстве случаев. Думаю, что следует прислушаться к этим замечаниям.

ХОЧУ УЧИТЬСЯ...

В конце прошлого учебного года учащимся 9–11-х классов был предложен опросник профессионального и личностного самоопределения. С помощью этого опросника изучалось три блока проблем: отношение учащихся к школе, учению и учителям, представление о семейной жизни и профессиональные предпочтения.
Опросники, как известно, обладают малой диагностической и тем более прогностической ценностью. Однако они позволяют получить общие сведения, которые вполне могут быть использованы в качестве отправной точки для дальнейших исследований.
Что касается отношения учеников к школе, то оно совпало с ожидаемым. Мало кто из старшеклассников недоволен школой и учителями. Большинство детей с уважением относятся к тем учителям, которые знают свой предмет.
По мнению старшеклассников, образование является одной из важных составляющих успешной профессиональной карьеры. Почти все выпускники (около 90%) хотели бы обучаться в вузе. Профессиональный выбор довольно широк, однако явное предпочтение было отдано юридическим, экономическим и языковым факультетам. Необходимо уточнить, что до недавнего времени наша гимназия имела языковую направленность, и поэтому соответствующий выбор понятен.
Более того, отвечая на вопрос: «Какие предметы вам хотелось бы изучать в дополнение к базовым?», школьники преимущественно называли предметы гуманитарного цикла — психологию, мировую культуру, еще один иностранный язык и т.д. Вместе с тем некоторые выпускники мечтают стать врачами и программистами.

...И ЖЕНИТЬСЯ!

Наша гимназия имеет свою историю и традиции. Среди учеников начальной и средней школы встречаются такие, родители которых когда-то сидели за ее партами. Около половины современных выпускников также хотят видеть своих детей учениками родной гимназии. Очевидно, что это свидетельствует о высокой оценке труда учителей.
Размышляя о мотивах профессионального выбора, ребята на первое место поставили заинтересованность в работе (она должна приносить удовлетворение) и ее объективную полезность людям. Большое значение в выборе будущей профессии имеют и семейные традиции — дети готовы пойти по стопам своих родителей. По мнению отвечавших, работа, безусловно, должна быть хорошо оплачиваемой.
Приходится с сожалением констатировать, что среди выпускников практически нет таких, кто намерен работать в школе. В личной беседе ребята честно признаются, что педагогическая карьера не устраивает их по материальным соображениям. Они утверждают, что хотели бы как можно раньше начать самостоятельную жизнь и «не сидеть на шее у родителей».
Около четверти опрошенных оказались не в состоянии обосновать свой профессиональный выбор. Они собираются пойти в вуз, потому что «велят родители», «все так делают» и т.д. В основном это — дети состоятельных родителей.
Приятно удивили представления старшеклассников о будущей семейной жизни. Все без исключения хотели бы создать собственные семьи и воспитать одного или двоих детей. Старшеклассники планируют начать семейную жизнь через 5–6 лет, когда получат какую-нибудь профессию. В качестве ведущего мотива создания семьи они называют любовь, желание быть вместе с любимым человеком, общие интересы с ним. Правда, многие девочки при этом добавляют, что хотели бы иметь мужа, который в состоянии их материально обеспечить, однако встречаются и такие, которые рассчитывают только на собственные силы.

ФИФТИ-ФИФТИ

Среди учащихся 9–10-х классов было проведено еще одно исследование. Использовалась проективная методика1, направленная на выявление отношения школьников к образованию. Образование рассматривалось как духовная ценность и как результат учения (образование как общественно-полезный институт). Данная методика позволила вскрыть, чем являются знания для учеников: средством для приобретения профессии или самостоятельной ценностью.
Почти половина старшеклассников (48%) обнаружила ярко выраженную познавательную потребность. Их ответы часто были эмоционально окрашены, что говорило о значимости обсуждаемой темы.
Остальные учащиеся образовали неоднородную группу. Около четверти из них не видят никакого смысла в приобретении знаний и считают, что профессиональный (и жизненный) успех зависит от других факторов. Они приводили примеры, когда профессионалы высокого класса оказываются за пределами профессионального сообщества.
Часть школьников готова приложить немало сил, чтобы получить те или иные знания, выступающие для них средством овладения соответствующей профессией.

АВАНС ДОВЕРИЯ

Таким образом, вырисовывается следующий портрет выпускника 2001 года. Среди 17-летних встречаются такие, кто рассчитывает на собственные силы, занимает отнюдь не потребительскую жизненную позицию и искренне надеется создать семью с близким по духу человеком. В качестве иллюстрации приведу два примера.
Теперь уже студентка одного из ведущих столичных вузов, вчерашняя выпускница школы, при поступлении наотрез отказалась от какой-либо помощи родителей. Она объяснила свое поведение стремлением всего добиваться самостоятельно.
Другая девушка, получив неполное среднее образование, оставила школу, пошла учиться в техникум и потом поступила на вечернее отделение института, чтобы иметь реальную возможность помогать семье.
Наши дети не так уж плохи, как это может показаться на первый взгляд. Их дальнейшая судьба не в последнюю очередь зависит от нашего к ним отношения. Перефразируя Э. Фромма, можно сказать: для того чтобы они были такими, какими бы нам хотелось их видеть — талантливыми, порядочными, честными, интересными и т.д., — мы должны иметь соответствующее к ним отношение.
Я уверена, что иногда можно относиться к ним даже лучше, чем они того заслуживают. Не так уж много они совершили в своей жизни плохих поступков, чтобы об этом слишком часто вспоминать. Значительно продуктивнее, легче, да и просто приятнее строить отношения с подростками, опираясь на то позитивное, что в них есть. Правда, при этом педагогу необходимо иметь установку на то, чтобы увидеть это хорошее.
Один учитель верит в возможности своих учеников, в их способность ставить цели и добиваться каких-то результатов. Другой входит в класс, считая, что делает абсолютно бесполезное дело, так как перед ним — бестолковые неучи, которых ничего не интересует. Один видит в учениках заинтересованных слушателей и собеседников, надеется узнать от них что-то новое, другой стремится как можно проще изложить заданный рамками программы материал.
В результате один выходит из класса с хорошим настроением и строит планы на будущее, а другой всегда недоволен жизнью и при каждом подходящем случае ругает учеников и клянет выбранную профессию.
Как правило, во втором случае часто возникают конфликты между учителем и учащимися, причем порой неразрешимые. Дети прекрасно чувствуют настрой учителя и как бы невольно им заражаются.
Важное направление работы психолога в школе — взаимодействие с педагогическим коллективом, которое не может ограничиваться конкретными рекомендациями по частным вопросам. Следует тактично и обоснованно объяснять педагогам, что непредвзятое, а иногда и необоснованно хорошее отношение к ученику — непременное условие комфортного самочувствия как учеников, так и учителя.
В школе не должно быть места пессимизму и упадническому настроению. Открытая позиция, желание разобраться в современных детях, готовность пойти на компромисс — слагаемые профессионального поведения учителя.
Современные подростки действительно не такие, как мы. Но это не означает, что они хуже нас. Они просто другие.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук

______________________________________

1 Описание методики дано в книге: Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. Под ред. Е.Д. Божович. М.,2000.