ПРАВО НА ГЛУПОСТЬ
«Что же касается глупости, то она
действительно нечто нестерпимое: она ведет себя
мелко, близоруко, самоуверенно, претенциозно; она
воздействует вредно, зачастую просто
опустошающе. И такое выносить — из мнимой
терпимости? Почему? Для чего? Такая терпимость
сама не что иное, как разновидность глупости.
Убрать ее! Выполоть, искоренить, растоптать! А вы,
господин профессор, конечно, молчите и стоите на
стороне глупости?»
«Ах, нет, господин директор, это не так, защищать
глупость вовсе не в моей компетенции. Но мы, кто
действительно в силу своей профессии борется с
глупостью, мы знаем точно, как запутан этот
вопрос. Поскольку вы причисляете к глупым
преступников, предателей, растлителей,
мошенников, коммунистов и других социальных
вредителей, совершающих злодеяния против закона
человеческой общности, я, конечно, буду
рекомендовать борьбу. Каждый из них требует
особого подхода. Впрочем, искоренение их дело не
простое: эти дураки часто весьма продувные
ребята. Но учтите: здесь, собственно, и начинается
проблема»...
«То есть как это начинается? Глупость надо
изгнать вообще!»...
«Да, но куда же? Она пребывает в каждом заурядном
человеке. Куда мы его денем? Вам наверняка
удастся заменить два-три глупых мнения более
умными; при этом исчезнут симптомы болезни, но
болезнь останется. Что есть глупость? Она есть
тупая интуиция и слабые умственные способности;
как их можно искоренить? Вы пробовали
когда-нибудь одолжить свою замечательную память
забывчивому? Свою волю — слабовольному? Свое
чувство ответственности — легкомысленному?
Нельзя же заменить другого в жизни, умно
размышлять за него, умно поступать за него, умно
любить на его месте, умно жениться, умно
устроиться?»...
«Но — наставлять его?»
«Правильно — будешь наставлять его, дурака, не
задевая при этом бремя его глупости и тем самым
обеспечивая ему право на глупость... Даже умные
суждения, которые Вы хотите ему преподать, он
наверняка обдумает и истолкует в своем глупом
смысле и, вероятно, исказит на свой глупый манер;
а в следующий миг создаст новое глупое суждение в
другой области. Кто станет и кто захочет бегать
за ним? Кто сможет ему помешать, когда он
по-дурацки вложит свои сбережения, когда он
по-дурацки снимет жилище, когда он по-дурацки
оденется и вечером, отходя ко сну, будет
бормотать под нос свои дурацкие суждения?
Глупость остается — ее не выполоть, не
искоренить, ее надо терпеть, пока она касается
личной жизни дурака. Ведь у умного есть дела
поважнее, нежели опекать дурака на каждом шагу. И
здесь начинается второе осложнение».
«Да, если осложнения накапливаются до такой
степени?!»...
«Вы, конечно, согласитесь со мной, господин
директор, что каждый из нас совершает глупость,
если в своих суждениях выходит за рамки
умственных способностей. Кто из нас не делал в
жизни глупостей и не терпел дурацкого краха? И
что же, мы взялись тут же искоренять,
растаптывать нашу собственную глупость? Ничего
подобного! В абсолютной глупости дремал мудрый
совет, который пришел к нам задним числом. Да,
дела на свете обстоят не так, будто глупость
сосредоточена в отдельных особях, которые нужно
растоптать, а остальные бегают умненькими.
Каждый в отдельности — одновременно глуп и умен;
всегда относителен и неустойчив. И научение,
истинное научение дается страданиями из-за
собственных ошибок. Никто не становится умным, не
пострадав; никого не научишь на чужом опыте. Мы
обязаны всегда предостеречь, но не должны
ожидать от этого многого. Терпимость есть лишь
сочувствующая доброта умного, который сам
поднялся над глупостью и не забыл этого... Право
на глупость — это как раз право на то, чтобы потом
сделаться умным. Не так ли?»
Иван ИЛЬИН
1938 г.
Перевод с немецкого О.В. Колтыпиной