Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2001

КОЛЛЕГИ

ЧТО МОГУТ В МОГОЙТУЕ

Елена Будаевна БАТОРОВАНа одной из образовательных выставок, где было много глянцевых проспектов частных школ, я с приятным удивлением обнаружила красивый, но «от руки» оформленный стенд, на котором была представлена психологическая служба Агинского Бурятского автономного округа.
Так я познакомилась с необычным опытом организации психологического сопровождения в школе № 2 поселка Могойтуй. Этот поселок я даже не смогла найти на карте округа. Тем не менее в Могойтуе есть психологическая служба, которой может позавидовать и большой российский город. Психологи и педагоги в школе № 2 создали уникальную педагогическую технологию по моделированию образовательной среды для развития личности учащихся. Такой среде они придумали название «образовательный оазис».
Подробностями со мной поделилась Елена Будаевна БАТОРОВА — психолог школы № 2 поселка Могойтуй Агинского Бурятского автономного округа.

 

 

 

 

С чего начинается работа с учениками в вашей школе?

Психологическое сопровождение учащихся основывается на диагностике образовательных условий, исходя из результатов которой и выстраивается зона актуального развития каждого ученика. Параллельно анализируется профессиональная компетентность педагогических кадров. Это дает необходимую базу для создания оптимальной образовательной среды для нашей сельской школы, удаленной от федерального центра.
Каждый ребенок сначала обучается в школе будущего первоклассника «Малышок».
В начальных классах начинается дифференциация обучения — вводятся различные образовательные маршруты: занятия по системе развивающего обучения Занкова, классы компенсирующего обучения, английский язык и хореография.
На второй ступени создается своя образовательная среда, куда входит углубленное изучение предметов, раннее знакомство с информатикой. Школа на первой и второй ступени активно взаимодействует с семьей и внешкольными учреждениями.
Центром, вокруг которого формируется образовательная среда, является личность ученика. Мы разрабатываем для него индивидуальную образовательную траекторию. На каждого ученика, который приходит в школу, заводится специальная «Карта развития ребенка», которая и является основным документом. В нем фиксируется маршрут его образования и психологического сопровождения.

Что же заносится в карту?

В этом документе фиксируются результаты диагностики ребенка и динамика его развития. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Каждый год психологи отслеживают изменения, происходящие в мотивационной и волевой сфере каждого ученика, его учебно-познавательные способности. На основе этих данных составляется психолого-педагогическая характеристика ребенка. Она включает такие параметры, как нравственные ценности и учебные навыки. Таким образом ребенок проходит полное медико-психолого-педагогическое обследование.
Коррекционной работой психологи занимаются и в классах компенсирующего обучения. В эти классы учащиеся направляются на основании решения психолого-педагогического консилиума школы. В него входят администрация школы, психолог, классный руководитель, врачи (невропатолог, психиатр, врач школы).
На следующем этапе происходит составление и реализация развивающих программ. В классах компенсирующего обучения реализуется поблочная коррекционно-развивающая программа, построенная на принципе связи интеллекта и деятельности. Сначала у детей снимается нервно-психологическое напряжение, развивается тонкая моторика руки. Затем идет развитие познавательных процессов, а также воли, эмоций, чувств. Причем для каждого ученика подбираются оптимальные для него приемы, способы и средства обучения.
По единой системе занятия проводят педагоги, психологи и логопеды. Каждый из них занимается с ребенком отдельно.

Какая роль отводится психологу?

Весь маршрут развития ребенка строится с учетом исследований психологов, которые работают в тесном контакте с педагогами. Учебно-воспитательный процесс основан на наших исследованиях. У нас есть свой каталог методик. Вообще, мы мечтаем о собственном школьном диагностическом центре и центре релаксации. Уже есть программа создания релаксационного центра, в нем будут проходить не только занятия по снятию эмоционального напряжения, но и социально-психологические тренинги.
В ближайшем будущем планируется несколько факультативов по психологии. Сейчас я веду занятия для старшеклассников «Я и моя будущая профессия» — занимаюсь допрофессиональной подготовкой ребят, изучаю их интересы, даю рекомендации по выбору профессии.
Перед обучением детей в старших классах мы проводим профильную диагностику, затем формируются классы углубленного изучения предметов: гуманитарного, физико-математического или естественно-научного направления.
Психологическая служба школы осуществляет и социально-диспетчерскую работу. Мы контактируем с районным психиатром, с невропатологом, с детским педиатром. При необходимости направляем к ним на консультацию детей и обязательно учитываем их предложения в своей работе.

Кто разработал всю систему?

Разрабатывал ее весь наш коллектив, в частности директор Юрий Батациринович Шакдаров и завучи. Мне очень нравится модель психологического сопровождения Марины Битяновой, мы стараемся реализовать ее принципы в нашей маленькой школе.
Основной из этих принципов — работа в зоне ближайшего развития каждого ребенка. Мы создаем для него индивидуальную развивающую среду. Наша мечта — сформировать своеобразный образовательный оазис в нашей школе, сделать ее «школой радости». Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей уже дает свои результаты. Если посмотреть на показатели по пятому классу, то в 1997 году количество учащихся с высоким уровнем развития составляло 8%, а в 2000 году этот показатель увеличился до 41%.
Результаты — очень хорошие, и они говорят о том, что мы находимся на правильном пути.
Обучение у нас личностно-ориентированное. Мы основываемся на идее гуманизации: в центре всего стоит личность ученика.
При этом мы стараемся вести просветительскую и консультативную работу за рамками школы — и с родителями, и со всем населением поселка. У нас есть такая форма, как психологический лекторий.

Были какие-то проблемы с учителями?

Нет, но когда я пришла в школу, от меня все ожидали очень многого. И, наверное, это оправданно. Психолог должен смотреть на мир немножко шире, чем учитель. У меня есть такое предложение — готовить психологов не из учителей, а специально отбирать людей, которые являются психологами по духу. Психолог должен быть образцом для подражания, «инженером человеческих душ». Учитель и психолог смотрят на одну и ту же проблему разными глазами.

В каждой ли школе района есть психолог?

Пока, к сожалению, не в каждой, но у нас есть районная и окружная психологическая служба. Я, в частности, являюсь руководителем районной психологической службы, то есть я — психолог первой категории.
Сейчас вводится должность психолога и в детских садах. В большинстве образовательных учреждений работают социальные педагоги, которые вместе с психологами проводят мониторинг: отслеживают основные параметры развития ребенка. Мы мечтаем, чтобы во всех образовательных учреждениях были невропатологи, дефектологи, логопеды — такая служба необходима.

Как вы повышаете квалификацию своих психологов?

У нас существует тесная связь с рядом высших учебных заведений: Восточно-сибирским государственным технологическим университетом, филиалом Читинского политехнического университета, филиалом Бурятской сельскохозяйственной академии, филиалом Московского современного гуманитарного института. В последнем я даже читаю курс лекций по психологии. Из-за отдаленности от крупных городов у нас распространено дистанционное обучение.
Но у нас есть трудности с методическим обеспечением. Сейчас очень много литературы, ее можно купить или заказать по почте, но очень сложно найти конкретные методики. Меня, например, интересует проблема развития мотивационно-волевой сферы детей, которые имеют какие-то нарушения или задержку психического развития. Мы разработали для таких детей курсы по повышению креативности по методике центра «Иматон», но других технологий мы не знаем. Очень мало материалов и по работе с одаренными детьми.
А поехать куда-то у нас нет возможности. Поэтому хочется, чтобы конференции и семинары хотя бы изредка проводились поближе к нашему региону.
Я бы хотела пожелать всем психологам, работающим в образовании, не отдаляться от учебно-воспитательного процесса. В нас часто видят консультантов по отдельным проблемам развития личности, но ведь школьный психолог должен в своей работе охватывать весь учебно-воспитательный процесс и обязательно сотрудничать с методическим объединением учителей.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА