КНИЖНЫЙ ШКАФ
ДЕТСКИЙ РИСУНОК: ДИАГНОСТИКА И
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Д. Дилео
М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001
Книга Джозефа Дилео (отчего-то
названного на обложке Джоном) выпущена в серии
«Психологический практикум. Тесты», из-за чего
возникает впечатление, будто ее можно
использовать в качестве практического
руководства. Но читателей-прагматиков она, увы,
разочарует, поскольку речь в ней идет не о
получении результатов, а об их осмыслении.
Почти никаких методических рекомендаций книга
не содержит, а посвящена анализу различных
аспектов детского рисунка, выполняемого по
методике Гудинаф—Харриса, а также
Бернса—Кауфмана.
Над этой темой автор работает уже несколько
десятилетий и периодически представляет
результаты своих изысканий в научных
монографиях. «Детский рисунок» — самая ранняя из
его работ, написанная много лет назад и
значительно уступающая по глубине содержания
последующим книгам этого автора, в частности —
последней книге, вышедшей в 1996 г. Остается только
недоумевать, почему наши издатели выбрали для
публикации самую давнюю работу Дилео. Увы, так уж
повелось, что в качестве последнего слова в науке
российскому читателю предлагается то, до чего у
издателя дотянулись руки.
Имя Дилео практически не известно российским
читателям, за исключением тех немногих, кто не
поленился изучить библиографию других
переводных работ, посвященных графическим
тестам. Таких всегда находятся лишь единицы, и о
них современные издатели уже и не заботятся —
так, в данной книге библиография и вообще какой
бы то ни было справочный аппарат просто
отсутствуют «за ненадобностью». Так что
полноценно воспользоваться книгой смогут лишь
те, кто уже имеет какое-то представление об
использовании рисунка человеческой фигуры и
семьи в психодиагностических целях (прочие
сюжеты и спонтанные рисунки не входят в сферу
рассмотрения автора).
Интересующиеся этой темой уже имели возможность
с ней подробно ознакомиться по разнообразным
переводным и отечественным источникам, которых в
последнее десятилетие издано не менее двух
десятков. Так что давний труд еще одного
американского автора не так уж много прибавляет
к уже известному, и практик, использующий в своей
работе рисунок человека и рисунок семьи, пожалуй,
найдет ее в основном тривиальной.
Тем не менее эту книгу все же следует
рекомендовать заинтересованному читателю для
углубления и расширения представлений о
возможностях рисуночных тестов.
Книга состоит из четырех частей. Те, кто уже читал
Бернса и Кауфмана, Маховер, Романову и, простите
за нескромность, Степанова, две первых части
могут просмотреть по диагонали. Интерес
представляют третья часть «Рисунки детей с
физическими или психическими нарушениями» и
особенно — четвертая часть «Неспособность к
обучению». В них автор подробно, с привлечением
богатого иллюстративного материала,
демонстрирует, как проявляется в графической
деятельности ребенка то или иное нарушение,
включая минимальную мозговую дисфункцию,
нарушения перцептивной и моторной сферы и т.д.
В целом книга очень информативная, насыщенная
полезными, хотя и далеко не новыми сведениями.
Правда, начинать знакомство с проблемой
графических методов диагностики лучше, конечно,
не с нее.
А вот желающим углубиться в эту проблематику
книга предоставляет неплохую возможность.
Сергей СТЕПАНОВ
|