Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДЕТСКИЙ РИСУНОК: ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯДЕТСКИЙ РИСУНОК: ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

 

 

Д. Дилео
М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001

 

Книга Джозефа Дилео (отчего-то названного на обложке Джоном) выпущена в серии «Психологический практикум. Тесты», из-за чего возникает впечатление, будто ее можно использовать в качестве практического руководства. Но читателей-прагматиков она, увы, разочарует, поскольку речь в ней идет не о получении результатов, а об их осмыслении.
Почти никаких методических рекомендаций книга не содержит, а посвящена анализу различных аспектов детского рисунка, выполняемого по методике Гудинаф—Харриса, а также Бернса—Кауфмана.
Над этой темой автор работает уже несколько десятилетий и периодически представляет результаты своих изысканий в научных монографиях. «Детский рисунок» — самая ранняя из его работ, написанная много лет назад и значительно уступающая по глубине содержания последующим книгам этого автора, в частности — последней книге, вышедшей в 1996 г. Остается только недоумевать, почему наши издатели выбрали для публикации самую давнюю работу Дилео. Увы, так уж повелось, что в качестве последнего слова в науке российскому читателю предлагается то, до чего у издателя дотянулись руки.
Имя Дилео практически не известно российским читателям, за исключением тех немногих, кто не поленился изучить библиографию других переводных работ, посвященных графическим тестам. Таких всегда находятся лишь единицы, и о них современные издатели уже и не заботятся — так, в данной книге библиография и вообще какой бы то ни было справочный аппарат просто отсутствуют «за ненадобностью». Так что полноценно воспользоваться книгой смогут лишь те, кто уже имеет какое-то представление об использовании рисунка человеческой фигуры и семьи в психодиагностических целях (прочие сюжеты и спонтанные рисунки не входят в сферу рассмотрения автора).
Интересующиеся этой темой уже имели возможность с ней подробно ознакомиться по разнообразным переводным и отечественным источникам, которых в последнее десятилетие издано не менее двух десятков. Так что давний труд еще одного американского автора не так уж много прибавляет к уже известному, и практик, использующий в своей работе рисунок человека и рисунок семьи, пожалуй, найдет ее в основном тривиальной.
Тем не менее эту книгу все же следует рекомендовать заинтересованному читателю для углубления и расширения представлений о возможностях рисуночных тестов.
Книга состоит из четырех частей. Те, кто уже читал Бернса и Кауфмана, Маховер, Романову и, простите за нескромность, Степанова, две первых части могут просмотреть по диагонали. Интерес представляют третья часть «Рисунки детей с физическими или психическими нарушениями» и особенно — четвертая часть «Неспособность к обучению». В них автор подробно, с привлечением богатого иллюстративного материала, демонстрирует, как проявляется в графической деятельности ребенка то или иное нарушение, включая минимальную мозговую дисфункцию, нарушения перцептивной и моторной сферы и т.д.
В целом книга очень информативная, насыщенная полезными, хотя и далеко не новыми сведениями. Правда, начинать знакомство с проблемой графических методов диагностики лучше, конечно, не с нее.
А вот желающим углубиться в эту проблематику книга предоставляет неплохую возможность.

Сергей СТЕПАНОВ