Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психотерапия повседневной жизниПСИХОТЕРАПИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

 

 

Н. Пезешкиан
СПБ.: Речь, 2001

 

Думается, нет необходимости представлять Носсрата Пезешкиана российскому психологу. Его работы не впервые выходят на русском языке. Это имя появилось на нашем профессиональном и культурном горизонте в те времена, когда многие очень нужные нам книги только ожидали своего часа для перевода и издания. «Позитивная семейная психотерапия» вышла в издательстве «Смысл» в 1993 году, «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия» — в «Прогрессе» годом раньше.
Книга, предложенная издательством «Речь», написана Пезешкианом чуть ранее предыдущих, она вышла на немецком языке в середине 80-х годов. По содержанию она продолжает ту линию, которая обозначена автором в его прежних работах, кое-что добавляет к уже известному нам Пезешкиану. Скажем так, в этой книге больше логики, больше системности в изложении материала, ее легче читать.
В работе рассматриваются вопросы позитивной семейной психотерапии в приложении к задачам воспитания и партнерских отношений. О профессиональной психотерапии говорится мало, но это не значит, что книга будет неинтересна специалистам. Она позволяет увидеть многие проблемы, с которыми к специалисту на прием ежедневно приходит множество людей, с иной точки зрения.
Правда, книга может быть легко прочитана и осмыслена и не специалистом: человеком, рефлексирующим свою жизнь, ищущим пути к пониманию самого себя и своих близких.
Автор многое сделал, для того чтобы облегчить восприятие основных идей книги, по сути своей — не очень простых. Прежде всего, это использование в качестве метафор восточных притч и сказок, а в качестве примеров — реальных психотерапевтических историй.
Состоит книга из четырех глав.
Первая посвящена теории, развиваемой автором в течение нескольких десятилетий, — дифференциального анализа. Центральное понятие теории — актуальные способности — хорошо знакомо тем, кто читал другие работы Н. Пезешкиана. В этой книге автор наиболее четко и последовательно излагает свою концепцию позитивной психотерапии, воспитания и самопомощи.
Во второй главе подробно рассматриваются актуальные способности человека — их происхождение, проявления, депривация и возможные конфликты с окружающими, связанные с той или иной способностью.
Третья глава посвящена анализу тех деструктивных установок, которые бытуют и в воспитании, и в межличностных партнерских отношениях, и в психотерапии, затрудняя своим существованием человеческую жизнь.
Последняя, четвертая глава содержит некоторые конкретные советы, относящиеся к самопомощи и психотерапии в конфликтных ситуациях. Собственно, только к этой, последней главе и можно с серьезными поправками отнести слово «тренинг», заявленное издателями в вольном переводе книги
Н. Пезешкиана. Центральные, наиболее содержательные и объемные главы этой книги — вторая и третья — имеют явный практический уклон, но никак не могут быть названы тренингом.
В целом это полезная книга. В своей профессиональной библиотечке психологу-практику, несомненно, целесообразно иметь хотя бы одну работу Н. Пезешкиана. Эта — одна из лучших среди переведенных на русский язык.

Марина БИТЯНОВА