Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕБЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕБЕНКА

 

 

Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких
М.: Владос, 2000

 

Среди большого числа изданий по детской и возрастной психологии недостаточно таких, в которых подчеркивалась бы необходимость учета функциональных возможностей мозга ребенка при организации процесса обучения. Эта книга восполняет пробел и содержит данные из возрастной психофизиологии.
Хочется сразу же предостеречь читателя от настороженного отношения к психофизиологии. Действительно, эта наука, как и любая междисциплинарная область знания, занимает промежуточное положение между психологией и нейрофизиологией и поэтому оперирует фактами, которые опосредованно связаны с психологическими явлениями.
Однако в данном случае речь идет о понятных вещах — структурных и функциональных механизмах развития мозга и возрастных особенностях мозговой организации психических процессов. Тем более что книга предназначена для широкого круга читателей — педагогов, психологов, валеологов, родителей, студентов. Она удачно структурирована и написана доступным языком.
Книга состоит из трех разделов: в первом идет речь о нейрофизиологической основе психических процессов, во втором — о возрастных особенностях мозгового обеспечения психических функций, а третий раздел знакомит с вопросами прикладной психофизиологии.
Для психологов, работающих в сфере образования, интерес представляет третий раздел, в котором говорится о построении учебно-воспитательного процесса с учетом основных возрастных закономерностей развития мозга ребенка.
Этот раздел, в свою очередь, состоит из двух частей: первая часть посвящена психофизиологии организации учебного процесса, вторая — психофизиологии школьных трудностей. Знание мозговых механизмов, лежащих в основе адаптации к школе, динамики работоспособности и утомления позволит и педагогам, и психологам грамотно построить образовательный процесс.
Безусловный интерес представляет описание школьных трудностей, которые, по данным Института возрастной физиологии РАО, отмечаются у 40% детей. В книге дается подробная характеристика трудностей обучения. Среди причин, вызывающих эти трудности, минимальные мозговые дисфункции, нарушения речевого развития, леворукость, медлительность, синдром дефицита внимания и др. Авторы специально останавливаются на анализе школьных трудностей первоклассников.
Содержащиеся в пособии факты о несоответствии методов обучения функциональным возможностям мозга детей заставляют задуматься об изменении современных программ обучения. Например, по мнению авторов, установка на скорость выполнения заданий как главный критерий успешности в начальной школе приводит детей к стрессам и неврозам.
Это издание призывает педагогов и психологов к осторожности в работе с детьми.

Марина СТЕПАНОВА