КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
РЕБЕНКА
Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких
М.: Владос, 2000
Среди большого числа изданий по
детской и возрастной психологии недостаточно
таких, в которых подчеркивалась бы необходимость
учета функциональных возможностей мозга ребенка
при организации процесса обучения. Эта книга
восполняет пробел и содержит данные из
возрастной психофизиологии.
Хочется сразу же предостеречь читателя от
настороженного отношения к психофизиологии.
Действительно, эта наука, как и любая
междисциплинарная область знания, занимает
промежуточное положение между психологией и
нейрофизиологией и поэтому оперирует фактами,
которые опосредованно связаны с
психологическими явлениями.
Однако в данном случае речь идет о понятных вещах
— структурных и функциональных механизмах
развития мозга и возрастных особенностях
мозговой организации психических процессов. Тем
более что книга предназначена для широкого круга
читателей — педагогов, психологов, валеологов,
родителей, студентов. Она удачно структурирована
и написана доступным языком.
Книга состоит из трех разделов: в первом идет
речь о нейрофизиологической основе психических
процессов, во втором — о возрастных особенностях
мозгового обеспечения психических функций, а
третий раздел знакомит с вопросами прикладной
психофизиологии.
Для психологов, работающих в сфере образования,
интерес представляет третий раздел, в котором
говорится о построении учебно-воспитательного
процесса с учетом основных возрастных
закономерностей развития мозга ребенка.
Этот раздел, в свою очередь, состоит из двух
частей: первая часть посвящена психофизиологии
организации учебного процесса, вторая —
психофизиологии школьных трудностей. Знание
мозговых механизмов, лежащих в основе адаптации
к школе, динамики работоспособности и утомления
позволит и педагогам, и психологам грамотно
построить образовательный процесс.
Безусловный интерес представляет описание
школьных трудностей, которые, по данным
Института возрастной физиологии РАО, отмечаются
у 40% детей. В книге дается подробная
характеристика трудностей обучения. Среди
причин, вызывающих эти трудности, минимальные
мозговые дисфункции, нарушения речевого
развития, леворукость, медлительность, синдром
дефицита внимания и др. Авторы специально
останавливаются на анализе школьных трудностей
первоклассников.
Содержащиеся в пособии факты о несоответствии
методов обучения функциональным возможностям
мозга детей заставляют задуматься об изменении
современных программ обучения. Например, по
мнению авторов, установка на скорость выполнения
заданий как главный критерий успешности в
начальной школе приводит детей к стрессам и
неврозам.
Это издание призывает педагогов и психологов к
осторожности в работе с детьми.
Марина СТЕПАНОВА
|