Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2001

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

СОПРОТИВЛЕНИЕ КОНТАКТУ

Одна знакомая учительница как-то раз с грустью в голосе мне сказала: «Столько сил вкладываю, чтобы было понимание между мною и детьми, а результат не всегда такой, какой хочется...»
В ее, как сейчас говорят, личностно-ориентированной позиции я не сомневаюсь. Галина Ивановна — учитель от бога, человек открытый, творческий, искренне любящий детей и свою профессию.
Может быть, в том, что взаимопонимания не происходит, виноваты ученики Галины Ивановны? Кто-то скажет, что не бывает плохих детей, бывают плохие учителя. Перефразируя эту «народную мудрость», скажу, что как не бывает плохих учеников, так не бывает и плохих учителей, а бывает, что участники взаимодействия занимают разные позиции.

НАРУШЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ратуя за личностно-ориентированный подход в образовании, мы стремимся к диалогу с детьми и считаем, что это зависит только от нас, взрослых. Но диалог — взаимодействие двух сторон.
Один из основателей гештальт-подхода в психотерапии Фриц Перлз говорил, что в общении важна позиция и той и другой стороны. Если хоть одна сторона не стремится к контакту, диалог невозможен.
Все тот же Ф. Перлз называл сопротивлением контакту то, что нарушает взаимодействие. Не вдаваясь в подробности этой интересной психологической теории, скажу, что сопротивление контакту может возникнуть в различных ситуациях. Иногда такое сопротивление является либо защитной реакцией, либо творческим приспособлением к действительности, а иногда — устойчивой личностной особенностью. Принимая эту особенность ученика, учитель может адекватно реагировать на отсутствие взаимопонимания в общении...
В рамках гештальт-терапии есть экспресс-диагностика, которая позволяет с помощью наблюдения за поведением человека выявить наличие у него того или иного типа сопротивления контакту.
Предлагаю более подробно рассмотреть каждый тип сопротивления контакту и способы его определения.

КОНФЛЮЕНЦИЯ

Первый тип сопротивления контакту — конфлюенция, или слияние. Слияние характеризуется отказом от различий и непохожести. Оно не позволяет различать «Я» и «не Я».
В онтогенетическом развитии человека внутриутробный период можно рассматривать как «конфлюентный этап» взаимоотношений с матерью. Такие отношения зависимости позволяют плоду получать необходимую энергетическую поддержку от матери, а ей — чувствовать состояние ребенка.
Иногда, в силу различных причин, происходит «сбой в программе», и человек использует этот способ отношения к миру как устойчивый защитный механизм. В качестве основных индивидуальных особенностей конфлюирующего человека гештальт-терапевты выделяют крайнюю форму присоединения в контакте, которая носит характер невротической зависимости от другого человека.
Страх быть «оторванным» от другого заставляет взрослого человека забыть о своих потребностях и жить интересами, чувствами и мыслями партнера по общению.
В ситуации образовательного взаимодействия ученик с таким типом сопротивления контакту акцентирует внимание не на предмете общения, а на самом процессе, точнее, на его эмоциональной стороне. Такие ученики зависимы от любимого учителя, от его настроения. Парадокс: при внешнем взаимопонимании с учителем наблюдается отсутствие знаний по его предмету.
При конфлюенции как типе контакта ученики узнаваемы по следующим особенностям поведения:

а) в разговоре заменяют «я» на «мы»;
б) заканчивают предложения за другого;
в) легко присоединяются к вербальным и невербальным средствам общения, к эмоциональному состоянию собеседника.

ИНТРОЕКЦИЯ

Второй тип сопротивления контакту — интроекция, или поглощение. Индивид с таким типом контакта интроецирует («заглатывает») информацию, установки, принципы, догмы, представления партнера по общению.
Нередко чужие «интроекты» не соответствуют собственным представлениям человека о жизни, поэтому они не усваиваются и являются инородным телом в психике индивида. Чем больше «интроектов» поглощается человеком при контактах с различными людьми, тем меньше у него остается собственного жизненного пространства.
По мнению Ф. Перлза, «...психологическая пища, которую предлагает нам внешний мир, должна быть точно так же ассимилирована, как наша физическая пища... Если она просто проглочена целиком, она ничего не дает для развития нашей личности. Напротив того, она превращает нас во что-то вроде комнаты, настолько заваленной чужими вещами, что в ней не хватает места для наших собственных. Она превращает нас в мусорную корзину, наполненную чуждой и ненужной нам информацией».
Интроективный период в онтогенетическом развитии ребенка начинается у него вскоре после рождения. Его органы чувств приспособлены к тому, чтобы получать огромное количество информации из окружающей среды. Ребенок не выбирает, а проглатывает все, что ему попадается.
Затем, в период становления самосознания, человек начинает отличать «Я» от «не Я» и осознавать свои потребности. В результате у него формируется способность выбирать (что ему подходит, а что — нет). В процессе развития у ребенка возникает возможность испытать на собственном опыте поглощенную информацию и интегрировать данный опыт: в результате усвоения структура «интроектов» разрушается, и они уже не являются инородным телом.
Однако порой воспитание ребенка не способствует развитию у него самостоятельности, чувства ответственности за свои поступки, умения проверять проглоченные интроекции на собственном жизненном опыте. В этом случае у индивида развивается интроекция как личностная особенность.
Люди с интроекцией стремятся всегда быть хорошими, соответствовать запросам общества, нормам морали. Для таких учеников характерен так называемый комплекс отличника — они боятся быть неуспешными, стремятся всегда получить высокую оценку. Это мешает развитию в них креативности и спонтанности. Порой, слушая ответ ученика, удивляешься, как чеканно излагает он противоречивый материал. Эти ученики обычно:

а) употребляют слова «должен», «надо» и т.п.;
б) говорят уверенно, но неестественным голосом;
в) ощущают телесные зажимы в области живота — неподвижность, тяжесть.

ПРОЕКЦИЯ

Третий тип сопротивления контакту, противоположный интроекции, — проекция. Обычно описываются три вида проекции:

— зеркальная проекция: человек находит в ком-то другом характерные черты, которые рассматривает как свои;
— проекция катарсиса: человек приписывает другому характерные черты, от которых сам отказывается, не признавая их собственными;
— дополнительная проекция: человек приписывает другому характерные черты, которые позволяют ему тем самым оправдать свои собственные.

Проецирующие люди обычно не умеют принимать точку зрения партнера по общению, понимать других людей. В ситуации образовательного взаимодействия это выражается в стойком негативизме по отношению к новой информации. Такие ученики, пожалуй, самые сложные в общении — упрямые, непримиримые, обидчивые, порой агрессивные. Их можно определить по следующим особенностям поведения:

а) в их речи фигурируют другие («Другой — такой же, как и я» — зеркальная проекция, «Он — плохой» — катарсисная проекция, «У него есть то, чего нет у меня» — дополнительная проекция);
б) они используют обобщения («Все учителя одинаковы...»);
в) используют жесты агрессии (вертикальная жестикуляция) и отражения.

РЕТРОФЛЕКСИЯ

Четвертый тип сопротивления контакту — ретрофлексия (обращение на себя). В этом случае человек делает для себя то, что он хотел бы, чтобы для него делали другие, или то, что он хотел бы сделать по отношению к другим (например, агрессия на себя вместо внешнеобвинительной реакции или самовлюбленность вместо любви к ближнему).
Ретрофлексирующий индивид живет полнокровной жизнью только в воображении. Разделившись условно на две половины, человек создает из одной части окружающий мир. Процесс контакта представляет собой удовлетворение потребностей одной части личности за счет другой.
Но можно ли удовлетворить потребность в любви, обнимая себя, или — потребность в агрессии, кусая собственные губы или стукнув себя кулаком по колену?
В образовательном взаимодействии ретрофлексирующий тип сопротивления контакту проявляется в «психологическом уходе» ученика от контакта. В качестве особенностей поведения ретрофлексирующего ученика можно отметить следующие:

а) рационализацию, отказ от своих чувств;
б) телесные зажимы;
в) отсутствие контакта глазами;
г) использование в речи возвратных частиц.

УЧИТЫВАТЬ И ПРИНИМАТЬ

Читая этот материал, вы, наверное, отнесли к тому или иному типу своих учеников, знакомых, коллег... Что с этим делать?
Во-первых, учитывать эти особенности при общении с людьми и не брать на себя лишней ответственности за контакт.
Во-вторых, исходя из типа сопротивления контакту, учиться выстраивать отношения с разными учениками. Поощрять самостоятельные ответы у учеников с конфлюирующим и интроектирующим типом контакта. Быть в позиции взрослого с проецирующим типом и стремиться выработать такую же позицию и у ученика. Помогать ретрофлексирующему типу контактировать с другими, поощрять экспрессию его чувств, не нарушая при этом его личного пространства.
И просто принимать их такими, какие они есть.

Инна МОЖАЙСКАЯ,
психолог