Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2001

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

Этой публикацией мы начинаем цикл статьей Ольги ХУХЛАЕВОЙ, посвященный психологическому здоровью младших школьников

Говорить о восстановлении психологического здоровья или о коррекции нарушений, можно лишь определившись с представлением о норме психологического здоровья. Проблема нормы является одной из сложнейших в психологии и в смежных науках (психиатрии, медицине). Однако разделение психологического и психического здоровья, как нам представляется, может помочь в решении этой проблемы.
Норме психического здоровья должно соответствовать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе.
Для психологического же здоровья норма — это, наоборот, наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь, самому содействовать его развитию.
Норма, таким образом, — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения.
Следует также отметить, что альтернативой норме в случае психического здоровья является болезнь.
Альтернатива норме в случае психологического здоровья — отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

ХРУПКИЙ БАЛАНС

Вспомним, что развитие человека является необратимым процессом, при котором происходит изменение типа его взаимодействия с окружающей средой.
С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает прежде всего гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями.
Следует особо отметить, что соотношение между приспособляемостью человека и приспособлением среды не является простым равновесием. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста.
Если для младенца гармонией можно считать приспособление среды (в лице матери) к его потребностям, то чем старше становится ребенок, тем более необходимым становится его собственное приспособление к условиям среды.
Вступление человека во взрослую жизнь означает, что начинают преобладать процессы приспособления к среде. Он освобождается от инфантильной позиции, выражающейся во фразе: «Мир должен соответствовать моим желаниям». Человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между своим приспособлением к внешней ситуации и ее изменением собственными усилиями.

КОНСТРУКТИВНЫЙ И ДЕСТРУКТИВНЫЙ

Основываясь на таком понимании нормы, можно заключить, что нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта. Остановимся на этом подробнее.
Известно, что внутриличностный конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации. Для разрешения конфликтов есть огромное количество разных способов. Выбор человеком того или иного способа зависит от его пола, возраста, личностных особенностей, уровня развития.
По типу разрешения и характеру последствий конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивный конфликт характеризуется максимальным развитием конфликтных структур. Такой конфликт является одним из механизмов становления личности ребенка, приобретения им новых черт. Преодолевая конфликтную ситуацию, ребенок имеет возможность для интериоризации и сознательного принятия моральных ценностей, для приобретения новых адаптивных умений, для выработки адекватной самооценки, для самореализации. В частности, М. Клейн отмечает, что «конфликт и потребность в его преодолении — это фундаментальные элементы творчества». Поэтому столь популярные сегодня идеи по поводу необходимости абсолютного эмоционального комфорта для ребенка полностью противоречат закономерностям его нормального развития.
Деструктивный конфликт усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненные кризисы и ведет к появлению невротических реакций. Такой конфликт угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности.
Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротической тревогой (Ролло Мэй), причем эта взаимосвязь двусторонняя: «При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чувства беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт». Таким образом, сильное повышение уровня тревоги у ребенка является показателем наличия у него деструктивного внутреннего конфликта, то есть показателем нарушения психологического здоровья.
Однако необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно. Нередко она обнаруживается только при глубоком изучении личности ребенка. Позже мы обсудим возможные варианты проявления тревоги в поведении детей.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ

Вернемся к деструктивному внутреннему конфликту и причинам его появления.
Многие психологи считают, что внутренний конфликт вызван трудностями, появляющимися у ребенка в стадиях созревания его «Я». При этом содержание стадий понимается в русле теории Э. Эриксона.
Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, то это приводит к возникновению страха внешней агрессии.
Несформированная в раннем возрасте самостоятельность («Я сам») может явиться причиной появления страха независимости и, соответственно, стремления к зависимости от мнения и оценок окружающих.
Отсутствие инициативности, берущее начало в дошкольном возрасте, может явиться причиной появления страха перед новыми ситуациями и самостоятельными действиями.
Однако различные нарушения в развитии ребенка могут быть компенсированы при адекватной помощи со стороны взрослых. В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблагоприятными влияниями внешней среды. То есть содержание конфликта, вызываемого внешними факторами, совпадает с содержанием уже имеющегося конфликта. Тем самым внешние факторы усугубляют внутренние трудности ребенка.
Какие же внешние факторы могут стать факторами риска для возникновения резонанса конфликтов?
Мы полагаем, что для старших дошкольников и младших школьников определяющими для их развития являются факторы семейной ситуации.
К примеру, даже абсолютно неуспешный в школе ребенок при поддержке семьи и при создании ею ситуаций успеха в других областях может не иметь внутреннего конфликта, связанного со школьной неуспешностью.
Все семейные факторы риска можно условно разделить на три группы:

— нарушение психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь наличие у них повышенной тревожности;
— неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую очередь гиперопека;
— нарушение механизмов функционирования семьи, и в первую очередь наличие конфликтов между родителями или отсутствие одного из родителей.

ОПЫТ И ОТНОШЕНИЕ

Однако следует сделать важное замечание. Неблагоприятное влияние на психологическое здоровье ребенка оказывает не сама актуальная или прошлая семейная ситуация, а восприятие ее ребенком.
Ряд авторов описывают так называемых неуязвимых, или жизнестойких детей. Почему же объективно неблагоприятная ситуация не оказывает на них негативного влияния?
Для ответа на этот вопрос обратимся к Р. Мэю. Он провел глубокое исследование личностных особенностей молодых незамужних беременных женщин. Все они выросли в ситуации материнского и отцовского отвержения, некоторые подвергались сексуальному и физическому насилию. Часть этих женщин продемонстрировала очень высокий уровень тревоги, другая — низкий, адекватный ситуации.
Как пишет Р. Мэй, вторая группа отличалась от первой тем, что они принимали свое прошлое как объективный факт: они воспринимали родителей как реальные фигуры, которые таковы, каковы они есть. Можно сказать, что у них отсутствовал разрыв между субъективными ожиданиями и объективной реальностью. Таким образом, вторая группа женщин отличалась от первой не прошлым опытом, а отношением к нему.
Мы полагаем, что выводы Р. Мэя можно распространить и на детей. Неблагоприятная семейная ситуация будет негативно влиять на ребенка только в том случае, если она субъективно воспринимается им как неблагоприятная, если она является для него источником страдания, чувства ревности или зависти к окружающим.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЗОНАНСА

Если внутренний конфликт имеет своим источником проблемы младенчества, то резонанс — усиление и закрепление внутреннего конфликта — будет вызываться высоким уровнем тревоги у самих родителей, что выражается в повышенном беспокойстве по поводу развития ребенка (здоровья, учебы и т.п.) или же в тревоге в связи со своей профессиональной деятельностью, взаимоотношениями друг с другом, ситуацией в стране. Дети в этом случае отличаются выраженным чувством незащищенности: они испытывают ощущение небезопасности окружающего мира.
Если внутренний конфликт сформировался в раннем возрасте, то есть у ребенка не появилась автономная позиция, то к резонансу приведет гиперопека родителей. Под автономной позицией ребенка понимается формирование у него потребности и умений самостоятельно действовать, думать и чувствовать. Ребенок с таким внутренним конфликтом будет страдать от чувства несвободы, необходимости соответствовать требованиям окружения и в то же время, будучи зависимым от окружения, избегать самостоятельных действий.
В дошкольном возрасте ребенок проходит через так называемый эдипов комплекс, важный для личностного развития. Мальчики направляют большую часть нежных обладательных стремлений на мать, девочки — на отца. Соответственно, однополый родитель становится для ребенка соперником.
При благоприятных обстоятельствах эдипов комплекс разрешается идентификацией с эдиповым соперником, обретением спокойствия и формированием «сверх-Я».
Можно утверждать, что для ребенка-дошкольника особую важность имеют семейные взаимоотношения, через них удовлетворяются его важнейшие базовые потребности: в безопасности, любви и принятии.

ИДЕАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПЕЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований представлений старших дошкольников об идеальной семье, которую им предлагалось изобразить в виде животных. Оказалось, что идеальный отец изображается в образах доброго льва, медведя, то есть животных, олицетворяющих силу, а идеальная мать — в образе кошки: животного, приносящего тепло и ласку.
Однако конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви и принятии. Так в случае развода родителей или конфликтов между ними возникает конфликт лояльности. Как указывает Г. Фигдор, он заключается в том, что ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: маминой или папиной. И если он проявляет любовь к одному из родителей, под угрозой оказываются его отношения с другим.
Следствием конфликта лояльности может явиться развитие у ребенка тех или иных невротических симптомов: страхов или фобий, сильно выраженной общей готовности к реагированию, излишней покорности, недостаточности фантазирования и т.п. При этом ребенок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоциональных трудностей ребенка.
Необходимо отметить, что конфликты между родителями или развод далеко не всегда имеют такие выраженные неблагоприятные последствия. Они возникают только тогда, когда родители бессознательно или осознанно привлекают детей в качестве союзников в борьбе друг против друга. Иногда к такому же итогу приводит рождение в семье второго ребенка, в особенности если до этого старший являлся кумиром семьи. В этой ситуации преобладающим у ребенка является чувство одиночества.

Ольга ХУХЛАЕВА,
кандидат психологических наук