Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2001

ИГРОТЕКА

ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА

Игра для учащихся 1-го класса

Окончание. Начало см. № 39/2001

Ведущий. Наконец-то мы с вами попали в лес и оказались около волшебной поляны. Давайте присядем и немного отдохнем. Устраивайтесь поудобнее, закройте глаза и попытайтесь представить, как может выглядеть волшебная поляна. Может быть, ее со всех сторон окружает лес. А может быть, она находится на опушке... (Пауза.)
Какие именно деревья растут около полянки? (Пауза.) Большая ли ваша поляна? Что на ней есть? (Пауза.) Посмотрите, какие цветы здесь растут, есть холмики, отдельные кусты... Может быть, на ней есть съедобные ягоды? (Пауза.)
Для того чтобы детям было легче представить себе, как выглядит поляна, можно включить спокойную музыку «Звуки природы».
Ведущий. Я буду медленно считать до пяти. На счет пять каждый открывает глаза и рассказывает, как выглядит его поляна.
Дети по желанию рассказывают, что им удалось представить.
Ведущий. Каждый из вас сумел увидеть свою волшебную поляну, чем-то ваши поляны были похожи, но чем-то и отличались. А сейчас давайте все вместе попробуем нарисовать на листах бумаги нашу поляну. Постарайтесь, чтобы все могли принять участие в изображении поляны.
Попробуйте договориться друг с другом о том, что каждый из вас будет рисовать. Дайте возможность всем нарисовать на поляне то, что он хочет.

Дети рисуют на одном большом листе. Во время группового рисования звучит спокойная музыка. Используется то же музыкальное сопровождение, которое помогало детям представлять поляну. Ведущий помогает, если это необходимо, некоторым детям договориться.
При выполнении детьми данного задания можно увидеть, каким образом они взаимодействуют, кто из них испытывает проблемы в выборе места для рисунка, а кто затрудняется в том, что рисовать. Кто-то четко обозначает границы своего рисунка и не позволяет другим нарушать их. На данном этапе ведущий может получить интересный диагностический материал.
Ведущий. Заканчиваем рисовать. Можно пройтись и посмотреть, какая получилась поляна. Если кому-то что-то непонятно, можно задавать друг другу вопросы.
Детям дается несколько минут, для того чтобы они внимательно рассмотрели получившийся рисунок и задали друг другу вопросы.
Ведущий. Посмотрите еще раз, какая красивая и необычная поляна у нас получилась. Вот на какой прекрасной поляне мы сможем сегодня с вами отдохнуть. Как вы думаете, что нам в первую очередь понадобится для жизни?
Дети высказывают свои предположения. Задача ведущего — подсказать детям, что нужно построить дома’.
Ведущий. Правильно, для того чтобы жить на поляне, нам понадобятся дома. Сейчас вам предстоит построить себе дома на нашей поляне. Все вы, наверное, знаете, что у каждого дома есть основа, или, как говорят строители, фундамент. Вам предстоит заложить фундамент своего дома. Для этого вы получите простыню и выберете место на поляне, где вам захочется построить свой дом. На выбранном месте надо расстелить простыню.
Дети по очереди подходят к ведущим, получают простыни. Свободно передвигаясь по залу, они ищут себе место для строительства дома. Ведущему важно на данном этапе понаблюдать, как дети решают расположить свои дома на поляне, чьи дома окажутся по соседству, а кто поселится в отдалении от всех.
Ведущий. Вижу, что все нашли место для своего дома и успели заложить фундамент. А теперь я прошу всех зайти в свои дома, устроиться в них поудобнее, закрыть глаза и представить, что вы находитесь в своем доме. (Пауза.) Постарайтесь прислушаться к себе и понять, хорошо ли вы себя чувствуете. (Пауза.)
Теперь подумайте и представьте, как можно украсить и благоустроить ваш дом. Медленно откройте глаза. Сейчас, когда зазвучит музыка, вы подойдете к столу. На столе лежат разные предметы. Вам надо выбрать только те, которые необходимы для благоустройства вашего дома. Времени вам дается немного, как только прозвенит колокольчик, все прекращают украшать дома и занимают место внутри дома.
Во время выполнения задания звучит спокойная музыка. Ведущий помогает детям распределить между собой предметы. Через 10—15 минут ведущий звонит в колокольчик.
Ведущий. Прошу всех зайти в свои домики. Наступила ночь. Все ложатся спать. Потянули сначала ручки, а потом ножки. Закрыли глазки, устроились удобно в кроватках. А теперь попытаемся представить, как изменилась наша полянка с наступлением ночи. (Пауза.) Вокруг тишина. (Пауза.) Но вот пролетела сова, она вылетела на ночную охоту. Где-то в траве зашуршал ежик. (Пауза.) Яркая луна осветила поляну, на которой стала видна вся ночная жизнь. (Пауза.) Но вот пробился первый лучик солнца, и поляна стала постепенно наполняться солнечным светом. Все вокруг проснулось. (Пауза.) Мы с вами тоже проснулись. Открыли медленно глазки, потянулись. (Пауза.) Наступило утро.
Во время этого упражнения звучит спокойная, релаксационная музыка. Ведущий говорит медленно, спокойно, чтобы дети могли расслабиться и отдохнуть. После заключительного предложения начинает звучать веселая музыка.
Ведущий. Все проснулись и встали. А теперь вы можете провести день на поляне так, как вам хочется. Помните лишь об одном: когда прозвенит колокольчик, вы должны вернуться в свои дома.
Этот текст ведущий может произносить на фоне веселой музыки. На этом этапе игры дети самостоятельно выбирают, чем им заняться на поляне. Ведущий и ассистент наблюдают за игрой.
Ведущий обращает внимание на то, кто из детей с кем взаимодействовал, каков был характер взаимодействия, есть ли дети, которые проводят время сами по себе.
Продолжительность этого этапа может быть различной (от 25 до 40 минут), в зависимости от особенностей и настроения детей.
Ведущий звонит в колокольчик, веселая музыка прекращается. Звучит релаксационная музыка.
Ведущий. Теперь все заходят в свой дом. Наступает ночь. Вы ложитесь спать. Потянули сначала ручки, а потом ножки. Закрыли глазки, устроились удобно в кроватках. А теперь попытаемся вспомнить, как вы провели время на полянке? (Пауза.) Что понравилось? (Пауза.) Чего не хватало? (Пауза.)
Наступило утро. Все проснулись. Расскажите, как вам жилось на лесной поляне? Все ли понравилось? Чего не хватало?
При обсуждении дети могут сидеть в своих домиках, а могут вместе с ведущими сесть в круг. Ведущий должен выбрать наиболее подходящий для данного класса способ рефлексии этой игры.
Дети и взрослые делятся своими впечатлениями об игре. Рассказывают о том, что им особенно понравилось и запомнилось в игровом действии, чего, по их мнению, не хватало.

ИТОГИ ИГРЫ

Эта игра дает прекрасную возможность педагогу и психологу увидеть детей в различных ситуациях: и в организованной, и в свободной игровой деятельности.
Наблюдая за детьми во время игры, можно выделить ребят, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, не умеют свободно играть по предложенной теме.
Это игровое действие позволяет также провести первичную социометрию класса, то есть увидеть, кто из детей пользуется наибольшей популярностью среди одноклассников, кто с кем стремится построить отношения. В ходе игры выявляются индивидуальные особенности учащихся.

Татьяна АЗАРОВА,
психолог НОУ
«Экономическая школа-лицей»,
г. Москва

TopList