МЭТРЫ
ГОРДОН ОЛЛПОРТ
(1897 - 1967)
Некоторые теории
основаны главным образом
на поведении психически нездоровых и тревожных
людей или же
на выходках доведенных до крайности
лабораторных крыс.
Очень немногие теории сформировались на
основе изучения здоровых человеческих существ,
таких, которые не столько стараются сохранить
свою жизнь,
сколько стремятся сделать ее осмысленной.
Гордон Оллпорт
Гордон Оллпорт — в мировой психологии
фигура, вне сомнения, выдающаяся — в нашей стране
известен мало и главным образом опосредованно,
то есть по вторичным, реферативным источникам.
Многочисленные работы этого плодовитого автора
на наших книжных прилавках так и не появились,
несмотря на психологический бум, охвативший в
последние годы российский книжный рынок.
Единственное исключение — появившаяся три года
назад книга «Личность в психологии» (М.: КСП+, 1998),
которая, судя по данным Интернет-магазинов, по
сей день не распродана. Это и понятно — Оллпорт
никогда не претендовал на роль премудрого гуру,
учителя жизни. Столь же немыслимо представить
его и в роли массовика-затейника. А ведь именно
эти психологические амплуа у нас наиболее
популярны.
Оллпорт был «просто» ученым. И сегодня ни одна
книга, посвященная психологии личности, не
обходится без специальной главы о его теории или
хотя бы подробной ссылки на нее.
Испытавший влияние разных школ, Оллпорт
фактически не принадлежал ни к одной из них, а
создал собственную. Он полагал, что
исчерпывающая теория личности может быть
создана путем сочетания достижений разных
научных направлений, и тем самым, разумеется,
заслужил многочисленные упреки в эклектизме.
Сегодня такие упреки можно расценить скорее как
похвалу, ибо будущее научной психологии все
отчетливее видится в сбалансированной позиции, а
не в перепалке антагонистов. В утверждении такой
позиции Оллпорт сыграл очень важную роль, и ныне
почетное место в галерее мэтров принадлежит ему
по праву.
ДЕТСТВО БЕЗ ТРАВМ
Гордон Виллард Оллпорт родился 11
ноября 1897 года в городе Монтесума, штат Индиана.
Он был младшим из четверых сыновей Джона и Нелли
Оллпорт.
Его отец после нескольких лет бесплодных попыток
достичь успеха на предпринимательской ниве
переквалифицировался во врача, но и тут, надо
признать, впечатляющих успехов не достиг. Его
частная клиника размещалась в стенах его
собственного, довольно скромного, жилища, где
главный (он же единственный) врач, медсестры,
пациенты и домочадцы постоянно натыкались друг
на друга.
Мать, в прошлом — школьная учительница, была
женщиной набожной и благочестивой. Она
настойчиво, но не агрессивно прививала детям
навыки жизни разумной, упорядоченной и
добродетельной. И характер Гордона сложился во
многом под влиянием строгой, но гуманной
материнской морали.
В первые шесть лет жизни Гордона семья трижды
сменила место жительства, пока наконец не
обосновалась в Кливленде, штат Огайо. Здесь он
вырос, здесь окончил среднюю школу. Воспитанный в
традициях благочестия, Гордон не любил шумных
игр и проказ, сверстников сторонился, тем более
что и те, в свою очередь, недолюбливали его за
склонность к многословным рассуждениям. Учился
он, по собственному признанию, без энтузиазма,
однако сумел закончить школу вторым по
успеваемости из ста выпускников.
Так или иначе, в отличие от Фрейда и многих его
последователей, Оллпорт, похоже, не был
травмирован негативными переживаниями детства,
и в психологию его привели не личные проблемы, а
чисто научные интересы, а также пример старшего
брата Флойда, который изучал психологию в
Гарварде и стал впоследствии известным ученым
(сегодня многие почитают его как «отца
экспериментальной социальной психологии»).
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОПРИЩЕ
Следуя по стопам брата, Гордон в 1915
году поступил в Гарвард. С этого началось его
полувековое сотрудничество с Гарвардским
университетом, которое лишь дважды на короткое
время прерывалось.
В автобиографии Оллпорт пишет: «Почти в
одночасье мой мир переменился. Основные
моральные ценности я, несомненно, усвоил в
родительском доме. Новым для меня явился
широчайший спектр явлений науки и культуры,
которые мне теперь предстояло изучать».
Профессиональное самоопределение заняло у него
несколько лет.
В 1919 году он окончил университет, получил ученую
степень бакалавра по специальности «философия и
экономика», однако еще не определился в своих
предпочтениях.
Когда представилась возможность попробовать
себя на педагогическом поприще, Оллпорт поспешил
ею воспользоваться. Многие источники указывают,
что 1919/20 учебный год он провел в качестве
преподавателя английского языка и социологии в
Турции, в Колледже Роберта в Стамбуле. На самом
деле эта территория в ту пору принадлежала
Греции, и учениками молодого американца были
юные греки, почти ровесники своего учителя. Ему
удалось заслужить такие их симпатии, что по
прошествии многих лет, в 1937 году, когда он
проездом оказался в Стамбуле, его класс собрался
почти в полном составе, чтобы приветствовать
своего учителя.
За этот год Оллпорт также неплохо освоил
греческий, причем без специальных занятий, что
само по себе свидетельствует о его незаурядных
способностях.
НЕЛОВКАЯ ВСТРЕЧА
Работая в Европе, Оллпорт получил
приглашение от своего брата Файетта, который
служил в американской торговой миссии в Вене.
В ходе визита в Вену произошла его встреча с
Фрейдом, сильно повлиявшая на представления
молодого человека о психологии личности.
Об этой встрече он много рассказывал, и биографам
она известна во многих подробностях. Так, Оллпорт
признавался, что испытывал немалое смущение
перед визитом к мэтру и не знал, о чем повести
разговор. Дабы избежать неловкости, он сразу
принялся расспрашивать Фрейда о его мнении по
поводу одного эпизода, который наблюдал по пути к
нему. В трамвае Оллпорт обратил внимание на
мальчика лет четырех, который проявлял явные
симптомы фобии грязи и досаждал матери жалобами.
Для Оллпорта этот эпизод был просто поводом для
беседы. А Фрейд, поглядывая на него с
глубокомысленным лукавством, вдруг спросил:
«Признайтесь, этот маленький мальчик — вы?»
Дальнейшая беседа протекала в том же ключе, так
что в итоге Оллпорт даже попросил Фрейда
порекомендовать ему американского аналитика.
Тот посоветовал обратиться к своему верному
последователю А. Брилу.
Этим советом Оллпорт впоследствии не
воспользовался, и вообще в качестве пациента к
психоанализу никогда не прибегал. А о встрече с
Фрейдом он вспоминал как о «травматическом
переживании». Вероятно, уже тогда начало
оформляться его убеждение, что в объяснении
поведения психоанализ явно преувеличивает роль
бессознательных механизмов в ущерб
сознательным. Впоследствии он выражал
несогласие с фрейдовской оценкой исключительной
роли детских переживаний в развитии внутренних
конфликтов взрослого человека. По мнению
Оллпорта, нормальный человек живет не столько
прошлым, сколько настоящим и будущим.
СТАЖИРОВКА В ЕВРОПЕ
По возвращении в Гарвард Оллпорт в
возрасте 24 лет защитил докторскую диссертацию по
психологии — его научные интересы окончательно
оформились. Основные положения диссертации были
им представлены годом ранее в статье «Личностные
черты: их классификация и измерение», написанной
совместно с братом Флойдом и опубликованной в
Journal of Abnormal and Social Psychology, который брат
редактировал.
В течение двух последующих лет Оллпорт,
воспользовавшись гарвардской стипендией,
стажировался в Европе — сначала в Германии, где
работал под руководством М. Вертгеймера, В.
Кёлера, В. Штерна, К. Штумпфа, а потом недолгое
время в Англии, в Кембридже. Опираясь на личный
опыт общения с корифеями немецкой психологии, он
на родине долгое время был ведущим экспертом в
этой области и интерпретатором их идей.
СОСТОЯНИЕ ПРОПРИУМ
В 1924 году он снова вернулся в Гарвард,
где начал читать абсолютно новый курс психологии
личности. Важно отметить, что до той поры многие
психологи проблемы теории личности не считали
психологическими.
Окончательный перелом в этой сфере произошел,
пожалуй, в 1937 году после выхода важнейшей
монографии Оллпорта «Личность: психологическое
исследование». В ней автор (кстати, задолго до
появления новаторской теории Маслоу) впервые
обратился к изучению здоровой, полноценной
личности и описал ее существенные черты.
Согласно Оллпорту, в поведении нормального
человека ведущую роль играют рациональные
мотивы, и лишь невротики живут в соответствии с
импульсами бессознательного. Зрелая личность
способна эффективно осваивать новые приемы
поведения и за счет этого расти в течение всей
жизни. Такому человеку свойственно «проактивное
поведение», то есть он способен не только
реагировать на стимулы среды, но и сознательно
воздействовать на среду. При этом, по Оллпорту,
неверно утверждать, будто всякое поведение
направлено на снижение напряжения. Ведь
проактивное поведение не только снижает
напряжение, но и создает новые напряжения, и в
этом суть жизненного процесса.
По Оллпорту, ядро личности составляют мотивы
деятельности. Для объяснения характера
мотивации он ввел понятие функциональной
автономии, означающее, что мотивация взрослого
человека функционально не связана с его детскими
впечатлениями, подобно тому, как дерево, выросшее
из семени, функционально от него не зависит.
Повзрослев, человек начинает отдавать себе отчет
в своих поступках и сам за них отвечает, вне
зависимости от перипетий раннего возраста. Так, в
начале профессиональной деятельности человек
может руководствоваться давними стремлениями к
упрочению своего положения, а для этого
стремится сделать карьеру, заработать побольше
денег и т.п. Достигнув этих целей, он, скорее
всего, продолжит работать, однако по иным
причинам.
По Оллпорту, мотивы зрелой личности нельзя
выводить из ранних намерений и представлений.
Цели взрослого человека определяются текущей
ситуацией и нынешними намерениями.
Для характеристики личности Оллпорт использует
латинское понятие проприум («свойственный»,
«присущий»). Личность — это то, что присуще
каждому из нас. Она включает все уникальные,
присущие нам и только нам черты, которые и
составляют ядро личности. В своем развитии от
детского возраста до взрослого состояния
проприум проходит семь стадий, которые, однако,
ничего общего не имеют с фрейдовскими стадиями
психосексуального развития. Напротив, развитие
идет на основе социальных факторов и
преимущественно на основе изменения
взаимоотношений с матерью.
Оллпорт различал общие черты личности, которые
могут встречаться у многих людей, и
индивидуальные, присущие только данному
человеку. И те и другие поддаются изучению на
основе внешнего наблюдения, позволяющего
выявить определенное постоянство и регулярность
в поведении. Впрочем, важно также отметить, что
подобно многим теоретикам личности, Оллпорт
пессимистичен относительно итоговых
возможностей психологических методов в разгадке
всех тайн поведения человека. Слишком велика
сложность объекта изучения!
ВТОРОЙ ПОСЛЕ ФРЕЙДА
Посмертно изданный сборник работ
Оллпорта «Личность в психологии» демонстрирует
широкий круг его интересов — его привлекали
проблемы психического здоровья, религии и
суеверий, социальных предрассудков, а также
основные методологические проблемы психологии.
В своем творчестве, которое нашло выражение в 12
книгах и более чем в двух сотнях статей, он
пытался охватить сложность человеческого бытия
в современном социальном контексте и решительно
отказывался следовать модным догмам своей
профессии, демонстрируя приверженность
«образному и систематическому эклектизму».
За время своей карьеры Оллпорт был удостоен
практически всех регалий, мыслимых для
психолога. Он избирался президентом
Американской психологической ассоциации (1939),
президентом Общества психологического изучения
социальных проблем. В 1963 году он был награжден
Золотой медалью Американского психологического
фонда, в 1964 году получил награду АПА за
выдающийся вклад в науку.
Заядлый курильщик, Гордон Оллпорт умер от рака
легких 9 октября 1967 года, незадолго до своего
семидесятилетия.
Хотя лишь немногие психологи приняли его
воззрения безоговорочно, о широком признании его
научных заслуг свидетельствуют данные опроса
американских психологов-практиков. В ответах на
вопрос, чья теория личности наиболее важна для их
практической работы, большинство назвали
Оллпорта вторым после Фрейда.
Сергей СТЕПАНОВ