Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2001

КОЛЛЕГИ

ПОКЕМОНЫ ПРОТИВ ЧЕБУРАШКИ

Влияние компьютерных игр на организм ребенка неоднократно обсуждалось и продолжает обсуждаться на самых различных уровнях: от острых и тревожных публикаций в средствах массовой информации до споров на собрании родителей в детском саду.
Так или иначе, нельзя не признать, что нет в природе такой силы, которая могла бы отменить компьютерные игры. Мир, создаваемый ими, многие современные дети воспринимают как неотъемлемую часть своей жизни. Примерно такую же, как дерево за окном или прилетевшего на подоконник воробья.
Тем не менее опасения многих родителей и специалистов, работающих с детьми, имеют весьма серьезные основания.
Медики и физиологи все чаще говорят об отрицательном воздействии компьютеров на состояние здоровья детей. Родителей беспокоит чрезмерное увлечение ребенка компьютерными играми в ущерб учебе и другим полезным занятиям, а также уход от реальной жизни и общения со сверстниками и взрослыми. В наиболее тревожных случаях родители жалуются на изменение характера ребенка: он становится вспыльчив, агрессивен, замкнут.
Наблюдаются случаи побега детей из дома: они месяцами пропадают в ночных компьютерных клубах. В средствах массовой информации появляются леденящие душу истории о внешне приличных подростках, убивающих своих родителей только за то, что те отказываются давать деньги на эти пресловутые компьютерные клубы.
Многие психологи и психотерапевты, работающие с детьми и подростками, попавшими в психологическую зависимость от компьютерных игр, ставят эту самую зависимость в один ряд с наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом.

 

 

«ПУЩАТЬ ИЛИ НЕ ПУЩАТЬ?»

2 октября в Московском детском клубе «Компьютер» прошел круглый стол на тему «В какие игры играют наши дети». Организаторами мероприятия стали продюсерский центр «Стольников» и Московский детский клуб «Компьютер». Последний финансируется благотворительным фондом.
Цель круглого стола была определена следующим образом: «обсудить возможные направления осмысленной политики общества и государства в отношении компьютерных игр для детей». Надо отдать должное организаторам — они смогли собрать «за стол переговоров» и психологов, и педагогов, и производителей компьютерных игр, и книгоиздателей, и представителей СМИ, и художников, и режиссеров.
Участники предварительно получили список вопросов для обсуждения. Среди них: состояние отечественного рынка компьютерных игр и их воздействие на детей, необходимость и возможные формы поддержки отечественных производителей компьютерных игр для детей, разработка и продвижение национальных игровых брендов.
Разговор начался с наиболее острого вопроса — «пущать или не пущать» компьютерные игры на российский рынок? Понятно, что контроль за незаконным распространением чего-либо находится в ведении правоохранительных органов. «Фирменные» компьютерные диски вряд ли одержат победу в обозримом будущем над «пиратскими», хотя бы в силу разницы цен между ними.
Но ведь есть еще и Интернет, где речь о каком-либо контроле за качеством и содержанием игр пока вообще не идет.
Тем не менее из выступления начальника отдела экспертизы учебных изданий Министерства образования РФ И.И. Казуниной мы узнали, что контроль за компьютерными играми уже осуществляется. Причем психолого-педагогическое воздействие игры на ребенка оценивают специалисты Министерства образования РФ, а санитарно-гигиенические параметры отслеживают медики.
Со стороны производителей и разработчиков компьютерных игр (на круглом столе присутствовал менеджер крупнейшего электронного издательства «Кирилл и Мефодий») звучали заверения в том, что выпускаемые ими компьютерные и интернетные игры отвечают всем самым строгим требованиям экспертов: среди игр много хороших, добрых и развивающих. Играя, ребенок получает знания в занимательной форме. Существуют игры, которые стимулируют детей к самостоятельному поиску информации. (И это действительно так. Мы уже писали о развивающих играх компании «Новый Диск» — см. «Школьный психолог» № 30, 2001.) Кроме того, разработчики считают, что вокруг игр организуются сообщества детей, которые имеют общие интересы.
Основными критиками стали психологи и педагоги. Не отрицая пользы развивающих игр, они обращают внимание на тот факт, что наибольшей популярностью пользуются «нехорошие» игры: агрессивные, жестокие — типа «тупых стрелялок». Поэтому производство «хороших» игр экономически невыгодно. А для того чтобы добро в результате победило, необходима государственная поддержка разработчиков качественного продукта.
Поступило предложение создать собственного компьютерного героя с учетом ментальности наших российских детей. «Разве справедливо, что их Покемоны забили нашего Чебурашку?» — воскликнул в сердцах кто-то из участников. Действительно, за Чебурашку обидно.
Психологов также волнует, что дети проводят немало времени перед экранами компьютеров. Частая смена картинок на экране ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость. А у детей дошкольного возраста, которым компьютер заменяет обычные игры и игрушки, происходит искажение в развитии познавательных процессов.

ВСЕ В НАШИХ РУКАХ

В ходе обсуждения выяснилось, что сама по себе компьютерная игровая среда не так уж и опасна, все дело в том, как организовать ее для ребенка.
агрессивность массовой культуры проявляется и в других сферах: в кино, музыке, литературе. Ее потребителями, в первую очередь, становяться социально и педагогически запущенные дети. Ребята из неблагополучных семей уходят в ночные компьютерные клубы (но с таким же успехом они оказываются в подворотнях или на вокзалах), дети из обеспеченных семей получают желанный компьютер, который заменяет им внимание родителей.
Мне кажется, что большинство проблем, которые «навешивают» на компьютерные игры, лежат совсем в иной плоскости — социальной и педагогической. Дети, испытывающие дефицит любви и внимания со стороны родителей, найдут массу способов ее компенсировать.
Конечно, во всем должна быть мера. Нельзя забывать и о том, что существует немало детей, имеющих нейропсихологические и физиологические нарушения в развитии, которым противопоказано длительное сидение за экраном компьютера. Но ведь точно так же они устают и перед экраном телевизора! И здесь уже задача врачей, психологов и родителей создать для детей оптимальный режим пребывания в виртуальном мире.
Нужно не «тащить и не пущать», а органически соединить виртуальный мир с реальным. Он может стать составной частью и учебного процесса, и досуга детей.
На этом круглом столе мы имели возможность познакомиться с проектом «Виртуальный маскарад». В его рамках продюсерский центр «Стольников» совместно с московским театром им. М.Н. Ермоловой осуществляет постановку детского музыкального спектакля «Виртуальный маскарад». По замыслу авторов, это будет своеобразный симбиоз шоу-представления, мюзикла и ироничной сказки. Главная героиня спектакля — современная московская школьница — попадает в виртуальный мир, где ее ожидают необычные ситуации: она борется с вирусами и другой виртуальной нечистью.

КОМПЬЮТЕРНОЕ БРАТСТВО

Самым сильным аргументом в пользу того, что виртуальный мир может и должен быть дружественным и к детям, и к взрослым, бесспорно явился Московский детский клуб «Компьютер», в стенах которого мы собрались!
Этот замечательный клуб дал возможность более чем трем тысячам детей приобщиться к миру современной электронной технологии.
Клуб был создан пятнадцать лет назад по инициативе группы профессионалов — педагогов, психологов, инженеров. Был разработан уникальный способ приобщения детей к современным компьютерным технологиям, который позволил им стать полноценными участниками интереснейших проектов.
Сейчас постоянными членами клуба являются более 300 ребят разных возрастов. Каждый из них может найти для себя интересное направление. Перечислю названия лишь нескольких клубных студий: «Основы программирования для младшеклассников», «Компьютерная анимация для младшеклассников», «Дети и сети», «Web-мастерская», «Интеллектуальные игры», «Студия мультимедиа», «Детское информационное агентство».
Клубу «Компьютер» оказывает материальную помощь благотворительный фонд, поэтому все дети занимаются бесплатно. Здесь никогда не отказывают ребятам, которые хотят заниматься в клубе.
Директор по проектам клуба «Компьютер» Евгений Вишневский считает, что подобный клуб — единственное в своем роде учреждение.
Занятия проходят в мастер-студиях, но дети общаются друг с другом независимо от того, в какой студии они занимаются. И даже становясь взрослыми, выпускники «Компьютера» продолжают поддерживать контакт друг с другом.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Московский детский клуб «Компьютер»
Тел.: (095) 928-36-88
Интернет: www.child.org


МИНИСТЕРСКИЕ ИГРЫ

Нельзя сказать, что со стороны государства не предпринимаются шаги по контролю за выпуском и распространением компьютерных игр. 26 июня 2000 года министр образования России В.Ф. Филиппов подписал приказ за № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
Согласно этому документу, без социально-психолого-педагогического заключения не будет допускаться реализация отечественных и импортных игрушек (компьютерных и не только) на территории РФ. Проведение экспертизы будет осуществляться согласно «Временному порядку проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» на платной основе.
Непосредственно экспертизой будет заниматься специально созданное государственное учреждение Федеральный экспертный совет Минобразования РФ.
Для того чтобы игра или игрушка прошла экспертизу, изготовитель должен представить экспертам: заявление; техническое описание игрушки; ее образец (макет, модель) в двух экземплярах с упаковкой и этикеткой, где указывается возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения; фотографию игрушки; рекомендации по ее использованию; санитарно-эпидемиологическое заключение.
В состав экспертного совета войдут квалифицированные педагоги, психологи, медицинские работники, художники, дизайнеры, а также представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли, общественно-сти. Заключение экспертизы действительно в течение трех лет.

По материалам Интернет-сайтов:
www.algo.ru/docs/200009/03.asp
www.homepc.ru/news/2000/9/27/1222