КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев
М.: Школьная пресса, 2000
Недавно у меня состоялся разговор с
моим коллегой-психологом относительно одного из
учебников, вышедших в серии «Учебник XXI века».
«Почему же это — учебник XXI века? — удивлялся мой
собеседник. — Ведь все точно так же и о том же, как
и в десятке других!» Эти слова ни в коей мере
нельзя отнести к новой — второй части учебного
комплекса «Основы психологической
антропологии» (всего их будет три), созданной В.И.
Слободчиковым и Е.И. Исаевым. На обложке нет
горделивой надписи «Учебник XXI века». Но на самом
деле перед нами именно он.
Новизна учебника не только в содержании, но и в
форме преподнесения материала. Сделаны вставки в
основной текст (кстати, совсем не легкий для
прочтения) с необходимыми пояснениями —
толкованием новых терминов, биографическими
данными об исследователях. Каждая глава
завершается «методологической рефлексией»,
содержащей вопросы для обсуждения и размышления.
Сам подход авторов к психологии развития связан
с построением общей теории развития
субъективной реальности в онтогенезе. Согласно
этому подходу, взрослый составляет
онтологическое основание для развития ребенка.
Со-бытие, как совместное бытие ребенка и
взрослого, есть ситуация развития, в которой
зарождаются специфически человеческие
способности, «функциональные органы»
субъективности, позволяющие ребенку
впоследствии «встать в отношение» к своей
жизнедеятельности.
Со-бытие и есть то, что развивается, результатом
развития чего оказывается та или иная форма
субъективности. Сам ход развития состоит в
возникновении, преобразовании и смене одних форм
совместности, единства, со-бытия другими формами
— более сложными.
Движущую силу процесса развития субъективной
реальности составляют процессы
обособления-отождествления. Обособление
фиксирует процесс отделения ребенка от
взрослого, при котором происходит
преобразование связей в отношения, становление и
развитие органов субъективности, внутреннего
мира ребенка. В процессе отождествления
происходит порождение новых связей,
обеспечивающее новую форму единства ребенка и
взрослого и тем самым приобщение его к формам
культуры.
В книге можно найти основные подходы к пониманию
и объяснению закономерностей психического
развития, сложившиеся в зарубежной и
отечественной психологии. Также здесь раскрыто
содержание принципа развития в психологии и его
категориальный строй, описана антропологическая
модель субъективной реальности.
В учебнике предлагается авторская периодизация
возрастного развития. Это описание занимает
половину книги и представляется чрезвычайно
интересным не только для
исследователей-теоретиков, но и для практиков,
поскольку позволяет увидеть новые стратегии
оказания помощи детям на разных ступенях их
развития.
Книжка очень глубокая, а значит, непростая для
восприятия и усвоения. Но усилия, потраченные на
чтение, не будут напрасными. Есть прекрасная
возможность выйти на новый уровень рефлексии
собственной профессиональной деятельности.
Игорь ВАЧКОВ
|