Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

 

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев
М.: Школьная пресса, 2000

 

Недавно у меня состоялся разговор с моим коллегой-психологом относительно одного из учебников, вышедших в серии «Учебник XXI века». «Почему же это — учебник XXI века? — удивлялся мой собеседник. — Ведь все точно так же и о том же, как и в десятке других!» Эти слова ни в коей мере нельзя отнести к новой — второй части учебного комплекса «Основы психологической антропологии» (всего их будет три), созданной В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым. На обложке нет горделивой надписи «Учебник XXI века». Но на самом деле перед нами именно он.
Новизна учебника не только в содержании, но и в форме преподнесения материала. Сделаны вставки в основной текст (кстати, совсем не легкий для прочтения) с необходимыми пояснениями — толкованием новых терминов, биографическими данными об исследователях. Каждая глава завершается «методологической рефлексией», содержащей вопросы для обсуждения и размышления.
Сам подход авторов к психологии развития связан с построением общей теории развития субъективной реальности в онтогенезе. Согласно этому подходу, взрослый составляет онтологическое основание для развития ребенка. Со-бытие, как совместное бытие ребенка и взрослого, есть ситуация развития, в которой зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности, позволяющие ребенку впоследствии «встать в отношение» к своей жизнедеятельности.
Со-бытие и есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами — более сложными.
Движущую силу процесса развития субъективной реальности составляют процессы обособления-отождествления. Обособление фиксирует процесс отделения ребенка от взрослого, при котором происходит преобразование связей в отношения, становление и развитие органов субъективности, внутреннего мира ребенка. В процессе отождествления происходит порождение новых связей, обеспечивающее новую форму единства ребенка и взрослого и тем самым приобщение его к формам культуры.
В книге можно найти основные подходы к пониманию и объяснению закономерностей психического развития, сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии. Также здесь раскрыто содержание принципа развития в психологии и его категориальный строй, описана антропологическая модель субъективной реальности.
В учебнике предлагается авторская периодизация возрастного развития. Это описание занимает половину книги и представляется чрезвычайно интересным не только для исследователей-теоретиков, но и для практиков, поскольку позволяет увидеть новые стратегии оказания помощи детям на разных ступенях их развития.
Книжка очень глубокая, а значит, непростая для восприятия и усвоения. Но усилия, потраченные на чтение, не будут напрасными. Есть прекрасная возможность выйти на новый уровень рефлексии собственной профессиональной деятельности.

Игорь ВАЧКОВ