Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЗИГМУНД ФРЕЙДЗИГМУНД ФРЕЙД

 

 

П. Феррис
Минск: Попурри, 2001

 

Во всем мире изданы сотни научных, научно-популярных и художественных книг, посвященных Зигмунду Фрейду. Многие из них в последние годы стали доступны и в переводе на русский язык, так что, казалось бы, читатель должен уже сполна удовлетворить свой интерес к великому ве’нцу, его творческой биографии и научным идеям.
На этом фоне появление еще одной биографической работы, посвященной жизненному пути Фрейда, кажется весьма рискованным и малопродуктивным начинанием. После стольких глубоких и серьезных работ — к чему повторяться? А что нового можно сказать, когда, похоже, каждый мельчайший факт великой биографии давно изучен чуть ли не под микроскопом и подробно описан во множестве источников?..
На самом деле, новая книга, которую на первый взгляд можно заподозрить во вторичности и эпигонстве, представляет собой оригинальное научно-биографическое исследование, в котором биография великого ученого рассматривается в совершенно неожиданном ракурсе. Поэтому ее вряд ли стоит рекомендовать начинающим — автор, стремясь обосновать свой подход новыми (то есть недавно обнародованными или просто ранее не привлекавшими внимание) фактами, те факты, что давно известны, преподносит лаконично и как сами собой разумеющиеся, полагаясь на эрудицию читателя. Те, кому эрудиции недостает, рискуют просто не все понять в авторских рассуждениях.
Это не относится к профессиональным психологам, которые, хочется надеяться, знакомы с творческой биографией Фрейда хотя бы в общих чертах. Именно им и будет особенно интересна версия Пола Ферриса, привлекающая свежестью подхода, научной корректностью и просто здравомыслием.
В предисловии автор совершенно справедливо отмечает, что большинство работ о Фрейде носит характер восторженной апологии, то есть грешит односторонностью. Начиная с канонической биографии Э. Джонса, множество работ являют собой попытки воздвигнуть памятник Фрейду. А любая фигура, взгроможденная на пьедестал, предстает нереалистично парадной.
К этому можно добавить, что есть и работы противоположного толка. Авторы, которым Фрейд не очень любезен, порой представляют его фигуру в карикатурном стиле за гранью пошлости (как это сделано, например, в вульгарном комиксе «Фрейд для начинающих»).
В своей работе Пол Феррис стремится уйти от обеих крайностей, что уже само по себе оригинально — поклонение и хулу Фрейд претерпел в избытке, а вот трезвый взгляд — большая редкость. Феррис признается, что не принадлежит к стану фрейдистов, более того — никогда сам не проходил психоанализ. К фигуре Фрейда он пытается подойти с позиций непредвзятого наблюдателя и аналитика, готового признать несомненные заслуги и не замалчивать слабости.
Для этого он привлекает уникальные аргументы — например, откровения Сергея Панкееева, «Человека с волками». Почти сто лет его пример трактовался фрейдистами как убедительное подтверждение идей отца-основателя. А сам Панкеев, похоже, придерживался иного взгляда. Дожив до глубокой старости, он на склоне лет дал несколько откровенных интервью, которые, однако, позволил опубликовать лишь после своей смерти. Умер он в 1980 году. Из этих интервью становится ясно, что...
Вам уже интересно? Тогда обязательно прочтите книгу Пола Ферриса. Из нее вы узнаете много такого, о чем даже летописец Джонс не знал, а если б и знал, то не решился бы рассказать.

Сергей СТЕПАНОВ