КНИЖНЫЙ ШКАФ
ЗИГМУНД ФРЕЙД
П. Феррис
Минск: Попурри, 2001
Во всем мире изданы сотни научных,
научно-популярных и художественных книг,
посвященных Зигмунду Фрейду. Многие из них в
последние годы стали доступны и в переводе на
русский язык, так что, казалось бы, читатель
должен уже сполна удовлетворить свой интерес к
великому ве’нцу, его творческой биографии и
научным идеям.
На этом фоне появление еще одной биографической
работы, посвященной жизненному пути Фрейда,
кажется весьма рискованным и малопродуктивным
начинанием. После стольких глубоких и серьезных
работ — к чему повторяться? А что нового можно
сказать, когда, похоже, каждый мельчайший факт
великой биографии давно изучен чуть ли не под
микроскопом и подробно описан во множестве
источников?..
На самом деле, новая книга, которую на первый
взгляд можно заподозрить во вторичности и
эпигонстве, представляет собой оригинальное
научно-биографическое исследование, в котором
биография великого ученого рассматривается в
совершенно неожиданном ракурсе. Поэтому ее вряд
ли стоит рекомендовать начинающим — автор,
стремясь обосновать свой подход новыми (то есть
недавно обнародованными или просто ранее не
привлекавшими внимание) фактами, те факты, что
давно известны, преподносит лаконично и как сами
собой разумеющиеся, полагаясь на эрудицию
читателя. Те, кому эрудиции недостает, рискуют
просто не все понять в авторских рассуждениях.
Это не относится к профессиональным психологам,
которые, хочется надеяться, знакомы с творческой
биографией Фрейда хотя бы в общих чертах. Именно
им и будет особенно интересна версия Пола
Ферриса, привлекающая свежестью подхода, научной
корректностью и просто здравомыслием.
В предисловии автор совершенно справедливо
отмечает, что большинство работ о Фрейде носит
характер восторженной апологии, то есть грешит
односторонностью. Начиная с канонической
биографии Э. Джонса, множество работ являют собой
попытки воздвигнуть памятник Фрейду. А любая
фигура, взгроможденная на пьедестал, предстает
нереалистично парадной.
К этому можно добавить, что есть и работы
противоположного толка. Авторы, которым Фрейд не
очень любезен, порой представляют его фигуру в
карикатурном стиле за гранью пошлости (как это
сделано, например, в вульгарном комиксе «Фрейд
для начинающих»).
В своей работе Пол Феррис стремится уйти от обеих
крайностей, что уже само по себе оригинально —
поклонение и хулу Фрейд претерпел в избытке, а
вот трезвый взгляд — большая редкость. Феррис
признается, что не принадлежит к стану
фрейдистов, более того — никогда сам не проходил
психоанализ. К фигуре Фрейда он пытается подойти
с позиций непредвзятого наблюдателя и аналитика,
готового признать несомненные заслуги и не
замалчивать слабости.
Для этого он привлекает уникальные аргументы —
например, откровения Сергея Панкееева, «Человека
с волками». Почти сто лет его пример трактовался
фрейдистами как убедительное подтверждение идей
отца-основателя. А сам Панкеев, похоже,
придерживался иного взгляда. Дожив до глубокой
старости, он на склоне лет дал несколько
откровенных интервью, которые, однако, позволил
опубликовать лишь после своей смерти. Умер он в
1980 году. Из этих интервью становится ясно, что...
Вам уже интересно? Тогда обязательно прочтите
книгу Пола Ферриса. Из нее вы узнаете много
такого, о чем даже летописец Джонс не знал, а если
б и знал, то не решился бы рассказать.
Сергей СТЕПАНОВ
|