ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ
Продолжаем цикл статей Ольги ХУХЛАЕВОЙ,
посвященный психологическому здоровью младших
школьников.
Внутриличностные конфликты по-разному
проявляются внешне в зависимости от стиля
поведения ребенка в конфликте.
А. Бодалев и В. Столин выделяют два основных
деструктивных стиля поведения в конфликте:
ассимилятивный и аккомодативный.
При ассимилятивном стиле поведения ребенок
стремится приспособиться к внешним
обстоятельствам в ущерб своим желаниям и
возможностям. Неконструктивность его поведения
проявляется в ригидности, в результате чего
ребенок пытается полностью соответствовать
желаниям окружающих.
При аккомодативном поведении ребенок, наоборот,
активно использует наступательную позицию,
стремится подчинить окружение своим
потребностям. Неконструктивность такой позиции
заключается в негибкости поведения, в
преобладании экстернального локуса контроля,
недостаточной критичности.
От чего зависит выбор ребенка? По мнению Л.
Крейслера, «пара «активность—пассивность»
появляется на сцене уже в первый период жизни»,
то есть уже младенцы проявляют либо активное,
либо пассивное поведение.
Можно предположить, что склонность ребенка к
активным или пассивным способам поведения во
многом определяется особенностями его
темперамента, закрепляемыми, естественно,
условиями развития.
Конечно, ребенок может в разных ситуациях
использовать и тот, и другой стиль. Поэтому можно
говорить лишь о преобладающем стиле поведения
для конкретного ребенка. Но условное отнесение
поведения в конфликте к ассимилятивному или
аккомодативному удобно, поскольку дает
возможность выйти на поведенческие проявления
внутреннего конфликта.
Кроме того, беря за основу стиль поведения в
конфликте, можно составить классификацию
нарушений психологического здоровья старших
дошкольников и младших школьников.
Рассмотрим каждое из нарушений психологического
здоровья подробно.
ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Если следствием резонанса проблем
развития в младенчестве и актуальной
тревожности родителей является закрепление у
ребенка страха перед окружающим миром, то при
наличии активной позиции (преобладании
ассимиляции), в поведении ребенка отчетливо
проявится защитная агрессивность.
Прежде всего стоит отметить, что агрессия
традиционно рассматривается как состояние,
поведение или черта личности. Агрессивное
поведение присуще всем людям и является
необходимым условием жизнедеятельности.
В некоторые возрастные периоды — раннем и
подростковом возрасте — агрессивные действия
считаются не только нормальными, но и в
определенной степени необходимыми для
становления самостоятельности, автономности.
Полное отсутствие агрессивности в эти периоды
может быть следствием тех или иных нарушений
развития, например вытеснения агрессивности или
формирования реактивных образований.
Агрессивность, необходимую для развития ребенка,
принято называть нормативной.
Ненормативная агрессивность, то есть склонность
к частому проявлению агрессивного поведения, как
черта личности формируется по разным причинам.
Защитной назовем агрессивность, основной
причиной которой является нарушение развития в
младенческом возрасте, закрепленное актуальной
семейной ситуацией. Основная функция агрессии в
этом случае — защита от внешнего мира, который
представляется ребенку небезопасным. Поэтому у
таких детей в той или иной форме присутствует
страх смерти, который они, как правило, отрицают.
Приведем поведенческие проявления защитной
агрессивности ребенка:
— часто конфликтует, дерется;
— громко говорит;
— на занятиях и уроках выкрикивает;
— может проявлять обостренную тенденцию к
лидерству.
Защитную агрессивность следует
отличать от агрессивности, вызванной
гиперактивностью. В последнем случае у ребенка
также бывает нарушено внимание, он постоянно
отвлекается.
СТРАХИ
Если же у ребенка преобладают
пассивные формы реагирования на окружающую
действительность (аккомодативное поведение в
конфликте), то у него возникают различные страхи.
Маскировочную функцию детских страхов подробно
описывает Р. Мэй. Он полагает, что иррациональный
и непредсказуемый характер детских страхов
можно объяснить, если допустить, что многие из
так называемых страхов представляют собой
скрытую тревогу.
Становится понятным, почему снятие одного страха
может привести к появлению другого: устранение
объекта не ведет за собой устранения причины
тревоги.
Как мы уже говорили, усугублению ситуации
содействует наличие у самих родителей
повышенного уровня тревоги и страхов. Более
всего подвержены влиянию родительских страхов
дети, находящиеся с ними в симбиотических
отношениях (в полной эмоциональной слитности). В
этом случае ребенок играет роль «эмоционального
костыля матери», то есть помогает ей
компенсировать ее собственные внутренние
конфликты. Симбиотические отношения, как
правило, достаточно устойчивы и могут
сохраняться, когда ребенок вырастет.
Приведем характеристику детей со страхами:
— заявляют о большом количестве
источников страха;
— многие страхи имеют постоянный характер;
— реакции страха несоразмерны ситуациям, в
которых они возникают;
— у ребенка отсутствует возможность для
преодоления и ослабления страха;
— страх наносит ущерб качеству жизни.
ДЕСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Если у ребенка в раннем возрасте
отсутствует автономность, способность к
самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в
активном варианте у него появляется
деструктивная агрессивность.
Как известно, в раннем возрасте агрессивные
действия являются для ребенка не просто
нормальной, но особенно важной формой
активности, являющейся предпосылкой его
последующей успешной социализации.
Агрессивные действия ребенка — это сообщение о
своих потребностях, заявление о себе,
установление своего места в мире. Однако
сложность состоит в том, что первые агрессивные
действия направляются на мать и близких людей,
которые нередко из самых лучших побуждений не
допускают их проявления. И если ребенок
столкнется с неодобрением проявлений своего
гнева, он будет делать все, чтобы избежать
проявления гнева открыто. В этом случае
невыраженная эмоция, как пишет В. Оклендер,
остается внутри ребенка, мешая здоровому росту.
Ребенок привыкает жить, систематически подавляя
свои эмоции. При этом его собственное «Я» может
стать настолько слабым и диффузным, что ему будет
требоваться постоянное подтверждение
собственного существования.
Однако дети с активным стилем поведения находят
способы проявления агрессии — косвенные — с тем,
чтобы все-таки заявить о своей силе и
индивидуальности. Это могут быть насмешки над
окружающими, побуждение к агрессивным действиям
других, воровство или внезапные вспышки ярости
на фоне общего хорошего поведения. Основная
функция агрессии здесь — это стремление заявить
о своих желаниях, потребностях, выйти из-под
опеки социального окружения. А основная форма —
разрушение, что позволяет назвать такую
агрессивность деструктивной.
Поведенческие признаки детей с деструктивной
агрессивностью:
— испытывают стремление к
употреблению слов анальной проблематики
(«туалетных»);
— присутствует стремление ломать (рвать, резать);
— склонны к проявлению косвенной агрессии
(например, ябедничают или действуют исподтишка);
— проявляют радость при разрушении чего-либо
(например, при виде бьющейся посуды);
— в общепринятом смысле почти неагрессивны
(редко дерутся);
— в ситуациях проверки знаний проявляют
неуверенность, сверхконтроль.
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ
Если у ребенка отсутствует
автономность, способность к самостоятельным
выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном
варианте у него возникают различные социальные
страхи: он боится не соответствовать
общепринятым нормам, образцам поведения,
становится неуверенным.
И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения
в конфликте не имеют возможности проявить
чувство гнева. Чтобы защититься от него, они
отрицают даже наличие у себя этого чувства. Но
таким образом они как бы отрицают часть самих
себя. Дети становятся робкими, осторожными,
угождают окружающим, чтобы услышать слова
поощрения. Более того, у малышей пропадает
способность различать истинные мотивы своего
поведения. В некоторых случаях исчезает сама
возможность хотеть чего-либо, действовать по
собственному желанию.
Поведенческие признаки детей с социальными
страхами:
— стремятся соответствовать
установленным нормам, образцам поведения, готовы
жертвовать своими интересами;
— очень стремятся к поощрениям;
— при выполнении учебных заданий часто задают
вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это
— правильно?»;
— творческие или незнакомые задания выполняют
хуже, чем задания по образцу или хорошо знакомые;
— присутствует страх ошибок (в частности, сильно
беспокоятся на контрольных);
— не способны к агрессивным действиям;
— могут появляться расстройства речи (запинки);
— имеют развитое чувство долга, ответственности;
— обладают высокой эмоциональной
чувствительностью;
— все эмоции переживают внутри;
— остро реагируют на неуспех;
— имеют склонность к психосоматическому
реагированию (заболевают в эмоционально
напряженных ситуациях);
— на уроках в значимых ситуациях могут
действовать хаотично, испытывать трудности в
планировании своих действий (слабая ориентация в
реальной ситуации).
ДЕМОНСТРАТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Как мы уже говорили, в дошкольном
возрасте для благополучного развития ребенка
особенно важны стабильные внутрисемейные
отношения. Конфликты супругов, развод или уход из
жизни одного из родителей могут привести к
депривации потребностей в безопасности, в любви
и принятии.
Дети с активным стилем реагирования могут
использовать различные способы получения
негативного внимания. Иногда для этого они
прибегают к агрессивным действиям. Но цель их, в
отличие от уже описанных нами вариантов, — не
защита от окружающего мира и не причинение вреда
кому-то, а привлечение внимания к себе. Поэтому
такую агрессивность можно назвать
демонстративной.
Иногда дети привлекают к себе внимание и без
агрессивности. Это может быть стремление нарядно
одеться, ответить первым у доски или даже
использовать такие социально неодобряемые
действия, как воровство и лживость.
Поведенческие признаки детей с демонстративной
агрессивностью:
— стараются привлечь к себе внимание
социально неодобряемыми способами;
— проявляют преимущественно вербальную
агрессию;
— могут прибегать к лживости или воровству;
— проявляют большое внимание к своей одежде,
внешнему виду (девочки).
ЗАМКНУТОСТЬ
В этой же ситуации дети с пассивным
стилем поведения в конфликте действуют
противоположным способом. Они замыкаются в себе,
отказываются говорить со взрослыми о своих
проблемах.
При внимательном наблюдении за ними можно
заметить существенные изменения в их поведении.
Родители обращаются за помощью к психологу
только в том случае, если у ребенка возникает уже
те или иные невротические или психосоматические
проявления или ухудшается успеваемость в школе.
Поведенческие признаки замкнутых детей:
— на занятиях или уроках мечтают о
чем-то, часто не слышат вопросов взрослых;
— снижено внимание;
— в поведении отсутствует спонтанность, живость;
— невелико количество контактов со
сверстниками.
Ольга ХУХЛАЕВА,
кандидат психологических наук
Продолжение в №46
Спонсор публикации статьи: группа компаний «Современные технологии» - продажа термопринтеров этикеток. Компания предлагаем Вам современные ручные аппликаторы этикеток японского производства, обладающие высокой надежностью и прекрасными эргономическими качествами.