Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2001

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

КОМУ НА СЕЛЕ ЖИТЬ ХОРОШО

Виктор Вильгельмович АЛЬТЕРГОТ

 

 

 

Лучше всего о том, что происходит в районе, знает его хозяин — глава администрации Кинель-Черкасского района Виктор Вильгельмович АЛЬТЕРГОТ. Он и рассказал мне, как повлияла на жизнь района целенаправленная работа педагогов и психологов по формированию активной гражданской позиции у детей и взрослых.

 

Несколько лет назад была разработана и вынесена на широкое обсуждение программа «Воспитание гражданского самосознания населения района». Причем произошло это тогда, когда о воспитании стеснялись говорить вообще. Тогда слова «любовь к родине», «патриотизм» считались чуть ли не неприличными.
В реализации этой программы задействована не только школа. Здесь важно сотрудничество учреждений образования, власти и населения. Это и дает положительный эффект. Если бы школа попыталась сделать что-то сама — результаты были бы минимальные.
Нас даже сейчас пытаются упрекнуть в том, что мы вкладываем много денег в гражданское и военно-патриотическое воспитание. Когда заходит об этом речь, то я всегда говорю, что именно в эту сферу и нужно вкладывать как можно больше денег. В итоге это дает возможность влиять на социальную стабильность в районе. Деньги, направленные на «затыкание дыр» или на решение каких-то сиюминутных задач, просто уйдут в никуда. Всегда лучше предотвратить пожар, чем потом его тушить.
В ноябре у нас во второй раз будет проходить всероссийский слет юных журналистов «Глубинка», который мы финансируем. В прошлом году на первый слет к нам приезжали дети со всей России — от Бурятии до Мурманска. И мы полностью обеспечили компьютерами 170 юных журналистов, создав своеобразный пресс-центр. Ребята имели возможность полноценно работать: в течение дня собирали материал, а вечером издавали газеты.
Участие школьников в проекте «Гражданин» дает им возможность общаться с интересными людьми. К нам приезжают гости не только из Самары и Москвы, но и из Канады и США. Ребята расширяют свое представление о мире, устанавливают новые контакты.
Например, учащиеся Сарбайской школы поставили перед собой задачу — открыть сельский клуб. Для этого нужно было собрать серьезную документацию, пройти огромное количество инстанций. Были они и у меня неоднократно. В результате мы включили постройку клуба в бюджет 2001 года и обязательно реализуем проект в этом году.
Другой пример — строительство новой дороги к селу Муханово. Дети провели анализ дорожно-транспортных происшествий на перекрестке и пришли к выводу, что нужна объездная дорога. И ее строительство уже начинается.
Так у нас вырастают люди, которые знают, как решить ту или иную задачу. Пройти все инстанции и довести дело до конца может только человек, обладающий сильным характером. Воспитание качеств лидера происходит именно при разработке и реализации таких проектов. Большинство наших выпускников, поступив в разные вузы Самары (в госуниверситет, в аэрокосмический университет), становятся старостами групп. Они уже лидеры, у них есть собственная жизненная позиция!
Конечно, таких детей все принимают всерьез. У нас в районе создан совет учащейся молодежи. Раз в квартал мы собираемся в моем кабинете и обсуждаем проблемы села и молодежи.
Нужно ли нам такое общение? Безусловно! Я получаю возможность увидеть проблемы «изнутри», узнаю многое из того, чего не услышишь от взрослых.
Ученики школы № 2 в рамках проекта «Гражданин» провели благоустройство территории школы. Они нашли спонсоров (среди которых и дорожно-ремонтный участок), заасфальтировали дорожки, поставили контейнеры для мусора. Но жители ближайших домов продолжали сваливать мусор под забором школы. Тогда ребята обошли все дома и обратились к жителям с призывом: «Взрослые, неужели вы не уважаете наш труд?!» Каждый учащийся получил письменное обращение: «Следи за чистотой территории школы!» Эффект был колоссальный.
Работа детей оказывает влияние и на взрослых. Какую гордость испытывали все жители села, когда ребята из школы № 3 заняли первое место по проекту «Гражданин» и были приглашены в Москву! Они посетили Государственную Думу, общались с депутатами и важными чиновниками.
В этом году ребята из Кинель-Черкасска представляли в «Орленке» свой проект «Какой должна быть современная армия?» Дети ясно ответили на вопрос, в какой армии они хотели бы служить.
При проведении социологического опроса 51% наших родителей на вопрос, на что бы они потратили деньги, если бы у них появилась лишняя сумма, ответили, что готовы вкладывать деньги в образование детей.
В целом, действующая в районе программа патриотического воспитания, формирования гражданского самосознания направлена на то, чтобы вырастить деятельного человека, не ждущего помощи, а ищущего выход. Причем в любой области. Нам удалось сделать самое главное — переломить психологический настрой на селе, изменить иждивенческую позицию, убедить людей, что в нынешних условиях можно работать рентабельно, своевременно выплачивать заработную плату и платить налоги.
Если раньше на традиционных встречах с населением звучало: «Когда нам дадут зарплату?» или «Дайте нам денег!», то сейчас ставятся другие вопросы — о перспективах, о будущем. Многие говорят: «Подскажите, как привлечь ученых для разработки бизнес-планов!» или «Где нам лучше взять кредит?»
Оказалось, что жить в новых экономических условиях можно лучше, чем в старых, поскольку нет диктата, есть свобода действий и выбора. У нас в районе на 52 тыс. населения приходится 27, 5 тыс. легковых автомашин — одна машина на два человека. такого нет даже в столице!

Записала Ольга РЕШЕТНИКОВА