ИЗ ПЕРВЫХ РУК
КОМУ НА СЕЛЕ ЖИТЬ ХОРОШО
Лучше всего о том, что происходит в
районе, знает его хозяин — глава администрации
Кинель-Черкасского района Виктор Вильгельмович
АЛЬТЕРГОТ. Он и рассказал мне, как повлияла на
жизнь района целенаправленная работа педагогов
и психологов по формированию активной
гражданской позиции у детей и взрослых.
Несколько лет назад была разработана и
вынесена на широкое обсуждение программа
«Воспитание гражданского самосознания
населения района». Причем произошло это тогда,
когда о воспитании стеснялись говорить вообще.
Тогда слова «любовь к родине», «патриотизм»
считались чуть ли не неприличными.
В реализации этой программы задействована не
только школа. Здесь важно сотрудничество
учреждений образования, власти и населения. Это и
дает положительный эффект. Если бы школа
попыталась сделать что-то сама — результаты были
бы минимальные.
Нас даже сейчас пытаются упрекнуть в том, что мы
вкладываем много денег в гражданское и
военно-патриотическое воспитание. Когда заходит
об этом речь, то я всегда говорю, что именно в эту
сферу и нужно вкладывать как можно больше денег.
В итоге это дает возможность влиять на
социальную стабильность в районе. Деньги,
направленные на «затыкание дыр» или на решение
каких-то сиюминутных задач, просто уйдут в
никуда. Всегда лучше предотвратить пожар, чем
потом его тушить.
В ноябре у нас во второй раз будет проходить
всероссийский слет юных журналистов «Глубинка»,
который мы финансируем. В прошлом году на первый
слет к нам приезжали дети со всей России — от
Бурятии до Мурманска. И мы полностью обеспечили
компьютерами 170 юных журналистов, создав
своеобразный пресс-центр. Ребята имели
возможность полноценно работать: в течение дня
собирали материал, а вечером издавали газеты.
Участие школьников в проекте «Гражданин» дает им
возможность общаться с интересными людьми. К нам
приезжают гости не только из Самары и Москвы, но и
из Канады и США. Ребята расширяют свое
представление о мире, устанавливают новые
контакты.
Например, учащиеся Сарбайской школы поставили
перед собой задачу — открыть сельский клуб. Для
этого нужно было собрать серьезную документацию,
пройти огромное количество инстанций. Были они и
у меня неоднократно. В результате мы включили
постройку клуба в бюджет 2001 года и обязательно
реализуем проект в этом году.
Другой пример — строительство новой дороги к
селу Муханово. Дети провели анализ
дорожно-транспортных происшествий на
перекрестке и пришли к выводу, что нужна
объездная дорога. И ее строительство уже
начинается.
Так у нас вырастают люди, которые знают, как
решить ту или иную задачу. Пройти все инстанции и
довести дело до конца может только человек,
обладающий сильным характером. Воспитание
качеств лидера происходит именно при разработке
и реализации таких проектов. Большинство наших
выпускников, поступив в разные вузы Самары (в
госуниверситет, в аэрокосмический университет),
становятся старостами групп. Они уже лидеры, у
них есть собственная жизненная позиция!
Конечно, таких детей все принимают всерьез. У нас
в районе создан совет учащейся молодежи. Раз в
квартал мы собираемся в моем кабинете и
обсуждаем проблемы села и молодежи.
Нужно ли нам такое общение? Безусловно! Я получаю
возможность увидеть проблемы «изнутри», узнаю
многое из того, чего не услышишь от взрослых.
Ученики школы № 2 в рамках проекта «Гражданин»
провели благоустройство территории школы. Они
нашли спонсоров (среди которых и
дорожно-ремонтный участок), заасфальтировали
дорожки, поставили контейнеры для мусора. Но
жители ближайших домов продолжали сваливать
мусор под забором школы. Тогда ребята обошли все
дома и обратились к жителям с призывом:
«Взрослые, неужели вы не уважаете наш труд?!»
Каждый учащийся получил письменное обращение:
«Следи за чистотой территории школы!» Эффект был
колоссальный.
Работа детей оказывает влияние и на взрослых.
Какую гордость испытывали все жители села, когда
ребята из школы № 3 заняли первое место по
проекту «Гражданин» и были приглашены в Москву!
Они посетили Государственную Думу, общались с
депутатами и важными чиновниками.
В этом году ребята из Кинель-Черкасска
представляли в «Орленке» свой проект «Какой
должна быть современная армия?» Дети ясно
ответили на вопрос, в какой армии они хотели бы
служить.
При проведении социологического опроса 51% наших
родителей на вопрос, на что бы они потратили
деньги, если бы у них появилась лишняя сумма,
ответили, что готовы вкладывать деньги в
образование детей.
В целом, действующая в районе программа
патриотического воспитания, формирования
гражданского самосознания направлена на то,
чтобы вырастить деятельного человека, не ждущего
помощи, а ищущего выход. Причем в любой области.
Нам удалось сделать самое главное — переломить
психологический настрой на селе, изменить
иждивенческую позицию, убедить людей, что в
нынешних условиях можно работать рентабельно,
своевременно выплачивать заработную плату и
платить налоги.
Если раньше на традиционных встречах с
населением звучало: «Когда нам дадут зарплату?»
или «Дайте нам денег!», то сейчас ставятся другие
вопросы — о перспективах, о будущем. Многие
говорят: «Подскажите, как привлечь ученых для
разработки бизнес-планов!» или «Где нам лучше
взять кредит?»
Оказалось, что жить в новых экономических
условиях можно лучше, чем в старых, поскольку нет
диктата, есть свобода действий и выбора. У нас в
районе на 52 тыс. населения приходится 27, 5 тыс.
легковых автомашин — одна машина на два
человека. такого нет даже в столице!
Записала Ольга РЕШЕТНИКОВА
|