Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

 

 

Н.И. Непомнящая
М.: ВЛАДОС, 2001

 

Автор книги Н.И. Непомнящая разработала систему диагностики психического развития ребенка, имеющую три уровня. Первый уровень включает диагностику базовых оснований личности, второй — диагностику умственного развития, третий — диагностику учебной деятельности. Методы диагностики, соответствующие второму и третьему уровням, представлены в предыдущих работах этого исследователя. В данной книге рассматривается все, что связано с базовыми основаниями, определяющими конкретные психологические свойства.
Анализируя существующие в психологической науке направления изучения личности, автор формулирует положения своего подхода, который называет личностным. Согласно этому подходу, личность не выводится из чего-то другого — деятельности, коллектива, а является «первейшим основанием наук и практик, относящихся к человеку».
Центральным базовым образованием личности является ценностность, под которой понимается нечто, что является для данного человека главным в жизни.
Реализация личностного подхода потребовала от автора создания оригинальной диагностической системы.
Модель целостного изучения личности предполагает переход от знаний конкретных ее свойств к пониманию глубинных механизмов ее жизни. Автором выделены фундаментальные психологические образования — так называемые базовые основания личности, которые определяют успешность человека во всех сферах его деятельности.
Данный подход был реализован Н.И. Не-помнящей на практике при изучении 20 тысяч человек разного возраста.
Полученные результаты представляют немалый интерес. Например, по мнению автора, большинство людей достигают лишь низких и средних уровней развития базовых оснований личности. Это является причиной многих трудностей в их профессиональной и учебной деятельности, приводит к возникновению неврозов и других нарушений.
В то же время в условиях направленного формирования личности достижение высоких уровней развития ее базовых оснований доступно для большинства людей. Даже если не принимать во внимание теоретическую позицию автора, сам факт зависимости личностных достижений от особенностей социализации заставляет задуматься о той ответственности, которую берут на себя взрослые по отношению к детям.
В книге обсуждаются серьезные психологические вопросы, но ее чтение не вызывает значительных затруднений. Она написана хорошим литературным языком, изобилует примерами из практики и даже из художественной литературы.
Удачное сочетание теоретических положений и практических рекомендаций делает ее полезной для широкого круга психологов — теоретиков и практиков, работающих в самых разных областях, а также для студентов.
Хочется надеяться, что знакомство с работой Непомнящей не только поможет психологам в их непростом и не всегда заметном труде, но и будет способствовать их профессиональному росту.

Марина СТЕПАНОВА