Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

В.М. Минияров
М.: МПСИ;
Воронеж: НПО «Модэк», 2000

 

Никогда бы не подумала, что чтение учебно-методического пособия может вызвать такую бурю чувств. Поначалу это было жуткое раздражение от понимания того, что я ничего не понимаю. Потом оно сменилось непреодолимым желанием бросить это гиблое дело и не мучить себя дальше. Затем навалилась апатия. Но закончилось все «хэппи эндом» — благополучным возвращением самооценки на свое место. Правда, для этого пришлось предложить несколько выдержек из текста коллеге, имеющей, помимо большого опыта преподавательской и консультативной работы, кандидатскую степень и хорошую литературную подготовку. Ура! Оказалось, что с головой у меня все в порядке.
Дабы не быть голословной, обращусь к содержанию книги.
Первая глава — «Стили семейного воспитания и социально-психологический тип» — это изложение весьма спорной, на мой взгляд, теории автора, согласно которой социально-психологический тип личности полностью определяется типом семейного воспитания, который, в свою очередь, обусловлен характерологическими особенностями родителей и их стремлением решать свои личные проблемы за счет детей.
Вторая глава «Диагностика социально-психологического типа личности» наиболее конструктивна и полезна, так как содержит описание целого ряда весьма ценных методик (заметим в скобках, что раздел, касающийся собственно диагностики семейных отношений, заимствован из работы Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»).
Третья глава посвящена «психолого-педагогической коррекции взаимоотношений родителей, педагога с учащимися различного социально-психологического типа личности». В ней автор объясняет, как должны вести себя родители и учителя по отношению к ребенку. Однако от этих указаний хочется ненавидеть детей еще до встречи с ними.
Название книги совершенно неадекватно ее содержанию. Из 250 страниц проблеме семейного воспитания в разных ее аспектах посвящена от силы половина, и 60 из них — заимствование из книги Р.В. Овчаровой (упомянутой в тексте, но «забытой» в библиографии). Остальной объем — это изложение авторской теории социально-психологической типологии личности, на мой взгляд не имеющей прямого отношения к психологии семейного воспитания.
Г-н Минияров скромно замечает, что он первым создал «целостное представление о путях коррекционной работы» с проблемными детьми. И вроде бы читал он (судя по списку литературы) и Выготского, и Давыдова, и Занкова, и Лебединского с Никольской, и Эйдемиллера с Юстицким, даже Сатир, Фромма, Роджерса и Юнга (в оригинале!), но как-то странно их понял, по крайней мере, оценить их вклад в решение поставленной проблемы ему не удалось.
Складывается впечатление, что книга вышла с опозданием как минимум лет на десять-пятнадцать. Она «пахнет» замшелым духом совковой педагогики (не советской, а именно совковой!). Есть единственно правильный тип личности — гармоничный. Это идеал, а вернее, шаблон, под который педагог должен стремиться подогнать своих учеников.
И наконец, язык и стиль автора совершенно неудобоваримы.
Я прониклась глубоким состраданием к тем несчастным студентам, которые обречены постигать сей труд «в качестве учебно-методического пособия к изучению раздела «Психология воспитания» в курсе «Педагогическая психология».

Ольга ДИАНОВА