КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
В.М. Минияров
М.: МПСИ;
Воронеж: НПО «Модэк», 2000
Никогда бы не подумала, что чтение
учебно-методического пособия может вызвать
такую бурю чувств. Поначалу это было жуткое
раздражение от понимания того, что я ничего не
понимаю. Потом оно сменилось непреодолимым
желанием бросить это гиблое дело и не мучить себя
дальше. Затем навалилась апатия. Но закончилось
все «хэппи эндом» — благополучным возвращением
самооценки на свое место. Правда, для этого
пришлось предложить несколько выдержек из
текста коллеге, имеющей, помимо большого опыта
преподавательской и консультативной работы,
кандидатскую степень и хорошую литературную
подготовку. Ура! Оказалось, что с головой у меня
все в порядке.
Дабы не быть голословной, обращусь к содержанию
книги.
Первая глава — «Стили семейного воспитания и
социально-психологический тип» — это изложение
весьма спорной, на мой взгляд, теории автора,
согласно которой социально-психологический тип
личности полностью определяется типом семейного
воспитания, который, в свою очередь, обусловлен
характерологическими особенностями родителей и
их стремлением решать свои личные проблемы за
счет детей.
Вторая глава «Диагностика
социально-психологического типа личности»
наиболее конструктивна и полезна, так как
содержит описание целого ряда весьма ценных
методик (заметим в скобках, что раздел,
касающийся собственно диагностики семейных
отношений, заимствован из работы Р.В. Овчаровой
«Справочная книга школьного психолога»).
Третья глава посвящена
«психолого-педагогической коррекции
взаимоотношений родителей, педагога с учащимися
различного социально-психологического типа
личности». В ней автор объясняет, как должны
вести себя родители и учителя по отношению к
ребенку. Однако от этих указаний хочется
ненавидеть детей еще до встречи с ними.
Название книги совершенно неадекватно ее
содержанию. Из 250 страниц проблеме семейного
воспитания в разных ее аспектах посвящена от
силы половина, и 60 из них — заимствование из
книги Р.В. Овчаровой (упомянутой в тексте, но
«забытой» в библиографии). Остальной объем — это
изложение авторской теории
социально-психологической типологии личности,
на мой взгляд не имеющей прямого отношения к
психологии семейного воспитания.
Г-н Минияров скромно замечает, что он первым
создал «целостное представление о путях
коррекционной работы» с проблемными детьми. И
вроде бы читал он (судя по списку литературы) и
Выготского, и Давыдова, и Занкова, и Лебединского
с Никольской, и Эйдемиллера с Юстицким, даже
Сатир, Фромма, Роджерса и Юнга (в оригинале!), но
как-то странно их понял, по крайней мере, оценить
их вклад в решение поставленной проблемы ему не
удалось.
Складывается впечатление, что книга вышла с
опозданием как минимум лет на десять-пятнадцать.
Она «пахнет» замшелым духом совковой педагогики
(не советской, а именно совковой!). Есть
единственно правильный тип личности —
гармоничный. Это идеал, а вернее, шаблон, под
который педагог должен стремиться подогнать
своих учеников.
И наконец, язык и стиль автора совершенно
неудобоваримы.
Я прониклась глубоким состраданием к тем
несчастным студентам, которые обречены
постигать сей труд «в качестве
учебно-методического пособия к изучению раздела
«Психология воспитания» в курсе «Педагогическая
психология».
Ольга ДИАНОВА
|