Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТРОПИНКА К СВОЕМУ ЯТРОПИНКА К СВОЕМУ Я

 

 

О.В. Хухлаева
М.: Генезис, 2001

 

Книгу О.В. Хухлаевой можно рассматривать как готовый инструмент для проведения уроков психологии в начальной школе. Этого, в общем-то, было бы достаточно, чтобы рекомендовать ее читателям «Школьного психолога», активно ищущим конкретные практические технологии и рекомендации.
В первой части книги дается достаточно подробный анализ проблемы психологического здоровья. При этом автор опирается на подход И.В. Дубровиной, которая считает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, то есть во все возрастные периоды его общего развития.
Правда, О.В. Хухлаева приводит в качестве портрета психологически здорового человека самоактуализирующуюся личность с теми качествами, которые выделял в ней А. Маслоу. На этот счет у меня есть некоторые сомнения: и Маслоу, и Роджерс говорили при этом о психическом здоровье, а отнюдь не о психологическом. Да и многие характеристики «самоактуализатора» вступают в серьезное противоречие с представлениями о психологическом здоровье, предполагающем не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо общества.
О.В. Хухлаева выделяет три уровня психологического здоровья детей (сверху вниз): креативный, адаптивный и ассимилятивно-аккомодативный, а также раскрывает факторы риска нарушения психологического здоровья на разных этапах возрастного развития детей.
Язык изложения материала живой и понятный, что выгодно отличает это издание от сухих научных трудов. Вообще, первая часть книги будет очень полезна и интересна психологам, желающим разобраться в популярном ныне понятии «психологическое здоровье».
Практическая (сценарная) часть предваряется четким и ясным разбором модели групповой работы с младшими школьниками, направлений, реализуемых в этой работе, этапов и методических средств (все-таки сразу видно, когда программу предлагает ученый-исследователь, умеющий быть практиком, а не чистый практик, затрудняющийся в обобщениях и систематизации).
Сами сценарии занятий написаны ясно, четко, понятно. Даны необходимые комментарии. Среди игр, упражнений и техник встречаются хорошо известные. Но при этом немало ярких и интересных авторских находок.
Почти на каждом занятии используются сказки. О.В. Хухлаева включает в текст и свои собственные, и написанные студентами. Откровенно говоря, далеко не все они отличаются художественным вкусом. Меня лично огорчает их непробиваемая однотипность: уже как-то примелькались все эти Муравьишки, Ежики, Крокодильчики, попадающие в ситуации, якобы характерные для младших школьников. Думается, что навязчивая дидактичность и явная психокоррекционная нацеленность большинства сказок может просто-напросто отпугнуть детей. Есть, конечно, и очень хорошие сказки. Впрочем, читатель сам рассудит, если заинтересуется этой книжкой.

Игорь ВАЧКОВ