Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2001

КОЛЛЕГИ

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНИНА

Потребность разрушить все до основания, а затем... построить новый, счастливый мир не раз оказывала нам плохую услугу. До недавнего времени во всех образовательных учреждениях перестали обращать внимание на процесс воспитания. Но сейчас и психологи, и педагоги начали активно заниматься формированием личности ребенка. Все было бы прекрасно, если бы эта самая личность находилась вне социума. Но человек — существо социальное и должен уметь взаимодействовать с окружающими и с обществом. А это невозможно без определенной гражданской позиции.
К сожалению, обнаружилось, что эта позиция не появляется сама собой. Надо целенаправленно заниматься ее формированием.
В противном случае мы имеем то, что имеем, — толпы скучающих детей и подростков, которые не знают, чем заняться и на что употребить свою жизнь. Поэтому с такой легкостью появляются наркотики, клей «Момент». Подростки сбиваются в компании на пустырях и в подворотнях, к которым и днем не рекомендуется приближаться... Да мало ли других развлечений существует в этом мире? Самое главное для таких детей — преодолеть тоску, скуку, пустоту.
Сталкиваясь с подобной логикой рассуждения у современных детей и подростков, многие педагоги и психологи (не говоря уже о родителях) приходят в замешательство. Действительно, есть от чего!
Но что говорить о детях, если, по данным социологов из МГУ, уровень социального оптимизма в среднем по России составляет 5–10%! А верхний среднестатистический уровень этого самого оптимизма не превышает 25–30%. Это значит, что всего треть населения нашей страны уверена в собственном будущем или считает, что может сделать что-то для обеспечения своего будущего.
Так вот, в России есть место (надеюсь, что не одно), где уровень социального оптимизма составляет 65%! И это не какой-нибудь Клондайк, алмазные разработки или нефтяное месторождение. Название у этого места вполне даже прозаичное — Кинель-Черкасский район Самарской области. Именно там большая часть населения с уверенностью смотрит в будущее!
Районная администрация проводит продуманную экономическую и социальную политику. Но при чем тут психология? Оказывается, что именно она имеет прямое отношение к уровню социального оптимизма местных жителей.
С 1999 года психологи района совместно с Самарским региональным социопсихологическим центром занимаются психологическим сопровождением гражданского воспитания. И эта работа стала для них самой серьезной и главной.
«Школьный психолог» уже писал о том, что во всех школах Самарской области гражданское просвещение является составной частью учебной работы. Самарские психологи считают, что психологическая служба не может пройти мимо воспитания. И здесь реальными задачами являются такие, как формирование у учащихся мировоззрения, созидательного отношения к жизни и активности.
Специалисты регионального социопсихологического центра разработали теоретические основы понятия «гражданственность». Сделали они это по заказу областного управления образования.
Эти материалы легли в основу конкретных граждановедческих программ. В Самарской области уже существует региональный учебный курс «Основы жизненного самоопределения», написаны учебники для всех классов средней школы. Сейчас специалисты регионального социопсихологического центра разрабатывают программу развития основ гражданственности для детских садов.
Кинель-Черкасский район стоит у истоков становления и развития программы формирования гражданственности. Практически все население района (как дети, так и взрослые) участвуют в проекте «Гражданин». В его рамках в августе этого года начал работу районный центр гражданско-правового образования и патриотического воспитания «Гражданин — патриот Родины».
Активное участие в этой работе принимают психологи. Полгода назад в Кинель-Черкасске был создан центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам. Его директор В.Р. Пупырин считает, что основной задачей центра станет раскрытие личностного потенциала ребенка. Главное — «создать условия, в которых ребенок сможет реализовать свои положительные качества, в которых он видит результат своей деятельности».

Эти старшеклассницы взялись за создание проекта,
направленного на уменьшение конфликтных ситуаций
между учителями и учениками

Ребята из детской телестудии
Кинель-Черкасской школы № 2 работают
как настоящие профессионалы

 

 

 

 

Ольга РЕШЕТНИКОВА