Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО ЯДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я

 

 

Алис Миллер
М.: Академический проект, 2001

 

Растет все-таки уровень отечественного книгоиздания, и это не может не радовать. Мировой бестселлер в хорошем переводе и лаконичном аккуратном оформлении. Читабельные шрифты, симпатичные шмуцтитулы, грамотная корректура. Даже бумага офсетная, а не газетная. Еще цена была бы пониже, но... не будем о грустном.
Жаль только, заголовок несколько вводит в заблуждение, пусть даже на сей раз по вине не издателей, а самого автора. Все-таки в книжке речь идет о проблемах всех детей, а не только одаренных. Конечно, согласно современным концепциям, одарены все, и автор тоже так считает. Но все же титульный лист настраивает на определенное содержание.
Основная тема книги — заколдованный круг переноса родителями на детей отношений и проблем собственного детства. Нельзя сказать, что это издание является пособием по психотерапии: техники и приемы работы здесь не приводятся. Скорее перед нами психотерапевтическое эссе, страстная публицистика, написанная со знанием дела. А «знать — это уже много», как справедливо замечает в предисловии научный редактор перевода А.Б. Орлов.
Теперь знаем и мы. Знаем, как взрослые из самых лучших побуждений калечат жизнь собственных детей. Знаем, как дети избавляются от собственного Я, чтобы родители были довольны. Знаем, как проблемы детства через много лет бессознательно отыгрываются уже на своих детях, замыкая порочный круг.
В этом перечислении не случайно появилось ключевое для книги слово «бессознательно». Алис Миллер «родом» из классического психоанализа. Да, позднее она порвала с этим учением и вышла из всех психоаналитических ассоциаций, в которых состояла. Но преемственность прослеживается. Обретение собственного Я и избавление от психических травм автор видит в контакте с собственным бессознательным и переживании в настоящем вытесненных драм и трагедий детства.
Для образованного читателя идеи Миллер не станут откровением. Мысли о том, что «все мы родом из детства», о наследовании жизненных сценариев, о собственной жизни и «жизни для...» нам хорошо знакомы. Поэтому если на Западе в свое время книга вызвала шок, то у нас она всего лишь займет достойное место на полке. Согласитесь, это тоже удается не каждому автору.
А вот на одной мысли хочется остановиться особо. Автор всерьез считает, что «восприимчивость психотерапевта, его способность проникнуть во внутренний мир другого человека... свидетельствуют о том, что в детстве он был объектом, который родители и воспитатели использовали в своих целях». Вот вам и новое слово в извечной дискуссии на тему, решает ли психотерапевт в процессе терапии собственные проблемы.
Может быть, Миллер и права, тем более что она оговаривает необходимость самотерапии для успешной работы психотерапевта. Но все же становится страшно. Сколько психически нездоровых людей, и без того заполонивших аудитории краткосрочных курсов и конференц-залы всевозможных психотерапевтических лиг и ассоциаций, будут теперь цитировать Миллер для собственного оправдания!
Но закончить хотелось бы на оптимистической ноте, ведь и сама книга оптимистична. Выход из заколдованного круга есть. Чтобы помочь себе, надо прекратить обманывать себя. «Ведь мы далеко не всегда так виновны, как нам кажется, и далеко не так невинны, как хотели бы».
Короче, работайте над собой, можно и с помощью психотерапевта, и живите своей жизнью. Не ново? Зато правда.

Марк САРТАН