Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2001

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Занятие для подростков

Цель

Осознание учащимися своих потребностей.

Материал

Бумага, карандаши.

Ход занятия

Ведущий: Без чего человек не может жить?

Ученики:

— Без воды, еды, воздуха, любви, цели, общения, денег.
— Неправда, можно жить без денег.

Ведущий: Почему вы так считаете?

Ученики:

— Бомжи живут, им главное — тепло.
— Бомжи не живут, а выживают.

Ведущий: Выживание — тоже форма жизни. А как они выживают?

Ученики: Как они выживают? Бутылки собирают, сдают и получают денежки. Без денег никуда.

Ведущий: А что значит выжить?

Ученики: Остаться в живых.

Ведущий: Да, очень точно. Послушайте, как объясняется в словаре это слово. «Выжить — остаться в живых, перенести какие-либо тяготы, болезни, пережить». Получается, что перед этим было что-то, после чего человек остался в живых. Что это могло быть?

Ученики:

— Нападение, болезнь, война, ссора с любимым человеком.
— Выгнали с работы, из дома, убили всех родных.

Ведущий: Что человек испытывает, когда случается подобное? Какие чувства у него возникают?

Ученики: Ужас, отчаяние, печаль, кошмар. Жить не хочется. Действительно, выживание.

Ведущий: Представьте, что нападение произошло быстро: человеку сломали челюсть, руку или ногу, дали пинка, отобрали деньги, отбили почки. Или скандал с другом продолжался всего десять минут, ну тридцать минут. В каком состоянии остается человек, что он переживает?

Ученики:

— Это долго тянется. Даже челюсть может зажить, а как вспомнишь, так хочется кому-нибудь врезать. Это долго может мучить.
— Когда друг или любимый предает, то жить не хочется.
— А-а-а, я понял. Человек не просто ситуацию переживает, а переживает внутреннее потрясение. Если переживет, то выживет. А если нет, то может или вены перерезать, или пить начать.

Ведущий: Человек переживает внутреннее потрясение — от предательства, несправедливости, потери. Он может испытывать хронические переживания от голода, жажды, непосильного труда. Но вот человек выжил. Что он при этом может испытывать?

Ученики: Радость, что все позади. Ну да, как вспомнишь, что было, опять не захочешь жить — страшно.

Ведущий: Человек представляет, что на него опять могут напасть, чувствует страх и испытывает потребность спрятаться, защитить детей, самому отдохнуть. Но при этом у него есть еда, вода. На что эти представления наталкивают, какие действия заставляют предпринимать?

Ученики:

— Защищаться, прятаться.
— Всю жизнь не попрячешься.

Ведущий: Что такое оборона, безопасность?

Ученики:

— Это — милиция, армия, кулаки. Если есть деньги, можно охранников нанять.
— Оборона помогает выжить, без армии мы не можем сохранить безопасность страны.

Ведущий: Мы защищаемся, чтобы сохранить себя и потомство. Что еще нужно, кроме армии, милиции, кулаков?

Ученики: Оружие. Наверное, нужны еще крепости или дома.

Ведущий: Да, конечно. Чтобы самому отдохнуть, вырастить детей, устроить им нормальную жизнь, нужен дом (укрытие есть даже у зверей). Одежда нужна для безопасности. От чего она защищает?

Ученики:

— От холода. Военная форма защищает, маскирует. Есть пуленепробиваемые жилеты.
— Если тело не очень красивое, маскирует тоже.

Ведущий: Итак, человек выжил и старается сохранить свою жизнь. А вот как слово «оборона» определяется в словаре: «Оборона — совокупность средств, необходимых для защиты кого-либо, чего-либо». И мы с вами поняли, что защищаться от непогоды нужно, создавая жилье и одежду; армия и милиция стоят на страже нашей безопасности. Что, по вашему мнению, чувствует человек, находящийся в безопасности?

Ученики: Спокойствие, сытость, уверенность.

Ведущий: А что такое уверенность, с вашей точки зрения?

Ученики: Вера в себя, вера в то, что я сам могу все сделать, вера в свои возможности.

Ведущий: Уверенность — это убежденность в чем-либо, вера во что-либо. Уверенность — сознание своей силы, своих возможностей. Уверенный человек решителен в своих действиях. Однако представьте себе, что человек сыт, у него есть дом, хорошая одежда, но он знает, что в нем никто не нуждается. Люди обходятся без него. Как он будет чувствовать себя?

Ученики:

— Ничего хорошего он чувствовать не будет.
— Не с кем поговорить, никто его не уважает, без симпатии друг к другу скучно.
— Без любви невозможно. У человека может быть много денег, но если его по-настоящему никто не любит, то деньги перестают радовать.
— Ну да, деньги всегда радуют.
— А кто говорит, что деньги не радуют? Но если тебя любят только за деньги, то очень может быть, что тебе просто надоест их зарабатывать. Ведь сам по себе ты никому не нужен.
— Друзья любят не за деньги. Это женщинам нужно, чтобы у мужчины были деньги, он для них интересен, когда у него много «бабок».
— Глупости говоришь. Всем нужно, чтобы их любили просто так. Как родители любят детей — без денег. Только потому что это их родные дети.

Ведущий: Что значит любить? Или что такое любовь?

Ученики:

— Любовь — возвышенное чувство, проявляющееся в особом внимании; оно больше, чем дружеские отношения.
— Ты становишься лучше.
— Очень важно, чтобы тебя любили.

Ведущий: Если у вас все это есть, то как вы себя чувствуете?

Ученики:

— Хорошо, замечательно.
— Надо, чтобы люди вокруг тебя были хорошие и порядочные и ты мог на них положиться.

Ведущий: Уверенность в жизни человеку дает любовь близких. Он чувствует себя уверенно, если знает, что есть люди, на которых он может всегда положиться. А что для вас значит успех?

Ученики:

— Когда тебя все уважают.
— Когда все получается.
— Когда ты самый лучший.

Ведущий: Что человек чувствует, когда так происходит?

Ученики: Счастье, радость, глубокое удовлетворение, что старался не зря.

Ведущий: Переживание чувства успеха сохраняется долго?

Ученики:

— Очень долго. Я года два назад победил на соревнованиях, так даже сейчас, когда вспоминаю об этом, мне так приятно.
— Маленькие успехи тоже долго помнятся. Когда у меня в жизни неприятности, то я вспоминаю о них и становится легче.

Ведущий: Может ли человек обходиться без одобрения родителей, друзей, других людей?

Ученики:

— Нет, это невозможно. Всегда хочется, чтобы кто-нибудь сказал, что ты «в порядке», ну, что-нибудь подобное.
— Я знаю людей, которые дружат с другими только потому, что те ими восхищаются.
— Можно прожить без признания. Сам знаешь, чего хочешь, и делаешь это. И никто тебе не нужен.

Ведущий (обращается к ученику по имени Алексей, сказавшему последнюю реплику): А как ты определяешь, что достиг того, чего хотел?

Ученик: Ну, я радуюсь, чувствую себя хорошо, доволен, что добился своего.

Учитель: То есть ты определяешь, что добился успеха, по своему эмоциональному состоянию.

Ученик: Да, я сам определяю. Мне это нравится, и все.

Ведущий: Что ты чувствуешь, когда к тебе обращаются за советом, интересуются твоим мнением?

Ученик: Ну, так... приятно, хорошо.

Ведущий: Это будет для тебя ощущением признания, уважения?

Ученик: Конечно.

Ведущий: Важно ли чувствовать себя уважаемым человеком, знать, что твое мнение признается?

Ученик: Конечно, еще бы.

Ведущий: Можно сказать, что в этом случае человек чувствует себя успешным и свою жизнь воспринимает как успешную?

Ученик: Да, конечно.

Ведущий: Хотя и ты по-своему прав, Алеша: есть моменты в жизни, которые человек сам оценивает как успешные или неуспешные для себя. И может сам, один, без поддержки других людей переживать это как успех.
Американский ученый А. Маслоу создал иерархию потребностей человека. Вы, наверное, знаете, что обозначает слово «иерархия»?

Ученики: Последовательность.

Ведущий: Правильно. «Иерархия — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему». Я назову основные уровни иерархии потребностей по Маслоу и запишу их на доске (учитель записывает уровни вперемешку): выживание, успех или процветание, оборона, уверенность. Есть еще один уровень — самоактуализация. Но сегодня мы о нем практически не говорили. У себя на листочках запишите эти уровни и расположите их так, как вы считаете нужным — от низшего к высшему. Подумайте, что необходимо, по вашему мнению, для поддержания каждого уровня.

(Учащиеся выполняют задание. Затем каждый ученик рассказывает о своей иерархии и обосновывает ее.)

А.: Я расположил так. Выживание: вода, пища, тепло, общение, жилье. Оборона: оружие, самоуверенность, знание боевых искусств. Уверенность: сила воли, решительность, любовь. Успех и процветание: образование, интеллект, деньги.

В.: Выживание: еда, жилье, одежда. Уверенность: сила воли, смелость, решительность. Оборона: милиция, армия. Успех: образование. Процветание: деньги.

Ведущий: Очень интересно. А теперь посмотрите иерархию потребностей Маслоу. Первый уровень — выживание: еда, питье, отдых, движение, секс. Это то, без чего не может выжить человек как биологический индивид. Второй уровень — оборона: одежда, жилье, безопасность, сохранность, предсказуемость. Третий уровень — уверенность: любовь, принадлежность к группе, включение в нее и соединение с группой; четвертый — успех и процветание: признание, власть, уважение к другому и к себе, чувство собственного достоинства.
Что значит власть?

Ученики (смеются): Это все. Это деньги.

Ведущий: Власть — право управления государством, политическое господство. Власть — право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо. Власть — могущество, господство, сила.
Давайте вместе попробуем обобщить все, о чем мы с вами сегодня говорили.

Ученики:

— Мы — разные, но потребности у нас у всех похожие.
— Надо правильно распоряжаться своими возможностями и своими ценностями.
— У всех людей в мире одни и те же потребности. А значит, мы все похожи и можем договориться обо всем. Хотя и все разные.

Ведущий: Да, каждый из нас уникален. Но потребности делают нас похожими друг на друга.

О.С. ШУМИЛОВА,
учитель-экспериментатор гимназии
№ 1552,
г. Москва