ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙЗанятие для подростковЦель Осознание учащимися своих потребностей. Материал Бумага, карандаши. Ход занятия Ведущий: Без чего человек не может жить? Ученики: — Без воды, еды, воздуха, любви, цели,
общения, денег. Ведущий: Почему вы так считаете? Ученики: — Бомжи живут, им главное — тепло. Ведущий: Выживание — тоже форма жизни. А как они выживают? Ученики: Как они выживают? Бутылки собирают, сдают и получают денежки. Без денег никуда. Ведущий: А что значит выжить? Ученики: Остаться в живых. Ведущий: Да, очень точно. Послушайте, как объясняется в словаре это слово. «Выжить — остаться в живых, перенести какие-либо тяготы, болезни, пережить». Получается, что перед этим было что-то, после чего человек остался в живых. Что это могло быть? Ученики: — Нападение, болезнь, война, ссора с
любимым человеком. Ведущий: Что человек испытывает, когда случается подобное? Какие чувства у него возникают? Ученики: Ужас, отчаяние, печаль, кошмар. Жить не хочется. Действительно, выживание. Ведущий: Представьте, что нападение произошло быстро: человеку сломали челюсть, руку или ногу, дали пинка, отобрали деньги, отбили почки. Или скандал с другом продолжался всего десять минут, ну тридцать минут. В каком состоянии остается человек, что он переживает? Ученики: — Это долго тянется. Даже челюсть
может зажить, а как вспомнишь, так хочется
кому-нибудь врезать. Это долго может мучить. Ведущий: Человек переживает внутреннее потрясение — от предательства, несправедливости, потери. Он может испытывать хронические переживания от голода, жажды, непосильного труда. Но вот человек выжил. Что он при этом может испытывать? Ученики: Радость, что все позади. Ну да, как вспомнишь, что было, опять не захочешь жить — страшно. Ведущий: Человек представляет, что на него опять могут напасть, чувствует страх и испытывает потребность спрятаться, защитить детей, самому отдохнуть. Но при этом у него есть еда, вода. На что эти представления наталкивают, какие действия заставляют предпринимать? Ученики: — Защищаться, прятаться. Ведущий: Что такое оборона, безопасность? Ученики: — Это — милиция, армия, кулаки. Если
есть деньги, можно охранников нанять. Ведущий: Мы защищаемся, чтобы сохранить себя и потомство. Что еще нужно, кроме армии, милиции, кулаков? Ученики: Оружие. Наверное, нужны еще крепости или дома. Ведущий: Да, конечно. Чтобы самому отдохнуть, вырастить детей, устроить им нормальную жизнь, нужен дом (укрытие есть даже у зверей). Одежда нужна для безопасности. От чего она защищает? Ученики: — От холода. Военная форма защищает,
маскирует. Есть пуленепробиваемые жилеты. Ведущий: Итак, человек выжил и старается сохранить свою жизнь. А вот как слово «оборона» определяется в словаре: «Оборона — совокупность средств, необходимых для защиты кого-либо, чего-либо». И мы с вами поняли, что защищаться от непогоды нужно, создавая жилье и одежду; армия и милиция стоят на страже нашей безопасности. Что, по вашему мнению, чувствует человек, находящийся в безопасности? Ученики: Спокойствие, сытость, уверенность. Ведущий: А что такое уверенность, с вашей точки зрения? Ученики: Вера в себя, вера в то, что я сам могу все сделать, вера в свои возможности. Ведущий: Уверенность — это убежденность в чем-либо, вера во что-либо. Уверенность — сознание своей силы, своих возможностей. Уверенный человек решителен в своих действиях. Однако представьте себе, что человек сыт, у него есть дом, хорошая одежда, но он знает, что в нем никто не нуждается. Люди обходятся без него. Как он будет чувствовать себя? Ученики: — Ничего хорошего он чувствовать не
будет. Ведущий: Что значит любить? Или что такое любовь? Ученики: — Любовь — возвышенное чувство,
проявляющееся в особом внимании; оно больше, чем
дружеские отношения. Ведущий: Если у вас все это есть, то как вы себя чувствуете? Ученики: — Хорошо, замечательно. Ведущий: Уверенность в жизни человеку дает любовь близких. Он чувствует себя уверенно, если знает, что есть люди, на которых он может всегда положиться. А что для вас значит успех? Ученики: — Когда тебя все уважают. Ведущий: Что человек чувствует, когда так происходит? Ученики: Счастье, радость, глубокое удовлетворение, что старался не зря. Ведущий: Переживание чувства успеха сохраняется долго? Ученики: — Очень долго. Я года два назад победил
на соревнованиях, так даже сейчас, когда
вспоминаю об этом, мне так приятно. Ведущий: Может ли человек обходиться без одобрения родителей, друзей, других людей? Ученики: — Нет, это невозможно. Всегда хочется,
чтобы кто-нибудь сказал, что ты «в порядке», ну,
что-нибудь подобное. Ведущий (обращается к ученику по имени Алексей, сказавшему последнюю реплику): А как ты определяешь, что достиг того, чего хотел? Ученик: Ну, я радуюсь, чувствую себя хорошо, доволен, что добился своего. Учитель: То есть ты определяешь, что добился успеха, по своему эмоциональному состоянию. Ученик: Да, я сам определяю. Мне это нравится, и все. Ведущий: Что ты чувствуешь, когда к тебе обращаются за советом, интересуются твоим мнением? Ученик: Ну, так... приятно, хорошо. Ведущий: Это будет для тебя ощущением признания, уважения? Ученик: Конечно. Ведущий: Важно ли чувствовать себя уважаемым человеком, знать, что твое мнение признается? Ученик: Конечно, еще бы. Ведущий: Можно сказать, что в этом случае человек чувствует себя успешным и свою жизнь воспринимает как успешную? Ученик: Да, конечно. Ведущий: Хотя и ты по-своему прав,
Алеша: есть моменты в жизни, которые человек сам
оценивает как успешные или неуспешные для себя. И
может сам, один, без поддержки других людей
переживать это как успех. Ученики: Последовательность. Ведущий: Правильно. «Иерархия — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему». Я назову основные уровни иерархии потребностей по Маслоу и запишу их на доске (учитель записывает уровни вперемешку): выживание, успех или процветание, оборона, уверенность. Есть еще один уровень — самоактуализация. Но сегодня мы о нем практически не говорили. У себя на листочках запишите эти уровни и расположите их так, как вы считаете нужным — от низшего к высшему. Подумайте, что необходимо, по вашему мнению, для поддержания каждого уровня. (Учащиеся выполняют задание. Затем каждый ученик рассказывает о своей иерархии и обосновывает ее.) А.: Я расположил так. Выживание: вода, пища, тепло, общение, жилье. Оборона: оружие, самоуверенность, знание боевых искусств. Уверенность: сила воли, решительность, любовь. Успех и процветание: образование, интеллект, деньги. В.: Выживание: еда, жилье, одежда. Уверенность: сила воли, смелость, решительность. Оборона: милиция, армия. Успех: образование. Процветание: деньги. Ведущий: Очень интересно. А теперь
посмотрите иерархию потребностей Маслоу. Первый
уровень — выживание: еда, питье, отдых, движение,
секс. Это то, без чего не может выжить человек как
биологический индивид. Второй уровень — оборона:
одежда, жилье, безопасность, сохранность,
предсказуемость. Третий уровень — уверенность:
любовь, принадлежность к группе, включение в нее
и соединение с группой; четвертый — успех и
процветание: признание, власть, уважение к
другому и к себе, чувство собственного
достоинства. Ученики (смеются): Это все. Это деньги. Ведущий: Власть — право управления
государством, политическое господство. Власть —
право и возможность распоряжаться, повелевать,
управлять кем-либо, чем-либо. Власть —
могущество, господство, сила. Ученики: — Мы — разные, но потребности у нас у
всех похожие. Ведущий: Да, каждый из нас уникален. Но потребности делают нас похожими друг на друга. О.С. ШУМИЛОВА, |