Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2001

ГИЛЬДИЯ

КАКОЙ РЕБЕНОК НУЖЕН ШКОЛЕ?

В нашей школе проблема приема детей и их адаптации к школьным условиям стоит особенно остро. К нам приходят дети из прогимназии, из обычного детского сада, а также не посещавшие детский сад. Поэтому первоклассники имеют разный уровень подготовки. Одни уже умеют читать и писать, а другие даже не знают букв.
И до сих пор нерешенным остается вопрос: какой ребенок нужен школе? Сколько школ, столько и ответов.
Сегодня есть немало школ, которые дают детским садам «заказ»: дети при поступлении в школу должны уже что-то уметь и знать. Но почему ребенок, который только готовится получать знания, что-то должен школе?
Я думаю, что ребенок школе ничего не должен, это школа должна уметь принять ребенка такого, какой он есть на данный момент.
Единственное, что ребенок должен, — это хотеть учиться. А научить его писать, читать, решать задачи в состоянии и школа. Но многие детские сады считают своей большой заслугой, если их дети при поступлении в школу свободно владеют специальными навыками: чтением, письмом. В некоторых садах игровая комната представляет собой настоящий класс с партами и школьной доской. Все это, конечно, неплохо, если не ущемляется развитие ребенка в целом.

ВЕЧНАЯ ПОДГОТОВКА

Почему взрослые так убеждены, что их основная задача состоит в том, чтобы готовить ребенка к чему-то предстоящему? Обычно мы любим говорить: «Мы готовим ребенка к жизни». Но разве сегодня ребенок не живет, разве он не имеет собственных потребностей, чувств, желаний, тревог?
Каждый педагог, хоть немного разбирающийся в детской психологии, знает, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Играя, маленький человек ощущает необходимость в приобретении новых знаний, познает правила общения со сверстниками и взрослыми. Взрослому необходимо лишь правильно организовать этот вид деятельности. А в гонке за интеллектуальным развитием чаще всего остаются в стороне эмоциональная, мотивационная и социальная сферы.
На своем опыте я убеждаюсь, что хорошее интеллектуальное развитие не является гарантией успешной учебы в школе. Хотя сегодня существуют методики,
с помощью которых можно 3—4-летнего научить читать со скоростью до 10 слов в минуту. Но такой ребенок в школе встретится с проблемой грамотности, так как в дошкольном возрасте мы пустили «телегу вперед кобылы» и научили его читать, прежде чем он освоил звуковой анализ слова. Это не означает, что дошкольника совсем не нужно учить читать. Нужно, если ребенок к этому готов.

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ

Успешность обучения зависит от развития отдельных психических процессов. И если у младших школьников развивают память, внимание, воображение, мышление (развитие которых, кстати, можно осуществлять в игре), они гораздо легче приспосабливаются к учебному процессу.
Если готовность к школьному обучению представить в виде цветка, то для того чтобы этот цветок распустился, ему необходимы крепкие корни. Такими корнями являются хороший уровень развития памяти, внимания, воображения, наглядно-образного и логического мышления, волевых качеств. Почвой для этих корней является детский сад или семья, то есть та среда, в которой развивается ребенок.
Если все эти процессы развиты достаточно хорошо, то цветок расцветает. Ребенок легко научится и читать, и писать, и решать задачи. Все эти навыки — лепестки распустившегося цветка. А питание он получает через листья — уровень общего психического развития и уровень саморегуляции. Эти две составляющие имеют огромное значение для успешного освоения учебного материала.

ЧТО ЖЕ НУЖНО РАЗВИВАТЬ?

Сегодня мы часто сталкиваемся с фактами, когда интеллектуально подготовленные дети не умеют долго на чем-либо задерживать внимание, не обладают воображением. Такие дети не справляются с заданиями, требующими образного мышления. Они не умеют мечтать, придумывать, фантазировать, а ведь это главное условие творчества.
Возникает вопрос: не отбираем ли мы у малышей то детское, что дано им самой природой, не слишком ли злоупотребляем учебными методами в ущерб игровой деятельности?
Еще один немаловажный факт заслуживает внимания: у преобладающего большинства поступающих в школу зрительное восприятие явно доминирует над слуховым. Это можно объяснить тем, что современный ребенок воспринимает информацию в основном с помощью телекоммуникаций. Тогда как школьная система обучения больше ориентирована на умение воспринимать информацию на слух.
Отсюда следует, что детские сады при подготовке детей к школе должны уделять развитию слухового восприятия особое внимание. Тем более что современный ребенок испытывает недостаток в непосредственном общении со взрослыми.

НЕЛЕГКИЕ ИСПЫТАНИЯ

При поступлении в школу ребенка ждет диагностика, которая зачастую превращается в проверку, экзамен. Взрослые же не всегда задумываются над тем, какую травму такой проверкой можно нанести ребенку.
Ребенок поступает в школу в 6,5—7 лет. А это возраст, который характеризуется кризисом 7 лет. Этот кризис становится своеобразным червячком, подтачивающим корни «цветка готовности».
Семилетний ребенок теряет детскую непосредственность, у него изменяется восприятие своего места в системе отношений, появляются новые переживания. Цепь неудач может привести к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Успехи же приводят к появлению чувства собственной значимости, исключительности.
Кроме этого, семилетний ребенок уже умеет хорошо скрывать свои истинные чувства и переживания. Поэтому отбор, который проводится в некоторых школах, очень болезненно отражается на самооценке и состоянии тех, кто не может его пройти.
Родители, гонясь за престижем, ведут детей на всевозможные отборы и тестирования. Но если ребенок не проходит отбор в престижную школу или класс? Понимаем ли мы, взрослые, что тем самым демонстрируем ему, что он не такой, как нам надо, что есть дети и получше его. И с этим тяжелейшим грузом на душе ребенок идет в другую школу, уже не имея прежнего радужного желания учиться.
Часто можно слышать от родителей, что малыш еще не понимает смысла этих проверок. Но это не так, и у ребенка на этой почве могут развиться психосоматические расстройства.

ДИАГНОСТИРУЕМ ИГРАЯ

Мои коллеги, возможно, возразят, что в обязанности психолога входит диагностика уровня готовности ребенка к школьному обучению. Но опыт моей работы показал, что такую диагностику вполне можно проводить, не превращая ее в суровый экзамен, а организовав увлекательные занятия.
Прежде чем приступить к диагностике, я попыталась ответить для себя на три вопроса: «Для чего мы проводим диагностику? Что нужно знать учителю о поступающих в школу? Как провести проверку наиболее безболезненно для ребенка?»
Отвечая на эти вопросы совместно с учителями, мы выяснили, что нам не нужно «отсеивать» детей. Мы принимаем всех, поэтому проводить диагностику как экзамен нет необходимости. Учителю же важно знать уровень развития различных психических процессов у детей.
Мы решили проводить диагностику в форме игры.
Для определения уровня готовности первоклассников к школьному обучению я уже в течение нескольких лет провожу психодиагностическую игру «Путешествие в страну Знаний». В ней собраны известные методики, но я придала им новую форму.
В ходе игры ребята встречаются с Винни-Пухом и его друзьями, которые помогают им в течение нескольких занятий преодолевать трудности на сказочном пути.
Такая форма диагностики имеет следующие преимущества.
Ребенок не воспринимает проверку как экзамен, он просто играет.
В ходе игры психолог получает материал о развитии психических процессов первоклассника.
Психолог получает представление об эмоциональном состоянии детей.
Игра позволяет наладить благоприятный эмоциональный контакт психолога с учеником. Это помогает ребенку впоследствии чувствовать себя менее скованно на индивидуальной консультации.

ДОРОГА В ШКОЛУ

В этом году мы объединили усилия психолога, учителя школы и воспитателя детского сада. Такой командой мы открыли летнюю площадку для поступающих «По дороге в школу».
Десятидневная программа включала в себя:

— занятия с учителем на развитие моторики руки, слухового и зрительного внимания, памяти;
— диагностическое занятие с психологом;
— занятия по развитию навыков общения;
— игровые занятия с воспитателем детского сада.

За это время у детей была возможность почувствовать себя хозяевами школы, они подружились, лучше узнали друг друга. За все время работы лагеря не произошло ни одной крупной ссоры между детьми.
Самой лучшей оценкой нашей работы стали отзывы родителей. Они отмечали, что у многих детей изменилось отношение к школе, исчез страх, тревожное чувство перед школой, перед новыми контактами.
Полученная информация о поступающих в школу позволила провести комплектование первых классов с учетом уровня развития детей.

С. Цветкова проводит занятие с будущими первоклассниками

В заключение хочу отметить, что сегодня воспитательный процесс в дошкольных учреждениях необходимо поднимать на новый уровень, ориентируясь на гуманистическое отношение к ребенку во всех сферах его жизни. И главной ценностью для педагогов должно стать уважительное отношение к естественному развитию детей. При таком подходе ребенок всегда прав, неправым может быть только взрослый, который не сумел сделать свою программу полезной, интересной и желаемой для ребенка.

Светлана ЦВЕТКОВА,
психолог
Амгинской средней школы № 2,
Республика Саха (Якутия)