КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Под ред. И.В. Дубровиной
Екатеринбург: Деловая книга, 2000
Целью психологической службы в школе,
по мнению авторов книги, должно стать
обеспечение психологического здоровья детей и
подростков. При этом содержательно разводятся
два понятия: психическое здоровье и
психологическое здоровье.
Под психическим здоровьем понимается состояние
отдельных психических процессов, а
психологическое здоровье характеризует
личность в целом и находится «в тесной связи с
высшими проявлениями человеческого духа».
Поэтому целесообразно выделять собственно
психологический аспект проблемы психического
здоровья, в отличие, например, от медицинского
аспекта.
Редактор попытался собрать под одной обложкой
полученные к настоящему времени теоретические и
практические материалы по данному вопросу. В
частности, здесь получили освещение проблемы
школьной тревожности и школьных неврозов, пути
оказания помощи ребенку, потерявшему родителей,
способы преодоления конфликтов между родителями
и детьми.
Авторы убедительно говорят о необходимости
бережного отношения к переживаниям ребенка,
показывают, что атмосфера психологического
комфорта выступает средством профилактики
психосоматических заболеваний.
Книга написана коллективом авторов, что
отразилось на ее структуре и стиле изложения. Она
представляет собой скорее сборник статей по
вопросам психического здоровья, чем целостное и
системное описание проблемы. В связи с этим при
чтении книги возникают определенные трудности.
Во-первых, отсутствует четкая логика
представления психологических данных: в работе
как бы перечисляются проблемы, имеющие отношение
к психическому здоровью.
Во-вторых, обращает на себя внимание разный стиль
изложения материала. Некоторые разделы похожи на
научные статьи (И.В. Дубровина), другие написаны в
научно-популярном ключе (А.М. Прихожан, Е.Е.
Данилова, Н.И. Гуткина и др.). Д.В. Лубовский
описывает метод диагностики личностных проблем
младшего школьника в форме проективного
интервью. Содержательно выделяются материалы,
представленные Н.Н. Толстых, которые имеют не
только психологический, но и философский,
мировоззренческий аспект: автор подчеркивает
необходимость формирования у детей способности
самостоятельно определять цели жизни.
В-третьих, в аннотации к книге указывается, что
она адресована практическим психологам, в то
время как некоторые ее части рассчитаны прежде
всего на родителей.
В-четвертых, в конце книги отсутствует список
литературы, хотя авторы ссылаются на большое
число работ.
Кроме того, интересно отметить следующее:
несмотря на название, большая часть книги
посвящена психическому нездоровью —
тревожности, страхам, конфликтам и т.д.
При всем при этом данное издание, безусловно,
будет полезно психологам в практической и
теоретической работе, ибо посвящено очень
важной, но пока недостаточно разработанной
проблеме психического здоровья детей.
Марина СТЕПАНОВА
|