Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

РОДИТЕЛИ КАК ПСИХОТЕРАПЕВТЫРОДИТЕЛИ КАК ПСИХОТЕРАПЕВТЫ

 

 

Артур Крафт, Гарри Лэндрет
М.: Московский психолого-социальный институт, 2000

 

Как вы думаете, легко ли быть хорошим родителем своему ребенку? Легко ли быть компетентным? Легко ли понимать и принимать своего ребенка?
Может быть, мне не повезло, но за все годы работы в качестве школьного и поликлинического психолога я не встретила ни одного родителя, полностью довольного тем, как он воспитывает своего ребенка. И это относится к родителям не только проблемных, но и вполне благополучных детей.
Поэтому я считаю эту книгу тем спасательным кругом, который мы, как специалисты, можем бросить родителям, нуждающимся в поддержке и помощи.
В этой работе описан многолетний опыт авторов по обучению родителей игровой терапии со своими детьми. Осваивая профессиональные навыки игротерапевта, родители начинают лучше понимать детей, устанавливают с ними полноценный эмоциональный контакт, помогают им избавиться от симптоматического поведения и повысить уровень социальной адаптации.
В четырех первых главах подробно описаны примеры из практики — работа с агрессивным расторможенным ребенком, с заикающимся ребенком, с чрезмерно тихим и беспомощным ребенком и ребенком с органическим поражением мозга. Здесь приводятся выдержки из конспекта занятий родительской группы.
В следующей главе анализируется несколько весьма типичных проблем, приводящих мам за помощью к психотерапевту. При чтении этого материала становятся очевидными те скрытые движения, которые определяют специфическое взаимодействие между матерью и ребенком, поддерживающее симптом.
В шестой главе приводятся примеры неудач в родительской терапии. Известно, что оценить эффективность нашей работы можно весьма условно, и существует иллюзия, что мы не должны ошибаться, не имеем права на ошибку. Но это слишком тяжкий груз, и д-р Крафт, признавая свои поражения, помогает и нам от него избавиться. Мы не боги, и это успокаивает.
В следующих главах кратко излагается суть игровой терапии, организация тренинга для родителей, правила проведения игрового занятия родителя с ребенком. Задача программы обучения родителей состоит в том, чтобы помочь им стать «психотерапевтическими агентами» для своих детей.
В заключение дается краткое описание исследований в области детско-родительской терапии и родительского тренинга.
Хочется отметить, что игровая терапия, проводимая родителями со своими детьми, — очень эффективный и экологичный способ решения детских и не только детских проблем. Она гораздо более предпочтительна, чем индивидуальная терапия для ребенка. Дело в том, что в этом случае ответственность и компетентность принадлежат родителю, а не специалисту, и тем самым укрепляется родительский авторитет. Если же решать проблему ребенку помогает умная, но чужая тетя, то она как бы подменяет собой маму, оказываясь в глазах ребенка «лучше», чем настоящая. И это не очень хорошо для будущего этого ребенка и этой мамы.
Использование подобного психотерапевтического опыта весьма актуально, на мой взгляд, для нашей современной школы. Не секрет, что обычно один психолог должен охватить своим вниманием до 1000 детей. Естественно, более эффективно привлечь к этой работе наиболее заинтересованных «добровольных помощников» — родителей.
В общем, это руководство к действию. Бери — и работай.

Ольга ДИАНОВА