ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Лонни КЛИНКСКЕЙЛ
ЭЙ, ЧУЧЕЛО
Меня зовут Лонни Клинкскейл, я автор
книги «Эй, чучело! Свидетельство преодолевшего».
Я писал эту книгу вдохновенно, хотя и только для
собственной терапии. Но я быстро узнал, что
многие родители и дети проходят через те же
испытания. Книгу стали использовать в разных
школах и организациях, для того чтобы помочь
детям и взрослым преодолеть трудности и
превратности судьбы. Надеюсь, что и вам
пригодится мой рассказ.
Вас никогда не интересовало, о чем на
самом деле думает труднообучаемый ребенок? Как
он чувствует себя, будучи совершенно отличным от
других?
Представьте такую ситуацию: вы в классе, и
учитель вызывает вас к доске, чтобы сложить два
плюс два. Вас уже посадили на заднюю парту, вы
заикаетесь, когда говорите, ваши вещи вам велики
или малы, у вас проблемы с личной гигиеной. Класс
смотрит на вас во все глаза, все хихикают и
шепчутся, пока вы идете к доске.
Но вот наконец вы у цели. Учитель передает вам
мел. Вы видите: 2+2= ? Вы не понимаете задание, но вы
делаете отчаянную попытку его выполнить. Вы
пишете цифру 5. Вам никогда не приходило в голову,
что это неправильный ответ. И вдруг один из ваших
одноклассников, ваш тайный образец для
подражания, кричит с места: «Эй, чучело, ответ — 4,
а не 5!» Класс разражается смехом, который вы
никогда не забудете и он не будет давать вам
покоя много лет.
Но это еще не все. Не успели вы пройти через это
тяжкое испытание, как ваша учительница не
сдерживает разочарования и расстроено негодует:
«Лонни, ты же знаешь, что ответ неправильный. Чем
больше я тебя учу, тем глупее ты становишься».
У МЕНЯ НЕ ОСТАВАЛОСЬ НАДЕЖД
Я учился с трудом, и у меня не
оставалось надежд. Я, естественно, оценивал себя
невысоко, ощущал себя запертым в тюрьме
собственных мыслей и боялся высказать свои
чувства как учителям, так и родителям.
Взаимоотношения дома только усиливали это
ощущение никчемности. Жизнь в семье постоянно
напоминала мне о моей неспособности сравняться с
сестрами в школьных успехах.
Домашняя жизнь стала настоящим кошмаром, и никто
не мог меня от него избавить. Я боялся принести
домой дневник, так как знал, что будет дальше. Я
представлял себе отца, как обычно раскрывающего
мой дневник, полный двоек. Он спросит меня:
«Почему ты не можешь получать пятерки, как твои
сестры?» От страха я не мог отвечать. Мой отец
отвечал сам себе: «Да, парень, ты просто чучело, и
будешь им всю жизнь». Затем он делал из газеты
дурацкую шляпу и заставлял меня сидеть в ней на
высоком детском стульчике моей младшей сестры.
Когда приходили гости, я должен был говорить им,
что я — чучело. Я не понимал, что я такого сделал,
чтобы со мной так обращались. Ненависть
переполняла меня, я ненавидел самого себя и то,
каким я выглядел в глазах других. Я хотел, чтобы
меня любили и принимали как родители, так и
сверстники.
В ШКОЛЕ МНЕ БЫЛО ТРУДНО
Я не усваивал материал так быстро, как
другие ученики. Однажды директор колледжа сказал
нам, что наш класс будет ставить рождественский
спектакль «Скряга» по Диккенсу и каждому будет
поручена своя роль. Такой радости я в жизни не
испытывал: наконец-то я буду делать что-то вместе
с моими одноклассниками.
Когда мы начали репетиции, то выяснилось, что моя
роль состоит в том, чтобы прокатить гроб Скряги
через всю сцену. Мне казалось, что это
кульминация всей пьесы.
После нескольких репетиций настал великий день.
Я всю ночь не спал. Утром я поел овсянки с
подливкой и стал надевать ту же грязную одежду,
которую носил всю неделю. Но когда я схватил свои
кроссовки, то увидел, что подошва оторвалась. Мне
пришлось взять кроссовки моего старшего брата и
набить их туалетной бумагой, чтобы они пришлись
мне по ноге.
Заранее волнуясь, я выбежал из дома. Когда я
прибежал в класс, надо мной стали смеяться:
«Клоун пришел!», «Разве на улице дождь, что ты в
ботах?» Но я не обращал внимания на насмешки,
надеясь, что после спектакля все изменится, ведь
я так замечательно сыграю свою роль.
Зал был полон. Настала моя очередь. Учительница
подала мне знак, и я покатил гроб Скряги по сцене.
Но ботинки моего брата были на четыре размера
больше, чем мои, и, споткнувшись о них, я упал в
катящийся гроб. Зал захохотал. Самая серьезная
часть пьесы стала самой смешной.
Учительница страшно рассердилась. Она заявила
всему классу: «Вы молодцы и сыграли замечательно,
а Лонни все испортил. Вот уж, действительно,
чучело!»
Я расплакался. Она только подтвердила то, что
говорили мой отец и мои одноклассники.
Я ВПАЛ В ДЕПРЕССИЮ, НО ВСТРЕТИЛ МИСТЕРА
РОССИ
Я еще больше замкнулся в себе и стал
совсем упрямым и непослушным. Моих новых друзей
все считали смутьянами. Однажды я пришел домой из
школы и услышал, как мои родители дерутся в
другой комнате. Мама вбежала ко мне в слезах,
схватила меня и прижала к себе, крича на отца:
«Лонни — мой сын, и с ним все в порядке!» Через два
месяца родители развелись, и я чувствовал, что я в
этом виноват. Я наглотался таблеток, чтобы
избавить их от такого несчастья, как я.
Проведя несколько недель в госпитале, я прошел
психиатрическое освидетельствование, где было
решено после выписки отправить меня в
специальный класс для труднообучаемых детей. Его
задачей была «мотивация детей к приобретению
навыков письма, чтения и счета». Первые полдня я
проводил в своем прежнем классе, а потом
учительница говорила: «Лонни, пора!» Ученики
начинали шептаться: «Идет в свой класс для
слабоумных».
Но я все равно ждал этого момента, потому что в
этом классе все были такие же, как я. Наш учитель,
мистер Росси, разглядел во мне что-то такое, чего
я сам никогда не замечал: я поверил, что могу
добиться успеха. Он воспитывал у учеников
спецкласса уверенность в себе и, самое главное,
самоуважение. Он каждый день напоминал нам, что
наш ум стоит многого и что мы всему можем
научиться. Он учил нас терпению и боролся с нашей
низкой самооценкой, рассказывая истории о людях,
добившихся успеха.
Каждую неделю он давал нам задание — подготовить
рассказ о том, кем мы станем, когда закончим
школу. И каждую пятницу он просил нас
рассказывать, что мы сделали, чтобы воплотить эти
мечты в жизнь.
Для того чтобы превратить мечту в реальность,
надо выработать самодисциплину, заниматься,
выполнять домашние задания и тратить время не на
телевизор, а на уроки. Он проверял каждого и за
хорошие результаты давал специальный красный
значок. В конце недели эти значки можно было
обменять на школьные принадлежности или на
конфеты, которые я очень любил.
Мистер Росси, устраивая ролевые игры, постепенно
воспитывал в нас дисциплину и уважение к
товарищам.
Он учил нас использовать свое воображение.
Каждый день он требовал прочитывать вслух по
странице из книги, которую выбирали всем классом.
Когда меня первый раз вызвали читать, я так
нервничал, что отказался, сказав, что я заикаюсь и
не могу читать вслух. Мистер Росси подошел ко мне,
положил руку на плечо и сказал: «Лонни, в этом
классе не бывает «не могу», потому что я знаю: ты
сможешь, если будешь заниматься».
Я ВЫИГРАЛ КОНКУРС ЧТЕЦОВ
Через несколько месяцев я без проблем
мог прочесть книгу в 60 страниц, так как мистер
Росси воспитал у меня уверенность в себе. Он же
был уверен во мне настолько, что выдвинул меня от
нашей школы на городской конкурс чтецов. Я занял
там первое место. А потом занял второе место на
окружном конкурсе.
Все были потрясены, в том числе и учительница
моего утреннего класса. Ученики школы никогда не
занимали такого места, хотя от нее выступали
лучшие дети, специально подготовленные для
выступления перед аудиторией. А тут целый округ
представляет отстающий ученик.
«ЕСЛИ МОЖЕТ ЛОННИ, ТО МОЖЕТЕ И ВЫ»
Я стал круглым отличником, хотя раньше
перебивался с двойки на тройку. Наш директор был
так изумлен этим, что повесил мою фотографию в
школьном коридоре. Он сказал: «Если может Лонни,
то можете и вы».
Никто не оказал на меня такого влияния, как
мистер Росси. Он стал для меня образцом для
подражания. Этот учитель успевал обратить
внимание на каждого своего ученика.
Ребенок, которого называли чучелом, с помощью
учителя для труднообучаемых перешагнул через
все свои трудности и достиг своей мечты. Сейчас
тот класс кажется мне маяком, который указывал
мальчикам и девочкам путь к их мечте. Как
настоящий маяк, он вел заблудившийся корабль к
безопасной гавани.
Труднообучаемый ребенок должен получать нужную
ему поддержку и быть любимым — родители,
обратите на это внимание!
В деятельность школы должны быть вовлечены все, в
том числе и родители. Участвуйте в занятиях
вашего ребенка. Встречайтесь с его учителями.
Пусть ваш ребенок поймет, что он для вас
особенный. Если у него трудности с каким-нибудь
конкретным предметом, узнайте про этот предмет
как можно больше. Будьте терпеливы.
И самое главное: если у вас труднообучаемый
ребенок, никогда не сравнивайте его с другими
детьми и не унижайте его. Если он окажется в
тюрьме собственных мыслей, то может не выбраться
оттуда за всю жизнь. И очень внимательно
отнеситесь к окружающей его обстановке. Ему
будет трудно учиться, если он живет во враждебном
окружении.
Перевод с английского Марка
САРТАНА