Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРСЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

 

 

Р. Солсо, Х. Джонсон, К. Бил
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001

 

Взяв в руки новый учебник по экспериментальной психологии, не сразу понимаешь, как же он на самом деле называется. Самым крупным шрифтом на обложке набрана издательская «завлекалочка» — «СЕКРЕТЫ ведущих психологов-практиков мира» (сразу хочется поспорить: экспериментатор — он, конечно, не теоретик, однако в наших краях под практикой разумеют что угодно, но не научное экспериментирование) плюс «75 уникальных экспериментов».
На этом броском фоне авторское название — «Экспериментальная психология: практический курс» — невольно теряется. Книга оформлена с явным расчетом на «массового читателя», падкого на секреты и практические рекомендации («делай — раз, делай — два...»).
Однако такого читателя ждет разочарование, ибо книга написана хоть и весьма увлекательно и доходчиво, но все-таки слишком серьезно для поверхностного обывательского ума. Она адресована читателю вдумчивому и по-настоящему интересующемуся научной психологией, а при таком условии ее тираж в три тысячи экземпляров можно считать даже избыточным.
На самом деле он явно недостаточен, так как книга по своему содержанию и форме представляет собой учебник, а психологию сегодня изучают десятки тысяч студентов, и им такой учебник просто необходим. Будет полезен он и тем, кто заинтересован в углублении своего образования, ибо позволяет восполнить серьезные недоработки, которые для нашего образования, увы, типичны.
Многие готовы признать, что традиционное академическое образование дает недостаточную подготовку к практической работе. Альтернатива ему — психологическое образование, которое ориентировано сугубо практически. Однако и оно, как свидетельствует та же практика, оказывается недостаточно, ибо фактически сводит практику к мозаике спонтанных наблюдений, интуитивных гипотез и бессистемных манипуляций. Часто упускается из виду, что практическая психология суть научно-практическая деятельность, в основе которой лежит психология как наука.
Новый учебник возвращает нас на твердую почву научного мировоззрения, доходчиво разъясняя, чем научное исследование отличается от гадания по звездам (или по тестовым баллам). На конкретных примерах авторы убедительно демонстрируют, как в нашей — казалось бы, столь расплывчатой — отрасли могут быть достоверно установлены строгие научные закономерности. Даже поверхностному читателю небесполезно ознакомиться хотя бы с описаниями многочисленных реальных экспериментов, которые сами по себе многому могут научить.
По мнению многих, психология — это не наука. Действительно, немалое количество тех, кто считает себя психологами, занимаются не наукой, а чем-то совсем другим, и по прочтении книги даже им самим это должно стать окончательно ясно.
Тем не менее психология все-таки существует как наука, и в этом своем качестве она, пожалуй, наиболее интересна, да и практически полезна. Собственно, об этом и написана книга. Студенты, которые учатся по таким учебникам, имеют хорошие шансы стать настоящими специалистами, а специалисты, которые не поленятся заглянуть в новый вузовский учебник, — значительно повысить свою квалификацию.

Сергей СТЕПАНОВ